Найти тему
РИВ ГОШ

В синем море, в белой пене: классические и современные акватические ароматы

Оглавление

За химической формулой Н2О скрывается соединение без вкуса, цвета и запаха, что совсем не мешает парфюмерам успешно и правдоподобно фантазировать на тему воды.

Бум на акватические ароматы пришелся на 1990-е годы, когда, на контрасте с предыдущей эпохой, в моде случился минимализм формы, цвета и содержания. Большинству хорошо знакомы эти композиции, ставшие знаковыми. L'Eau d'Issey, Issey Miyake; Aqua di Gio, Giorgio Armani; L'Eau Par Kenzo, Kenzo; Escape, Calvin Klein; Cool Water, Davidoff — после буйных 1980-х и эпидемии СПИДа простые архитектурные флаконы с прозрачными ароматами стали символическими амулетами чистоты. А для покупателей эти парфюмы закрепили за собой вечное «право на жизнь» где-то ближе к лету — в виду своей непредвзятости и легкости.

Существование большинства ароматов этого направления стало возможным благодаря соединению Calone 1951 (далее — калон), которое было синтезировано химиками компании Pfizer в далёком 1966 году. Вещество, зафиксированное в журнале под номером 1951 (метилбензодиоксепинон) единственное из всех аналогов обладало необычным запахом, который химики определили как «дынный». Действительно, в чистом виде калон имеет свежий, несколько зелёный, озоновый аромат, с характерной морской устричной нотой и выраженным дынно-арбузным аспектом. Cтруктурно это химическое соединение близко к эктокарпену — аттрактанту бурых водорослей, чей запах мы можем чувствовать, прогуливаясь вдоль морского берега.

Соединение на всякий случай запатентовали и 20 лет калон был «под замком», мало кого интересуя. Но как только действие патента закончилось, для этого синтетического вещества тут же нашли применение: буквально первый аромат, в состав которого входило заметное количество калона (1,2%), New West for Her, Aramis (1989), стал законодателем нового акватического тренда.

Накануне нового тысячелетия, однако, акватический парфюмерный жанр всех уже изрядно утомил, вплоть до того, что некоторые классические ароматы подверглись жестким реформулировкам: количество «морской свежести» в них уменьшили, а из некоторых (упомянутый Escape от Calvin Klein) калон и вовсе убрали.

Сегодня «вода» в парфюмерии переживает настоящий ренессанс. Почему? «В ходе нашего исследования мы обнаружили, что ароматы, напоминающие о широком горизонте и свежем, чистом воздухе, например, влажные зелёные и водянистые ноты вместе с сияющими цветочными, помогают людям чувствовать себя бодрее и меньше подвергаться стрессу», — говорит парфюмер Firmenich Александра Моне. Вдыхание запахов, связанных с тихой, мирной обстановкой, в которой чувствуешь себя расслабленно, вызывает те же эмоции, которые испытываешь, когда физически находишься в этих местах. Поэтому в нестабильные социально-экономические времена люди интуитивно ищут духи с эссенциями пышных лиственных садов и прохладных заводей, чтобы поднять себе настроение и развеять беспокойство.

За время своего существования акватика заметно трансформировалась. Конечно, калон и другие бензодиоксепины — давно не единственный способ придать парфюмерной композиции морской, озоновый, свежий характер. Существует множество других материалов, с иными акцентами, с помощью которых можно ольфакторно описать все стороны и проявление воды или «мокрых» пейзажей.

Ведь для поколения нулевых акватика — это бассейн, хлорка и солевые спреи для волос. В прошлом десятилетии над парфюмерной акватикой витали ароматы крема для загара и кокосовой воды. А прямо сейчас «море» — это море всего помимо моря. Это и пляжные бары, и пыльца мимозы в полосе прибоя, и рыбалка на Красном море. А также розы в соленой воде, инжирные деревья над обрывом, острова погибших кораблей, корюшка и водоросли — наша тоска по необъятным водным просторам выражается причудливо и разнообразно.

Итак, давайте перейдем от теории к практике, а точнее, к конкретным образцам акватического парфюмерного направления. Начнем с козырей.

L'Eau d'Issey, Issey Miyake (1992)

Эталон акватики 1990-х — L'Eau d'Issey для неё и для него. Прозрачные и звонкие, как журчание лесного ручья, они актуальны и сегодня. Но в момент запуска аромат L'Eau d'Issey создал эффект, сопоставимый с появлением в небе летающей тарелки. Цветочно-фруктово-водяной профиль парфюма предлагал нечто абсолютно новое: это была абстрактная чистота, гармония, пойманная во флакон.

