Найти тему
Ирина Минкина

Большая театральная постановка маленького «Гласа»

Есть в Москве такой театр - «Глас». Русский духовный театр. Если описывать помещение театра, то это малюсенькое здание в центре Москвы с крошечной сценой. Если же говорить о спектаклях этого театра, то, посетив постановку «Гласа» под названием «Великая княгиня Е.Ф. Романова», я могу с уверенностью сказать: эта постановка – одна из самых впечатляющих театральных работ, которую мне довелось посмотреть за последние много-много лет. 

Может быть, это всё оттого, что я устала от похабщины под видом искусства? Одна из причин – безусловно, в этом. Потому что спектакль, посвященный великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, - он очень чистый. И светлый. Несмотря на общую грусть переданной эпохи и трагические события, о которых идет речь, спектакль – светлый.

Спектакль – про бесконечную женскую любовь и человеческую преданность. Спектакль – про то, как протестантка пришла к православной вере. Не внешне, не по велению царской семьи (не было такого требования по отношению к Елизавете Федоровне), а вследствие своей собственной, внутренней потребности. И вот эта вот внутренняя, духовная потребность персонажа передана в спектакле очень тонко – и светло.

Особенно хотелось бы отметить игру главной героини - заслуженной артистки РФ Татьяны Белевич. Вернее, как? Главных героинь – Елизавет – в спектакле не одна. Есть – юная вальсирующая нимфетка, а есть – послушница обители в белом длинном одеянии. И вот эту вот взрослую женщину – присутствующую на сцене на протяжении всего спектакля, произносящую авторский текст – как раз и играет Татьяна Белевич. На мой взгляд, это исполнение достойно самых высоких театральных премий нашей страны.

Татьяна Белевич в роли Елизаветы Федоровны. Фото взято с официального сайта театра «Глас»
Татьяна Белевич в роли Елизаветы Федоровны. Фото взято с официального сайта театра «Глас»

Потому что это, знаете ли, нужно суметь – сыграть свою роль, не имея возможности играть ее в привычном значении этого выражения.

У Белевич нет событий. У нее есть только текст. Соответственно, играть она может только голосом – и мимикой. И она это делает так, что проводит зрителя от начала спектакля до самого его конца, не отпуская ни на секунду. Она ведёт зрителя через весь спектр человеческих эмоций: от радости и удивления – до страданий и духовного смирения. Кажется, зритель даже имеет возможность присутствовать при самом что ни на есть настоящем перерождении главной героини. Это, конечно, сложно передать словами. Это необходимо прожить. Видеть – и проживать то, что видишь. Именно так. 

Особая линия спектакля – революция 1917 года. Революция – и Церковь. Тема сложнейшая. Полная страданий и горькой для всех нас правды. Но самое удивительное – в том, что правда эта в спектакле передана не для того, чтобы в кого-то ей ткнуть или кого-то ей унизить. Правда эта (а в спектакле цитируются подлинные исторические документы) передана для того лишь, чтобы зритель проникся той трагедий разлома, которую пережили наши предки. И зритель – во всяком случае, исходя из того что видела и ощущала лично я, - действительно всем этим проникается. Поэтому после спектакля нет желания идти и дальше ломать копья – а есть только непреодолимое желание задуматься о нашем сложнейшем историческом пути. Сложнейшем. Нашем.

Спектакль идет чуть больше часа. Без антракта. На одном дыхании.

Кстати говоря, всем представителям других религий нашей страны, а также тем, кто не причисляет себя к религиозным людям, я тоже от всей души рекомендую при возможности сходить на спектакль. Если, конечно, вас не пугают православные молитвенные пения и соответствующие одеяния, присутствующие в постановке. В конце концов, эта наша с вами общая история. Какой бы она ни казалась кому-то, важно, что она такой была. И, на мой взгляд, ее важно узнавать и осознавать. Не похабить - а именно осознавать. Чтобы идти вперед, понимая и принимая своих предков.

К слову, публика на спектакле была самая разновозрастная. Были семьи, молодые парочки; люди в возрасте, конечно же. Было всех понемногу - да так, что в маленьком зрительном зале не осталось в итоге ни одного свободного места.

Это хорошо. Это вселяет надежду на то, что с каждым таким отыгранным спектаклем количество приобщенных к нему людей в нашей стране будет увеличиваться. А значит, всё большее количество людей получат еще одну возможность перевести дыхание в суетном беге повседневности - и задуматься. Спокойно, мудро и глубоко - именно так, как на это настраивает неспешный и в то же время берущий за душу рассказ главной героини спектакля «Великая княгиня Е.Ф. Романова».