«Чуть до центра не дошло» – так говорили очевидцы, которые своими глазами видели широкую черную воронку, шедшую в восточной части Москвы. Уже потом подсчитают, что вихри разнесли под фундамент 3 000 домов. По всему городу еще несколько месяцев будут обсуждать, как «смърчь» за пару минут сложил все деревья в крупной роще.
Это был 1904 год. Первый зарегистрированный случай мощных торнадо, прошедших по территории центральной России, из трех.
Об этом шествии стихии важно вспомнить сейчас, когда после появления 20 июня воронок в Москве и Московской области многие решили, что «с природой стало что-то не то». Хотя в контексте такого обсуждения интереснее поздний вечер 19 июня в Псковской области, где прошли сразу несколько крупных торнадо и один из них оценивается как F1/F2 (средний урон/значительный ущерб).
Появление воронок в Центральной России не относится к чему-то из ряда вон выходящему. Они были и будут; просто сейчас, когда каждый при виде чего-то любопытного достает из кармана смартфон, снимает и выкладывает в интернет, нестандартные метеорологические явления становятся достоянием общественности и кажется, что их стало больше.
Хотя в 1904 году у крестьян, крышу дома которых снес вихрь, не было гаджетов, до наших дней дошли и черно-белые фотографии, и многочисленные рассказы очевидцев. Благодаря им мы сейчас можем восстановить хронологию событий и на несколько минут отправиться в прошлое, в июнь 1904 года.
Вспышка торнадо 29 июня 1904 года: аккурат 120 лет назад
Жители Москвы и окрестностей занимались стандартными июньскими делами, радуясь легкому, свежему ветерку и комфортной температуре чуть выше 20 °C. Он дул с юга: там, на территории Тульской губернии, зарождалось огромное грозовое облако.
Погожий летний день преобразился: на деревни за границами тогдашней Москвы надвигалась огромная дождевая туча, которую метеорология наших дней назвала бы «конвективная система». Шторм шириной 15-20 км, как запишут. Некоторые сразу заподозрили неладное: слишком уж странным был бронзово-желтый оттенок облачности, стремительно приближающейся с юго-востока. Хотя инструментальных исследований не проводили, в источниках указана примерная скорость туч 25 м/с.
Туча, поравнявшись с предместьями города, вылила на них проливной дождь: выпало 162 мм осадков (16,2 см), что очень много. Летний воздух резко похолодел.
Читая эту историю, кажется, что стихия целилась прямиком на город. Аккурат на подходе к нему из тучи спускается воронка. Она установит контакт с землей в окрестностях Подольска и пойдет с юга на север вдоль восточной границы города, разметав и деревни за его пределами, и дома в самой Москве.
По рассказам и анализу последствий сделали вывод, что всего в этот день, на востоке города, орудовали 2 воронки. Но в некоторых источниках указано, что это была одна весьма широкая воронка шириной от 100 до 700 метров, которая умудрилась пройти пылесосом по восточной окраине, двигаясь со скоростью 55 км/ч в направлении Ярославля.
Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом.
– В. А. Гиляровский
Все очевидцы описывают вихрь примерно одинаково: широкий крутящийся столб. Снизу и сверху он был черным, а в середине – желтым. Люди, увидевшие воронку издалека, сначала принимали ее за столб черного дыма. Торнадо следовал за тучей, его породившей, и оставлял на земле поломанные дома и деревья, разметая все, что попало в его зону влияния.
На основе сообщений о последствиях становится понятен примерный путь стихии. Красным отмечены разрушенные населенные пункты, зеленым – те, которым досталось меньше.
Первыми на пути только-только набравашего силу торнадо стали 3 пригородных деревни – Капотня, Чагино и Люблино. Они оказались практически полностью стерты. В Чагино из 67 домов целыми остались только 2. В Капотне – 200 дворов не подлежало восстановлению.
Стихия двигается дальше на север. Речки и водоемы, через которые торнадо проложил свой путь, оказывались обезвожены до дна.
Теперь воронка заходит в такие же небольшие села: Люблино, Карачарово (на территории современного Перово) и Грайвороново. Их ждет то же, что и соседей. Вихрь, водя в села, разметал в щепки постройки и нехитрый крестьянский скарб, оставляя после себя хаос.
Описаны случаи, когда после прохождения воронки находили доски, которые были насквозь пробиты птичьими перьями: с такой силой их швыряет ветер, скорость которого в самом сердце торнадо может доходить до 100-144 м/с. Хотя у ученых есть все основания полагать, что реальная цифра гораздо больше: до 300 м/с, но существуют определенные трудности с измерениями. Если что, случай с перьями описан в книге «Климат Москвы и Подмосковья» (Издательство «Московский рабочий», 1959 г).
Следующей на очереди стихии была уже сама Москва. Воронка зашла в город в районе Лефортово. Она быстро разобралась с товарным двором, принадлежавшем Курской железной дороге. 6 грузовых вагонов будут опрокинуты на бок.
А вот с первого серьезного препятствия – каменных зданий казарм, вихрю удалось только сорвать крыши и повредить стекла. Как и в соседнем госпитале, и в Лефортовском дворце.
Одним из символов московского торнадо 1904 года стало тотальное и молниеносное выкашивание Аннегофской рощи – старинного, большого парка в Лефортово. Еще на подступах к ней вихрь «размялся» на стаде коров, подняв в воздух несколько животных.
А затем, с сильным гулом и ревом, поломал все деревья, среди которых попадались и столетние, за пару минут. Очевидцы, видевшие это, рассказывали: деревья попадали «как по команде». А В. А. Гиляровский, красочно и подробно записавший события того дня, написал, что лес будто «сбрили».
Побушевав в Лефортово, торнадо пошел в район Басманки. Примерно на этом моменте сила воронки начинает постепенно ослабевать (как будто в роще устала). Но ее мощи было по-прежнему достаточно, чтобы перенести несколько деревянных домов с одной стороны улицы на другую. Постепенное угасание пришлось очень кстати, потому что именно тут начиналась плотная застройка и столичная густонаселенность.
Здесь воронка меняет свое направление с северо-западного на северное, а потом – возьмет курс на северо-восток. Она поорудует в Сокольниках и в районе Лосиного острова, но уже не с таким запалом, как прежде. После пересечения Яузы вихрь двинулся в сторону Мытищ и растворился так же неожиданно, как появился, оставив за собой длинный хвост из обломков.
Московскому торнадо присвоена категория F2-F3 по шкале Фудзиты, в которой разброс от F0 до F5, т. е. "сильный".