В предыдущей части я рассказала о том, как я получила бесценный опыт работы с неординарной личностью в своей первой настоящей группе в 2018 году. Здесь продолжение истории.
Итак, ситуация была патовая, приближался открытый урок, на котором мне нужно было представить результаты учеников, а всё, чему научился Светозарчик - как выходить в коридор за срыв урока в его первые пять минут. Да, к тому времени я уже выгоняла ребенка и сильно себя за это корила. Малыш возвращался через минуту-две, старался держать себя в руках, но выходило у него это плохо, и он снова отправлялся вон. Да, не метод. Но тогда было правильнее устранить причину всех проблем и спокойно вести занятия с остальными восемью детьми, чем весь урок пытаться успокоить Светика.
Самое неприятное было то, что он-то делал всё ненамеренно. Ну не приходил мальчик на занятие с целью отравить мне жизнь, просто он физически не был способен сидеть или стоять и слушать учителя. Сейчас я предполагаю, что у Светозара могли быть проблемы по неврологии, которые его мама упорно выбирала не замечать. Знала ли она об особенностях сына? Да, сто процентов, ведь несмотря на то, что я не решалась поднять с ней этот вопрос, беседы на тему поведения вел с ней наш администратор, который регулярно мне сочувствовал после таких жутких уроков. Я надеялась, ждала и верила, что вот-вот станет легче, что после очередного обращения администратора к Валентине дело перевернется и вместо мечущегося по комнате комочка я наконец увижу ученика. Нет, наши уроки стали рутиной из безудержного веселья Светика, моих грустных попыток его успокоить и морщащихся от шума других детей.
Все шло по накатанной до середины декабря, пока в нашу группу не привели такого же премилого, румяного карапуза Костю.
Сейчас Костя - тринадцатилетний спортсмен, розовощекий, как и при нашей первой встрече. Мы работаем уже около шести лет, и за это время парень достиг серьезного успеха в иностранном языке. Он, кстати, единственный из той группы, кто остался со мной уже после ухода из образовательного центра.
В тот день Костя и Светозар встретились в моем кабинете и, очень счастливые, объявили всем, что они знакомы, живут на одной улице и вообще лучшие друзья. Конечно же, их мамы тоже знали друг друга, только я почему-то решила, что они тоже близкие подруги. Наверное, потому, что Антонина, мама Кости, сказала "мы дружим". Ох уж эта женская дружба... Малыш тут же влился в учебный процесс, быстро стал догонять остальных ребят.
Так закончился первый семестр, и после зимних каникул наш ангелочек с лучистой улыбкой вернулся в группу. К тому времени на курс записали еще трех-четырех малышей. Они с искренним недоумением смотрели на представления Светозара, и я, отдохнув, принялась "исправлять" положение с новыми силами и энтузиазмом. Как думаете, у меня получилось? Само собой, нет! Просто в какой-то момент я осознала свое бессилие и пустила всё на самотек, решив сосредоточиться на остальных детях.
При работе с особенными учениками важно помнить, что применять обычно эффективные педагогические приемы, чтобы их дисциплинировать, бесполезно. Для коррекции такого поведения нужен не просто опыт обучения "сложных" детей, но и навыки в области дефектологии.
Светик не долго печалился о своих мешках. Грустить было некогда, ведь рядом каждый раз оказывался лучший друг Костя. Надо сказать, что тот полюбил учиться, был одним из самых успевающих ребятишек, и без конца задирающий его Светозар отвлекал Костю от занятий и заметно действовал ему на нервы. В один из дней, после того, как Светик с мамой снова поспешно покинули центр, ко мне подошла Антонина. Она тогда еще ждала сына в коридоре, и всё происходящее на занятии видела и слышала.
-- Счастливый Репетитор, Светозар так плохо себя ведет! Вам тяжело с ним, я уже который раз за его поведением плохим наблюдаю. Неужели нельзя ничего сделать? - посочувствовала она.
И тут Остапа понесло. Точнее, прорвало. Там, в дверях нашего класса, я вывалила Антонине всё, что мне пришлось пережить со Светиком за последние полгода. Почувствовав, что ситуацией наконец-то интересуется родитель, хоть и совершенно другой, мое ущемленное эго с плохо скрываемым удовольствием наговорило ей то, что мне глубоко внутри хотелось сказать не ей, а Валентине. Антонина же понимающе кивала и качала головой. Выслушав всё, она как человек доброжелательный и готовый помочь, предложила на правах приятельницы пообщаться на эту тему с мамой мальчика. Я наивно обрадовалась: вот же, вот! Мне не нужно иметь с женщиной неприятных разговоров, мне не придется жаловаться ей на сына, за меня это сделает ее подруга! Уж она-то слова найдет! И я останусь нитакая, и проблему решит за меня другой человек!
Кто-то уже догадался, к чему привела эта чудная мысль?
Мама ангелочка забрала его из центра, громко хлопнув дверью. То есть они просто пропали, а я вздохнула с облегчением. Администратор, пожалев меня, дал время отойти от ситуации и скрыл ее подробности от руководства, но позже поделился тем, что предшествовало уходу Светозара и его maman.
Антонина с ней поговорила. Я, естественно, не знаю подробностей их беседы, но, по словам нашего дорогого администратора, мама кричала в трубку что-то вроде "Да какое право она имела обсуждать с Тоней моего ребенка!!! Он нормальный мальчик!" Возможно, там было еще какое-нибудь восклицание вроде "Да она сама студентка безмозглая!" или вроде того. Да, забыла сказать, к тому времени из группы забрали четверых детей, родители которых устали от того, что их постоянно отвлекает неконтролируемый ангелочек.
Итак, вот результаты моего полугодового старания удержать ребенка, который не хотел учиться.
- Из 12 человек в группе осталось семеро.
- Светозар ушел.
- Я выгорела.
Мораль: если вы учите - уймите свою гордыню. Вероятно, вы не гений педагогики, а просто человек, который владеет информацией и навыком ее доносить. Вы заменимы, и в 80% случаев не сумеете перевернуть чью-то жизнь. Скорее всего, 8 из 10 ваших ребят не заметят ваших усилий и забудут их, так что не берите на себя слишком многого. Вы не можете и не обязаны уметь учить всех и уж тем более решать все детские проблемы, подрабатывая бесплатным психологом, неврологом, дефектологом и так далее. По крайней мере до тех пор, когда не сможете со всей ответственностью назвать преподавание призванием и делом своей жизни. И главное: вовремя сигнализируйте родителям о трудностях ребенка в коллективе и учебе.
Если вы родитель - пожалуйста, интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте хотя бы примерно в курсе его отношений с ровесниками, родственниками и учителями. Вы можете считать его самым типичным ребенком на свете, самым прилежным или самым дружелюбным, но если девять из десяти педагогов отмечают у него проблемы с обучением и поведением - быть может, это не "простая гиперактивность, мальчик перерастет". Возможно, ваш ребенок нуждается в помощи специалиста, консультация с которым поможет вам и малышу избежать множества проблем в будущем.
PS. Светозар вернулся в центр спуста 9 месяцев. Мама сделала попытку записать его на кулинарные курсы, на которых малыш устраивал то же самое, что на уроках со мной. Ему пришлось покинуть и эту группу спустя месяц занятий. Остается надеяться, что Валентина всё же заметила эту закономерность и за 6 лет смогла изменить ситуацию к лучшему.