Скейт-панк (бурж. skate punk) - поджанр панк-рока, название которого, особенно фрагмент "скейт", недвусмысленно намекает на его тесную и непорочную связь со скейтборд-субкультурой. Музыкальной основой скейт-панка стал хардкор 1980-х. Собственно, первые скейт-панк-бэнды считали себя трушными хардкорщиками. Но, поскольку часть музыкантов данных групп помимо хардкор-рубилова также любила кататься на скейтах и всё, что с этим связано, через какое-то время данное пристрастие стало проявлять себя на сцене и в творчестве в виде определенного стиля одежды и прочей внешней атрибутики, характерной для скейтеров.
Изменения в стиле одежды и внешней атрибутике стали лишь одним из первых и далеко не самых важных этапов на пути обособления в отдельную тусовку клуба любителей хардкора и скейтбординга. Более важным стало постепенное изменение музыки, которая становилась более мелодичной и менее "хардкорной", а также смена философско-идеологической парадигмы, которую несли в массы первые скейт-панк-группы: радикализма и социального протеста в текстах песен становилось всё меньше, аполитичности - всё больше. В текстах стало больше лайтовых беззаботных раздолбайских тем, которые в дальнейшем станут одной из главных отличительных черт поп-панка, с которым неискушенные слушатели панк-рока часто путают скейт-панк. Собственно, размытие границ между скейт-панком и поп-панком и их сильное сближение как по части музыки, так и по части текстовой составляющей, станет ещё одной отличительной чертой первого и отдалит его от хардкора ещё больше.
Таким образом, спустя непродолжительное время по историческим меркам, примерно десять лет, в скейт-панке от хардкор-корней в музыкальном плане практически не останется и следа: останутся только высокие скорости, схожие барабанные ритмы, а также одно из названий скейт-панка, содержащее общий с хардкором фрагмент "кор", скейткор (бурж. skatecore).
Кстати, о названиях скейт-панка. В интернетах можно найти инфу о том, что его иногда называют скейт-роком (бурж. skate rock). Например, такую версию предлагает Википедия. Насколько она соответствует действительности, большой вопрос, поскольку в среде панкофилов и прочих панк-извращенцев мы ни разу не сталкивались с таким термином.
Теперь рассмотрим более детально типичные музыкальные черты скейт-панка, раз уж мы затронули эту тему.
Технические характеристики
Как уже было сказано выше, скейт-панк уходит своими корнями в хардкор, поэтому высокие скорости - одна из наиболее главных отличительных черт данного стайла, унаследованная от хардкор-панка. Достигаются такие скорости за счет быстрых барабанных ритмов а-ля ди-бит, использования в ударных партиях приёмов игры по типу даблтаймов (бурж. double-time) и даже бласт-битов. Хотя, конечно, бласт-биты в скейт-панке встречаются намного реже, чем в хардкоре.
Теперь пробежимся по гитарам. Жирный бас, менее брутальные по сравнению с хардкором электрогитары, но не менее драйвовые и напористые, при этом более жёсткие по сравнению с поп-панком, в целом незатейливые и не отличающиеся изяществом гитарные риффы - так можно охарактеризовать главные отличительные черты гитарной составляющей скейт-панка.
Вокал у скейт-панк-исполнителей, как правило, более брутальный и грубый и менее слащавый, чем у коллег из поп-панк-бэндов, но до брутальности вокала ребят из хардкор-групп он, конечно, не дотягивает.
В продолжение темы сравнения скейт-панка с двумя главными разнонаправленными полюсами панк-музыки, хардкора и поп-панка, хотелось бы отметить, что прямолинейность и напористость, даже в каком-то смысле топорность музыки скейт-панк унаследовал от хардкора, а мелодичность и местами атмосфера раздолбайства и ненапряжности делают его похожим на поп-панк. В общем, если грубо, в музыкальном плане скейт-панк представляет собой что-то среднее между мелодик-хардкором и поп-панком и одновременно с этим не является изикором.
Бодра, энергична и весела - ещё один важный набор взаимосвязанных между собой отличительных черт скейт-панка. Хотя будем честны, данный набор характерен для большей части панк-музыки, в особенности такие параметры, как бодрость и энергичность.
Анналы истории жанра
Предтеча
История скейт-панка, как и большинства базовых поджанров панк-рока, началась в конце 1970-х - начале 1980-х. Предвестниками стайла стали американо-калифорнийские хардкор-бэнды Black Flag, Circle Jerks и Adolescents, музыка которых, в особенности сочетание её высоких скоростей, сырого звучания, цикличного однообразия и напористости, напоминала шум скейтборда при движении. Собственно, благодаря данным группам неоднократно упоминавшаяся в статье хардкор-компонента стала неотъемлемой частью раннего скейт-панка.
А благодаря британцам Buzzcocks и американцам фром Калифорния Descendents неоднократно упоминавшаяся в статье мелодичность скейт-панка стала его другой неотъемлемой частью. Данные бэнды сочетали скорости, напористость и агрессивность хардкор-панка с попсовыми мелодиями. В целом музыка этих групп носила позитивно-увеселительный характер, особенно тексты, особенно у Descendents. Чуваки из данного коллектива пели про еду, кофе, тёлочек, задротов-неудачников, подростковые радости и невзгоды, сдабривая всё это юморком и сарказмом. Такая несерьезность творчества Descendents обособила их от "серьёзной" хардкор-сцены.
Таким образом, сочетание творчества всех вышеперечисленных групп и влияние эффекта взаимопроникновения музыкальных стилей наметили тропу, по которой в дальнейшем происходило развитие нового поджанра панк-рока - скейт-панка.
Ориджинс (1980-е)
Первыми трушными скейт-панк-бэндами считаются американцы JFA и The Big Boys. JFA (Jodie Foster's Army) собрались в 1981 году в городе Финикс, штат Аризона. Поначалу рубили скоростной хардкор с хриплым вокалом, который слегка разбавляли сёрф-роком. Хардкор-композиции группы, в которых не было примесей сёрфа, мало чем отличались от аналогов трушных хардкор-бэндов того времени, а если и отличались то, пожалуй, только чуть меньшей тяжестью музыки и более раздолбайскими текстами.
The Big Boys - группа из Остина, штат Техас, которая просуществовала всего 5 лет: с 1979 по 1984 год. В отличие от JFA была менее хардкорной и более сёрфовой. Скажем так, если у JFA хардкор-панка в музыке было больше, чем сёрфа, то у The Big Boys всё было наоборот. Да и в целом The Big Boys была более разнообразной в музыкальном плане, чем JFA: помимо разбавления своей музыки сёрф-роком, чуваки также баловались фанком и пост-панком.
Стоит отметить, что постоянно упоминающаяся в статье мелодичность скейт-панка на раннем этапе его развития в немалой степени достигалась за счет добавления в музыку примесей сёрф-рока, что как раз и практиковали JFA и The Big Boys, да и в целом сёрф-культура оставила заметный след в скейт-панке, как минимум по части атмосферности музыки. Но в 1990-е в скейт-панке от сёрфа не останется и следа и мелодичность музыки будет достигаться уже за счет стилистического сближения с поп-панком, о чём вы можете подробнее прочитать ниже, а пока вернёмся к раннему скейт-панку.
Собственно, музыка JFA и The Big Boys стала фундаментом для первой волны скейт-панка. К группам первой волны также, как правило, относят Drunk Injuns, The Faction, Rich Kids on LSD, Gang Green, Agression, Tales of Terror, ну и культовых Suicidal Tendencies с NOFX.
Есть мнение, что вокалист одной из вышеупомянутых групп Drunk Injuns Меризен "Мофо" Фоше (бурж. Mörizen "Mofo" Föche) придумал и ввёл в оборот термин "скейт-панк", популяризации которого, по всей видимости, способствовал тот факт, что Мофо одно время был сотрудником культового журнала о скейтбординге Thrasher, основанного в 1981 году.
Ещё одной отличительной особенностью первых скейт-панк-бэндов стало то обстоятельство, что большинство из них являлось частью хардкор-панк-движения нардкор (бурж. nardcore). Если грубо, нардкор - это южно-калифорнийская версия хардкор-панка, который тесно связан со скейборд-субкультурой, и точкой сборки которого считается город Окснард (округ Вентура). Собственно, скейт-панк стал результатом эволюции, ну либо, наоборот, деградации нардкора.
В заключение данного раздела статьи хотелось бы отметить, что в интернетах, в первую очередь в Википедии, можно встретить инфу о том, что важным, чуть ли не поворотным событием в развитии скейт-панка стал выход в 1988 году альбома Suffer культовой панк-группы Bad Religion. Якобы этот альбом задал тренд на мелодичность скейт-панка. ХЗ, может и так, оставляем эту версию на совести авторов англоязычной статьи про скейт-панк в Википедии.
Почти поп-панк: 1990-е - начало 2000-х
Поскольку в течение 1990-х панк-рок стремительно набирал популярность среди широких слоёв населения планеты Земля, было бы странно, если один из его поджанров, скейт-панк, остался бы в стороне от этого процесса. А если учесть тот факт, что основным локомотивом данного процесса стал поп-панк, популярность которого в то время была просто бешеной, то неудивительно, что скейт-панк, имеющий с момента своего появления немалый потенциал мелодичности, заметно его развил и разнообразил за счёт тотального влияния мелодичного поп-панка и, как следствие, стал более слушабельным и значительно расширил свою аудиторию.
Собственно, именно тогда началось активное размывание границ между скейт-панком и поп-панком, поскольку скейт-панк-группы нередко добавляли элементы поп-панка в свою музыку, а поп-панк-бэнды нередко играли что-то похожее на скейт-панк. В результате в узких и не очень панк-кругах всю эту поп-скейт-панк-мешанину стали идентифицировать практически как один жанр, который получил название калифорнийский панк-рок, как нетрудно догадаться, из-за географической принадлежности подавляющего большинства титанов скейт- и поп-панка к штату Калифорния. Среди же носителей великого и могучего русского языка данный вид панк-рока получил название "калифорняк". Данный термин получил широкое распространение на просторах РФ и СНГ в нулевые, но сейчас его почти никто не помнит кроме старпёров-неформалов.
Стоит отметить, что слово "почти" перед "поп-панк" в заголовке данного раздела статьи является намёком не только на музыкальную схожесть скейт- и поп-панка описываемого периода, но и на схожесть степени популярности обоих стайлов. Из всех поджанров панк-рока, пожалуй, только скейт-панк мог сравниться с поп-панком по популярности и, скажем так, вовлеченности в мейнстрим. Да, конечно, были и есть хардкор-, мелодик-хардкор-, да и просто панк-рок-группы, ставшие культовыми и суперпопулярными, но, если рассматривать данный вопрос целостно, например, с точки зрения размера аудитории тех или иных панк-рок-жанров, то, на наш взгляд, намбер уан - поп-панк, намбер ту - скейт-панк.
В продолжение раскрытия темы мейнстрима и популярности не можем не перечислить наиболее известные скейт-панк-бэнды 1990-х: Lagwagon, Good Riddance, Guttermouth, No Use for a Name, Pennywise, NOFX, Face to Face, Slick Shoes, MxPx, Unwritten Law (раннее творчество), Ten Foot Pole, Pulley, Strung Out, Screeching Weasel, культовые The Offspring и Blink-182. Возможно, у кого-то возникнет вопрос: что в этом списке делают The Offspring и Blink-182? Ответ прост: несмотря на то, что две данные группы чаще всего ассоциируются у неискушенного слушателя с поп-панком, в 1990-е они были вполне себе скейт-панк-группами. The Offspring всегда играли на границе нескольких панк-рок-стилей, среди которых скейт-панк занимал одно из центральных мест, особенно в 1990-е - начале 2000-х, ну а Блинки стали классической поп-панк-группой только с выходом альбома Enema Of The State в 1999 году, а до этого рубили вполне себе трушный скоростной скейт-панк.