Название L'Eau d'Issey — омофон слову L’Odyssée, «Одиссея» — то есть путешествие по морям океанам как метафора поиска самого себя. Флакон конусообразной формы из матового стекла с металлическим колпачком, увенчанным сферой — вид с балкона парижских апартаментов Иссея Мияке: луна, а перед ней — силуэт Эйфелевой башни.

По легенде, в брифе парфюмеру Жаку Кавалье дизайнер написал, что больше всего ему нравится запах воды. Композиция должна была передать ощущение лёгкости цветочных лепестков, погружённых в холодную воду. Культовый аромат открывается свежими нотами лотоса, розовой воды, цикламена, фрезии, органично переходящими в сердечные аккорды пиона, белой лилии и пряной гвоздики. Со временим они растворяются в базе, собранной из мускуса, османтуса и древесных нот.

Итог — «самый чистый аромат в мире», который уже тридцать лет не снимают с продажи.

В 1994 году женскому аромату была найдена пара — L'Eau d'Issey Pour Homme

— мужской аромат, вдохновлённый энергией водопада. Его стартовый аккорд — искрящаяся свежесть японского цитруса юзу, сочность мандарина, вербена, кипарис, кориандр и шалфей. Сердце составлено из нот голубого лотоса, мускатного ореха, корицы, шафрана и прохладной герани. В базе — ноты табака, мускуса, циперуса, сандала и ветивера.

Оттолкнувшись от классики жанра, рассмотрим несколько примеров современной акватики.

Hamaca, 27 87 (2017)

Парфюмер Шамала Мезондьё сделала аромат со свежим акватическим стартом и лактонным сандалово-кокосовым центром. Сильнее всего Hamaca пахнет кокосом: и его сочной упругой мякотью, и кокосовым молоком, и свежей, чуть кисловатой кокосовой водой… Вокруг ореха смыкается минеральный запах горячего песка и сладко-соленый бриз Индийского океана. Также аромат не лишен легкого алкогольного аспекта, который формируют упомянутый кокос с ванильным нюансом и сливочный сандал в союзе с бобами тонка. Через какое-то время сладость уменьшается и появляется водянистость, будто в коктейле растаял лед.

Итак, атмосфера аромата Hamaca — это полосатый шезлонг на фоне красочного заката, теплая от солнечных лучей кожа и Пино Колада в запотевшем бокале.

Megamare, Orto Parisi (2019)

От густого запаха водорослей до нежнейшего благоухания речного ветерка – все здесь, в Megamare. Композиция итальянского бренда Orto Parisi пахнет салатом из морской капусты, имбирём, немного мидиями, много — солью, песком, истрепанным в воде деревом и амброй.

Как и в большинстве ароматов Алессандро Гуалтьери, в Megamare нет прямолинейности: обозначено лишь направление, вокруг которого работает парфюмерная мысль. Верный себе, автор ловко прячет акватический озоновый аккорд свежести под слоями других материалов. Запах моря всё время рядом, но как бы на втором плане. В первые секунды парфюм может показаться даже сладким и пряным, словно хорошо выдержанный ром, с зелено-яблочными, лавандовыми и коричными тонами. В Megamare можно уловить аромат морской соли на раскаленных камнях, животный запах выброшенных на берег и высохших под палящим солнцем рыжих водорослей и морских обитателей.

Не в привычке создателя бренда давать список нот, он делает другие намеки — окраской ароматической жидкости (серо-зеленая), названием («Больше, чем море»), материалом стоппера (окисленный металл и полированный перламутр) — всё здесь говорит о море, ветре и находках на линии прибоя.

Vents et Marees, Molinard (2022)

Аромат Molinard можно полюбить за одно лишь название — «Ветра и приливы». В этой модной минеральной акватике есть не только море (много моря) и теплый морской ветер, лишь слегка подслащенный апельсинами, но и запахи покрытых солью камней и горячего песка. Море же здесь одновременно соленое и сладкое, с тем цветочным оттенком, который можно почувствовать от морской воды, когда входишь в нее утром.

Отдельным монолитом над всей этой морской прелестью держится сладкий запах спелых темных ягод. В пирамиде заявлена черная смородина, но чувствуется скорее спелая ежевика. Настроение — легкий утренний бриз, бодрящая вода и яркий вагончик с фруктовым сорбетом у входа на пляж.

Автор статьи: Татьяна Королева, бьюти-журналист

-2

Реклама. ООО "АРОМАЛЮКС"
erid: 2Vfnxva54xG