3,6K подписчиков

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 156. В своих неприятностях мы часто обвиняем совсем не тех людей

247 прочитали
Я написала две истории о том, как компания детей в школе напала на одну ученицу (в данному случае, это была я), и как два учителя неправильно на это среагировали.

Я написала две истории о том, как компания детей в школе напала на одну ученицу (в данному случае, это была я), и как два учителя неправильно на это среагировали. Наша первая учительница (До сих пор содрогаюсь!) сделала из мухи слона. Видимо, ей хотелось крови, и она зацепилась за это происшествие, чтобы выпустить когти и растерзать несчастных третьеклассниц. А травли-то никакой не было! Да, это было похоже на травлю, но это была не она. Во-первых, это был единственный случай. Для травли нужно было хотя бы несколько раз. А во-вторых, это было не нападение на мою личность, а спор на тему, какая команда лучше: "ЦСКА" или "Спартак". Да, это был жаркий спор с элементами драки, но это была не травля. При травле нападают именно на личность человека, высмеивают его особенности, издеваются над его внешностью и поведением. Так что в этой ситуации сама учительница устроила травлю девочкам, а не наоборот. Девочки оказались в позиции жертвы, я хотела им помочь (Господи, я спасатель!), но ничего не получилось. Учительница (между прочим, лучшая в школе) оказалась в роли агрессора. Она публично издевалась над девочками и в результате лишила их пионерского галстука. Похоже, она надавила на пионерскую дружину, пользуясь своим авторитетом. Сам бы пионервожатый на это не решился - он был адекватным человеком. А ведь в этой ситуации учительнице достаточно было вызвать этих девочек-третьеклассниц к себе в кабинет и провести беседу, ну и пригрозить: "Если ещё раз..."

А вот во втором случае, когда каждый день на меня нападали первоклассники, это была настоящая травля. Они не знали меня как личность, они привязались именно к моей внешности (я была высокая) и к моему стремлению быть одной на переменах. Вот в этой ситуации бы нужно было лишить этих мелких хулиганов октябрятских звёздочек. Однако их учительница не собиралась углубляться в подробности. Из всего этого она поняла только, что я побила первоклассника (Ужас! Самая высокая третьеклассница! Бедный мальчик! А кстати, где были дежурные учителя? Почему никто не смотрел, что происходит на переменах начальной школы?) К счастью, "параллельной" учительнице до меня не было никакого дела, и она ничего не сказала нашей зверо-учительнице. А то и у меня могли быть те же неприятности, как у наших горячих болельщиц "Спартака".

Я много думала о ситуации с первоклассниками. Я находилась в смятении: "Как я должна была правильно поступить? Терпеть побои первоклассников? Но я хотела защищаться! Они же первые на меня напали!" Однако что бы я ни делала, всегда получалось плохо. Не было ни одного положительного варианта.

***

Очень часто люди обвиняют в своих неприятностях совершенно другого человека. Возьмём, например, Наташу, которая училась в моём классе и которую лишили пионерского галстука (та самая история!) Нам уже 50 лет, и мы продолжаем жить в одном доме. И как-то во время разговора в весёлой компании Наташа между прочим сказала, кинув на меня: "Из-за неё меня лишили пионерского галстука!" Конечно, все посмеялись - такая была обстановка: "Ах, школа, школа! Как это было давно! Ох, как мы озорничали!" Но мне было как-то неприятно. Чёрт возьми! Не из-за меня лишили пионерского галстука, а из училки! Причём здесь я?!

К сожалению, мы видим ситуацию только на входе и на выходе. А что было в середине, кто там что делал - это как-то уплывает из глаз. И человек потом обвиняет не того и сам в это верит. Вот, например, мама моего ученика неожиданно пригласила меня прийти к нему в воскресенье позаниматься геометрией. Внезапно оказалось, что у её сына большое домашнее задание, а он ничего не понимает. Я особо не хотела идти, но всё-таки пришла. Деньги лишний раз не помешают, да и идти недалеко - в соседний дом. А день выдался солнечный, погода прекрасная - прямо для прогулки! Прихожу я к этому мальчику, а он злой! Родители уехали, где-то наслаждаются замечательной погодой, а сына оставили дома, потому что... Потому что придёт репетитор! И в течение всего занятия этот мальчик показывал своё неудовольствие: "Почему вы пришли ко мне в воскресенье? Почему не отказалась? Из-за этого родители не взяли меня на рыбалку! А я тоже хотел! Мечтал!" Потом я узнала от бабушки, что родители специально не взяли мальчика с собой на рыбалку под предлогом "геометрии". Они хотели побыть вдвоём.

Но это дети. Однако и многие взрослые так же воспринимают мир. Мол, виноват тот, кого я вижу! Не зря же на нас иногда начинают кричать совсем неизвестные люди. Работники всяких учреждений, например.

В музыкальной школе, где училась Аня, женщина-гардеробщица постоянно кричала на детей, особенно маленьких: пяти-шести лет. И как-то она спросила меня:

- Сколько у вашего ребёнка стоят занятия в месяц?

- Две тысячи пятьсот, - ответила я (это было в начале XXI века).

- А у меня зарплата - две тысячи, - обижена сказала она.

Да, плохо жилось этой женщине! Но дети-то тут причём? Разве это они сделали её такой несчастной? Разве дети виноваты, что родители платят большие деньги за музыкальные занятия? Пусть она лучше у директора спросит, почему у неё такая маленькая зарплата и куда деваются все деньги, которые в больших количествах получает музыкальная школа! Вот тогда пусть и думает, кто на самом деле её обижает.

Так что если кого-то осуждать, то сначала надо убедиться, правильно ли мы выбрали обвиняемого.

Продолжение: