Катюха Павел, к.э.н., доцент кафедры нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа имени Губкина И.М., — специально для канала @sevmorput
Мировой рынок нефти претерпевает значительные инфраструктурные изменения, в ходе которых происходит перекраивание карты мирового товарно-сырьевого рынка углеводородов. Эти изменения касаются не только финансовой составляющей мирового товарного рынка нефти в контексте переформатирования структуры ценообразования и системы ценовых индикаторов (бенчмарков) на нефть, но и транспортно-логистической составляющей рынка нефти.
Итак, я полагаю, даже не специалистам мирового рынка энергоресурсов понятно, что процесс глобализации вплотную приблизился к своему логичному завершению и запущен процесс фрагментации мирового товарного рынка энергоресурсов, который повлечет за собой формирование принципиально новой архитектуры мирового товарного рынка энергоресурсов, обеспеченной системой новых спотовых хабов (транспортно-логистических узлов), которые должны создать необходимые условия для запуска ценовых бенчмарков. Напомню, в результате трансформации мирового рынка углеводородов, в структуре мирового рынка сформированы три спотовых хаба (Роттердам, Сингапур и порты Мексиканского залива), которые через спотовые котировки привязаны к трем мировым товарно-сырьевым биржам.
В условиях нарастающей фрагментации мирового рынка нефти Россия обладает уникальной возможностью сформировать российские ценовые бенчмарки, которые позволят уйти от привязки к западным ценовым индикаторам, которые господствуют на рынке последние пятьдесят лет. В целях укрепления энергетической безопасности Россия нуждается в создании своих транспортно-логистических узлов и ценовых хабов для выявления справедливой цены на российские нефть и нефтепродукты. На протяжении нескольких десятилетий Россия остается в позиции сырьевой державы, не имеющей собственной системы нефтетрейдинга, что отражается в отсутствии собственных ценовых бенчмарков и транспортно-логистических хабов, позволяющих сформировать российские ценовые индикаторы на нефть и нефтепродукты. Россия по-прежнему является прайс-тейкером, а не прайс-мейкером на мировом товарно-сырьевом рынке нефти, что означает ее перманентную зависимость от непредсказуемой политики западных стран, возглавляемых США.
Отсутствие у России четкой и сбалансированной нефтетрейдинговой политики, ее модели и дорожной карты свидетельствует не только о наличие высокой угрозы энергетической безопасности России, но и о невозможности связать внешний и внутренний контуры развития российского ТЭК, что отражается в высокой турбулентности цен на внутреннем и внешнем рынках. В условиях обострения конкуренции и нарастающей неопределенности Россия должна предпринимать энергичные шаги к созданию российских спотовых хабов с формированием ценовых индикаторов по наиболее ликвидным сырьевым товарам с принципиально новой транспортно-логистической инфраструктурой и оценкой стоимости этих сырьевых товаров, формируемых с использованием биржевых индикаторов.
Санкции дают очередной сигнал России о необходимости создавать свои транспортно-логистические хабы для широкой линейки сырьевых продуктов и формировать транспарентные и независимые цены на эти сырьевые продукты.
Исключительное географическое положение России в Арктическом регионе, позволяющее напрямую выходить на СМП, открывают перед Россией огромные возможности для получения преимущества перед западными странами по транспортно-логистическому обеспечению товарных потоков энергоресурсов из Азиатско-тихоокеанского региона в Европу и созданию своих транспортно-логистических и ценовых хабов. Российская Арктика в ближайшем будущем станет одним из основных факторов для развития ТЭК РФ и огромным стратегическим резервом развития России в XXI в. Арктический шельф представляет собой не только огромный потенциал для развития северных регионов России, но и возможности для организации бесперебойных потоков по СМП. Согласно данным Национального нефтяного cовета, на Арктику приходится около 25% всех неразведанных сырьевых ресурсов мира. Следует учитывать, что основным источником прироста грузооборота СМП в среднесрочной перспективе будут нефть, газ, СПГ, газовый конденсат, этан. Предполагается реализация крупных проектов СПГ на Ямальском полуострове, так как Россия может производить более 100 млн тонн СПГ в Арктической зоне РФ (проекты «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», «Обский СПГ», «Восток Ойл»). Порты Арктического бассейна нарастили грузооборот на 3,3%, до 56,54 млн тонн, рост перевалки наливных грузов составил 6,4%.
Северный морской путь, имеющий выход к перспективным арктическим шельфам с крупными запасами углеводородов, может стать основной транспортно-логистической артерией, которая свяжет Восток и Запад России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и станет важнейшим геополитическим объектом, который позволит России занять доминирующее положение в Арктике. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 определило основные направления развития Арктической зоны РФ, в том числе наиболее важными следует отметить: комплексное развитие инфраструктуры морских портов в зоне СМП и строительство портов-хабов. В Энергетической стратегии России до 2035 года указано, что необходимо создание специализированных центров (хабов) по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, реализация проектов строительства терминалов на Камчатке и в г. Мурманске.
Транспортно-логистическую систему в Арктической зоне РФ необходимо развивать комплексно с синхронизацией деятельности всех министерств и предприятий, вовлеченных в инвестиционные проекты, которые формируют грузовую базу СМП с созданием хабов транспортного-логистического обеспечения перевозок в портах, которые располагаются по пути следования СМП ‒ порты Мурманск, Индига, Тикси, Певек и другие. Северной морской трассой объединены несколько морей – Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское. В целях организации транспортно-логистического обеспечения перевозок по всему маршруту СМП и формирования ценовых индикаторов на российские сырьевые товары в Арктической зоне РФ должны быть созданы российские транспортно-логистические хабы: Мурманск, Тикси, Певек и другие, более мелкие, которые в итоге позволят синхронизировать работу всех предприятий ТЭК и реализацию инвестиционных проектов, которые сформируют товарно-сырьевую базу СМП. Одним из наиболее приоритетных портов для перевалки нефти «Восток ойл» является порт Диксон, на котором уже строится терминал «Бухта Север».
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput