Государственный визит президента России Владимира Путина в Социалистическую Республику Вьетнам стал продолжением азиатского турне. Москва шаг за шагом возрождает свою прежнюю политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе, актуализируя связи с давними союзниками. Первым иностранным визитом после инаугурации в мае текущего года была поездка в Китайскую Народную Республику, сейчас сразу за один раз российский лидер посетил Пхеньян и Ханой. Причем назвать эти поездки визитами вежливости нельзя: с КНДР подписан фактический военный альянс в виде Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве:
Едва ли стоит останавливаться на истории российско-вьетнамских отношений. Общеизвестен вклад Советского Союза в поддержку национально-освободительной войны вьетнамского народа против французских, американских и маоистских захватчиков во второй половине двадцатого столетия. В тяжелейшие годы восстановления после многолетних боев СССР оказал этой стране неоценимую помощь ресурсами и промышленными товарами, аккумулировал (вместе со странами СЭВ) практически весь вьетнамский экспорт. В 1984 году 64% торговли СРВ приходилось на нашу страну. Увы, на сегодняшний день этот показатель упал до 0,7%. Вдумайтесь в эти цифры.
На встрече с руководством Вьетнама глава государства отметил рост товарооборота на восемь процентов за прошлый год. Тем не менее, ситуация выглядит не самой оптимистичной: несколько лет назад, еще до Специальной военной операции и санкционной войны с Западом, взаимная торговля была больше, чем сейчас. Правительство России ставит задачу достичь в ближайшие годы планки товарооборота в 10 миллиардов долларов. Это хорошо, но все равно катастрофически мало, учитывая объёмы торговли СРВ с Соединёнными Штатами Америки (111 миллиардов долларов) и Китаем (178 миллиардов долларов).
Впрочем, имеются значительные перспективы. Так, глава ВЭБ Игорь Шувалов, который вошел в состав президентской делегации, заявил, что госкорпорация активизирует работу по ряду направлений, начиная от организации финансовой инфраструктуры, заканчивая поддержкой экспортеров:
ВЭБ.РФ является одним из ключевых и старейших банков-участников сотрудничества с Вьетнамом в кредитно-финансовой сфере. Традиционно ВЭБ.РФ рассматривает сотрудничество с Вьетнамом как приоритетное в регионе Юго-Восточной Азии.
Одним из важных вопросов, требующих решения, является развитие каналов межбанковских коммуникаций в условиях, когда возникла объективная необходимость производить трансграничные расчеты в национальных валютах. С этой целью мы предлагаем активнее использовать систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России или альтернативные системы для сопровождения расчетов между российскими (в том числе ВЭБ.РФ) и вьетнамскими банками. Такая практика улучшит перспективы своевременной и взаимовыгодной реализации российско-вьетнамских инвестиционных и экспортных проектов.
Группа ВЭБ активно развивает торговлю с Вьетнамом. Так, с начала 2023 г. поддержку Российского экспортного центра (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ) получили 800 экспортеров на сумму около 300 млн долларов США. Российские поставщики экспортировали продукцию агропромышленного и лесопромышленного комплекса, химической, легкой, фармацевтической и косметической промышленности, а также товары машиностроительной и металлургической отраслей во Вьетнам.
Курс, взятый Кремлем, в целом правильный. С Северной Кореей тоже отношения стагнировали все эти годы, однако буквально за один путинский визит было сделано больше, чем за десятилетия сотрудничества в советскую эпоху. Так же, хочется верить, будет и с Вьетнамом. Эта страна играет важнейшую роль в геополитическом противостоянии Вашингтона и Пекина. Американцы используют СРВ как торговый таран против Поднебесной. Именно туда активно переносят производства. Компания Apple хочет собирать двадцать процентов планшетов и шестьдесят пять процентов наушников во Вьетнаме. Товарооборот США и СРВ в скором времени доведут до рекордных 140 миллиардов долларов.
Несмотря на опыт кровопролитной войны, когда ВВС США сожгли страну напалмом, а американские военные совершили целый ряд зверств в отношении гражданского населения (чего стоит одна только Сонгми), в последние годы наращивается сотрудничество между Америкой и СРВ в военной сфере. В середине 2010-х 80% импорта вооружений Вьетнама приходилось на нашу страну. Американцы поставили задачу исправить такое положение дел: с 2016 года снято эмбарго на поставки оружия, а сейчас США хотят занять освобождающуюся нишу (наши предприятия работают в первую очередь на нужды СВО).
Британское информационное агентство Рейтер в конце 2023 года сообщило о переговорах Вашингтона и Ханоя о крупнейшей сделке на поставку вооружений, куда среди прочего войдут истребители F-16. Администрация Джозефа Байдена даже готова пойти на особые условия по ценнику, чтобы нивелировать разницу в стоимости американского и российского оружия. Так хочется вытеснить нас с вьетнамского рынка и подразнить Китай. Зачем Ханою F-16, понятно. Основной конфликт у страны – с КНР за острова в Южно-Китайском море. В 1974 году китайцы, пользуясь гражданской войной во Вьетнаме, захватили Парасельские острова. СРВ требует вернуть их назад, однако Пекин не намерен этого делать. Поднебесная претендует на всю акваторию Южно-Китайского моря размером с Якутию.
Сможем ли мы сохранить доминирование в военных поставках Вьетнаму? Ответить однозначно нельзя. Но ясно одно: Россия сильно постарается. Не зря сейчас ВПК работает на полную мощность. "Много" оружия в нынешних условиях не бывает. Все разговоры про "пушки вместо масла" лишены смысла: без пушек не будет масла. Ведь нужно не только защитить независимость и территориальную целостность страны на фронтах, но и качественно нарастить внешние поставки. Экспорт передовых систем вооружений за границу – это высокотехнологичная торговля. Оружие – товар с высокой добавленной стоимостью. Российская Федерация его и производит и использует, показывая преимущества на практике в боевых условиях.