Стоит отметить, что колыбелью всех перечисленных бэндов стали Соединённые Штаты Америки, тем не менее за пределами США в середине 1990-х - начале 2000-х было тоже немало групп, которые внесли заметный вклад в развитие скейт-панка и стали достаточно известными в мировом масштабе, как минимум в рамках панк-рок-тусовки. К таким бэндам можно отнести британцев Consumed из Ноттингема, австралийцев из Сиднея Frenzal Rhomb, шведов Millencolin из Эребру и шведов Satanic Surfers из Лунда.
Поскольку в двух предыдущих абзацах количество перечисленных бэндов получилось достаточно большим и, учитывая тот факт, что все они разные, имеют свои особенности звучания, нередко играют на границе нескольких поджанров панк-рока, у слушателя могут возникнуть трудности в определении границ трушного скейт-панка. Для простоты приведём несколько примеров, которые, на наш взгляд, соответствуют понятию "труЪ":
- трек "Linoleum" группы NOFX с альбома Punk in Drublic (1994);
- трек "Fields of Agony" группы No Use for a Name с альбома ¡Leche con Carne! (1995). У данного трека ещё есть акустическая версия, главное, с ней не перепутать, иначе у вас сложится искажённое представление о скейт-панке =)
- трек "May 16" группы Lagwagon с альбома Let's Talk About Feelings (1998).
Но продолжим тему популярности и мейнстрима. В рамках её рассмотрения не можем не затронуть такой важный по тем временам показатель, как объём продаж альбомов некоторых из вышеперечисленных бэндов по версии RIAA (Recording Industry Association of America - Американская ассоциация звукозаписывающих компаний), то есть золотой, платиновый альбом и т.д.
Так, альбом Smash 1994 года выпуска группы The Offspring по версии RIAA стал платиновым аж целых шесть раз: его продажи в 2000-м году составили 6,3 млн. копий, и это только внутри США, а за пределами Штатов - не менее 5 млн. копий. Другой альбом группы, Ixnay on the Hombre, выпущенный в феврале 1997 года, тоже стал платиновым (в апреле 1997), хотя и показал более скромные результаты, чем Smash. Так, по состоянию на ноябрь 1998 года его продажи составили 3 млн. копий по всему миру. В Штатах альбом был продан тиражом 1,4 млн. копий - по состоянию на август 2015 года. Но следующий релиз бэнда Americana, выпущенный в ноябре 1998 и ставший культовым, снова, как и альбом Smash, порвал мейнстрим и стал платиновым 5 раз.
Другие титаны, на тот момент пока ещё скейт-панка, Blink-182 ворвались в мейнстрим благодаря альбому Dude Ranch, который вышел в июне 1997 года. В феврале 1998 года он получил статус золотого по версии RIAA, а в ноябре 1999 - платинового. Сингл с альбома "Dammit" стал хитом всех времён и народов и занял 61-е место в американском чарте Billboard's Hot 100 Airplay. Трек "Dammit" активно крутили по радио и транслировали снятый на него клип на суперпопулярном в 1990-е и в первое десятилетие 2000-х американском музыкальном телеканале MTV.
Теперь перейдём к более скромным представителям мейнстрима и околомейнстрима, продажи альбомов которых были намного меньше, чем у The Offspring и Blink-182, но тоже немаленькие по меркам скейт-панка.
Выпущенный в 1994 году альбом Punk in Drublic культовой группы NOFX стал золотым по версии RIAA в 2000 году. При этом группа стала популярной и культовой, несмотря на то, что чуваки никогда не заключали контракты с крупными звукозаписывающими лейблами (они создали свой собственный независимый лейбл Fat Wreck Chords) и принципиально отказывались от показа своих клипов на популярных музыкальных телеканалах а-ля MTV. Тем самым NOFX подчеркивали свою обособленность от остального "коммерческого" панк-рока: типа труЪ, против системы и всё такое.
Идём далее, следующий лот. Постоянная ротация огненного трека Disconnected бэнда Face to Face на альтернативной калифорнийской радиостанции KROQ-FM позволила продать более 100 000 копий их альбома Big Choice, выпущенного в 1995 году.
Другой пример успешного успеха скейт-панка - группа MxPx, которая впервые привлекла к себе внимание в 1996 году с выходом своего третьего альбома Life in General, продажи которого составили 89 000 копий за два года. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес слушателей к первым двум альбомам бэнда, Pokinatcha (1994) и Teenage Politics (1995), в результате чего их суммарные продажи составили 50 000 копий. Клип на трек "Chick Magnet" с Life in General стали изредка крутить по MTV и M2 (MTV2). Четвёртый альбом группы, Slowly Going the Way of the Buffalo, выпущенный 16 июня 1998 года, получил статус золотого в январе 2000 года.
Рост популярности скейт-панка обратил на себя внимание крупных звукозаписывающих лейблов по типу Epitaph Records, что позволило большому количеству скейт-панк-бэндов более активно монетизировать своё творчество и расширять свою целевую аудиторию, подписывая контракты с данными лейблами.
Популяризации скейт-панка также способствовало развитие индустрии видеоигр для консолей по типу PlayStation. Так, в суперпопулярной в конце 1990-х - начале 2000-х игре-симуляторе скейтбординга Tony Hawk's в качестве саундтреков использовалась музыка большого количества скейт- и околоскейт-панк-бэндов: Lagwagon, Guttermouth, Consumed, Millencolin, Suicidal Tendencies, The Vandals, Bad Religion и т.д.
Завершая тему мейнстрима и популярности, хотелось бы отметить, что в Википедии, в англоязычной статье о скейт-панке, в качестве одного из показателей его принадлежности к мейнстриму почему-то приведено участие скейт-панк-бэндов в фесте Warped Tour, который проводился с 1995 по 2019 годы. Да, никто не спорит, что данный фест стал культовым и популярным, но его музыкальной основной всегда были панк-рок и альтернативка, поэтому не совсем понятно, почему нишевой панк-альтернативный-фест, так сказать, только для тех, кто в теме, является показателем принадлежности к мейнстриму. В общем, на данном примере можно лишний раз убедиться в том, что Википедия не самый надежный источник информации.
Эпоха упадка и андеграунда (конец 2000-х - 2020-е)
Как известно, после роста любого вида активности происходит её неизбежный спад. Данная участь не обошла стороной и скейт-панк-движ: к концу 2000-х интерес к скейт-панку стал заметно спадать. Да что там говорить, даже поп-панк вступил в эпоху застоя и даже эмо-поп (Fall Out Boy, Paramore, My Chemical Romance), который стал продолжателем традиций поп-панка в середине 2000-х как в плане музыки, так и в плане популярности и коммерческого успеха. В результате данных негативных тенденций в конце 2000-х и в 2010-е на плаву остались только мастодонты жанра, которые были на гребне волны скейт-панка в лихие девяностые и нулевые и которые перечислены в предыдущем разделе статьи. Правда, творчество у большого количества данных бэндов слегка изменилось и его уже нельзя назвать тру-скейт-панком: как правило, это просто панк-рок, мелодик-хардкор, поп-панк или вообще сплав из всех этих стайлов. К данным бэндам, при этом сохранившим наибольшую долю скейт-панка в своей музыке, можно отнести NOFX, MxPx, Lagwagon, Pennywise, Millencolin, Pulley. Почетное первое место в данном списке занимает, конечно же, Lagwagon: чуваки остались максимально верны себе - как рубили трушный скоростной скейт-панк в девяностые, так и продолжают рубить до сих пор.
Несмотря на то, что в конце 2000-х и в 2010-е главной движущей силой скейт-панка остались культовые легендарные бэнды, это не помешало развиваться жанру и дальше. Так, в 2010-е заявил о себе целый пласт групп, играющих техничный скоростной панк-рок, представляющий собой смесь скейт-панка и мелодик-хардкора, который иногда называют фаст-мелодик-панком. К таким группам можно отнести канадцев Belvedere (Калгари, провинция Альберта) и Mute (Квебек), а также британцев The Human Project (Лидс) и Fair Do's (Манчестер). Первые две группы достаточно возрастные, так как были образованы в середине - конце 1990-х, тем не менее обрели широкую известность, по андеграундным меркам, только в начале - середине 2010-х. Оставшиеся две группы значительно моложе, были образованы в конце 2000-х и получили широкую известность в узких кругах во второй половине 2010-х.
Примерно в это же время, в начале - середине 2010-х, стала набирать популярность ещё одна когорта бэндов, которые рубили скоростной поп-панк с кричащим вокалом, с небольшими вкраплениями легкого и умеренного скрима. Данные группы в своих первых альбомах были очень близки по звучанию к скейт-панку, например, Neck Deep (Великобритания), Knuckle Puck (США), Trash Boat (Великобритания). Но период скейт-панк-экспериментов у данных групп закончился достаточно быстро, и они стали играть либо обычный поп-панк а-ля Blink-182 и SUM 41 образца конца девяностых - начала нулевых, либо, как это произошло с Trash Boat, мелодик-хардкор и пост-хардкор с уклоном в металкор.
Помимо двух последних рассмотренных когорт "молодых" скейт- и околоскейт-панк-исполнителей, в конце 2000-х и в 2010-е годы также заявило о себе большое количество бэндов, стилистически сильно отличающихся друг от друга, но при этом гармонично дополнивших общую скейт-панк-палитру. К таким группам можно отнести Teenage Bottlerocket (олдскул-поп-панк, панк-рок, скейт-панк), The Decline (скейт-панк, мелодик-хардкор, поп-панк), группа с двумя вокалистками The Bombpops (панк-рок, поп-панк, скейт-панк), Cerebral Ballzy (хардкор, скейт-панк). Все бэнды фром США, кроме The Decline, которая родом из солнечной Австралии (город Перт) и, кстати, только её можно отнести к продолжателям традиций трушного скоростного скейт-панка образца 1990-х - начала 2000-х.
Стоит отметить, что рассмотренная в трех предыдущих абзацах новая волна групп по своему масштабу заметно уступает титанам скейт-панка из девяностых и нулевых. Данные "молодые" бэнды скорее ближе к андеграунду, чем к мейнстриму. Хотя непродолжительные периоды всплеска популярности их тоже не обошли стороной. К наиболее успешным группам можно отнести только, пожалуй, Neck Deep, The Bombpops и в значительно меньшей степени Knuckle Puck. Но проблема в том, что эти группы не являются тру-скейт-панком, поэтому вопрос отнесения их заслуг в копилку именно данного поджанра панк-рока остаётся открытым.
2020-е годы стали ещё более скромными по части появления громких имен в скейт-панке, поэтому основное бремя данного поджанра панк-рока легло на плечи перечисленных в данном разделе статьи бэндов. Будем надеяться, что у них ещё надолго хватит пороха в пороховницах, чтобы поддерживать жанр на плаву. Из новых групп можно выделить разве что только канадский бэнд Rest Easy из Ванкувера, который был образован в 2019 году и заявил о себе в начале 2020-х. Данную группу нельзя назвать трушным скейт-панком, поскольку она имеет явный уклон в сторону мелодик-хардкора, тем не менее звучание группы в целом позволяет её отнести к скейт- и околоскейт-панк-музыке.
На этом, пожалуй, всё)
Автор статьи: Игорь Сергеич