Вас, уважаемые читатели, не удивляет заголовок статьи? Разве нет у вас такого ощущения, когда заходите в интернет, что это – какая-то особенная зона, свободная от условностей и общепринятых правил общения, со своими традициями и искаженными морально-нравственными критериями? Пишу это потому, что такой особый формат общения (в социальных сетях, преимущественно) постепенно сформировал, как мне кажется, специфическое отношение некоторых пользователей ко всякой мерзости, с которой в сети интернет сталкивается каждый. Что нас там окружает, если иметь в виду общение пользователей? Прежде всего это: нецензурная брань, другие оскорбления; распространение клеветы, угрозы, действия «беспредельщиков», которые в сети именуются, как троллинг, преднамеренное распространение информации, порочащей честь, деловую репутацию и человеческое достоинство. Но, пожалуй, самая распространенная тенденция – стремление любым способом унизить оппонента и утвердить собственное преимущество. Подчеркну, это – не о контенте сайтов или каналов, не о размещенном материале. Это – лишь анализ содержания комментариев и реакции на эти комментарии.
«Чужая душа – потемки»
Трудно перечислить все те проявления природы человеческой, которые бывают заметны лишь в условиях общения в интернете. Если человек считает себя недосягаемым и неуязвимым, он иногда проявляет себя самым неожиданным образом. Универсальных рецептов защиты в таких случаях не бывает, а общие рекомендации я вам постараюсь предложить. Пока у меня такое впечатление, что в интернете иногда проявляются скрытые наклонности человека: очень часто в реальной жизни человек не может себе такое позволить, но оказавшись в бесконтрольной зоне интернета, начинает издеваться над незнакомыми людьми, стремится вывести жертву из душевного равновесия, подстрекает к совершению необдуманных поступков, то есть, создает условия для конфликта не только в интернете, но и в реальной жизни. Если я ошибаюсь и у читателей какие-то другие впечатления – присылайте комментарии. Но пока, продолжаю статью.
Разные причины заставляют людей регулярно заходить в социальные сети и на сайты, где они «отводят душу», упражняясь в злословии. Крайне редко у таких проявлений есть какой-то рациональный смысл: обычно, это просто проявление патологических свойств личности, которой доставляет удовольствие причинять людям нравственные страдания, находясь в относительной безопасности.
Во вчерашней статье я уже писал, что нарушения ваших прав в сети интернет могут быть разными по своей правовой природе и проявлениям. Много чего может позволить себе пользователь, надеясь на свою безнаказанность (недоступность). А чужая душа, как уже указано – потемки, проявления низменных наклонностей – разнообразные.
Но рассматривать надо даже такую «многослойную» проблему, не всю сразу, по мере обсуждения с подписчиками, на которое очень надеюсь. Ведь тема же – актуальная. Ведь все уже поняли, что интернет, это не только большие удобство, возможности и удовольствие, но и источник серьезных проблем, иногда.
Всё ясно, что ничего не ясно
Сложность в этом случае очевидна: незаконные действия имеют одинаковую фактическую основу (осуществляются в сети интернет), но могут быть разными по своим проявлениям. Насколько велики возможности интернет – настолько же многообразны возможности для нарушения законных прав и интересов пользователей. Во вчерашней статье мы лишь прикоснулись к глобальной проблеме защиты персональных данных, определились с характеристикой самого понятия «персональные данные» и обозначили некоторые общие рекомендации для тех субъектов (напомню правильное наименование), персональные данные которых использовались в сети незаконно. Сегодня попробую делать выводы и давать рекомендации, не отвлекаясь более на комментарии
Если обозначить структуру общей проблемы
Дело об административном правонарушении (возбужденное прокуратурой по факту оскорблений, например) и гражданско-правовой иск о защите чести и достоинства – два самостоятельных варианта защиты ваших прав. У каждого варианта свои особенности. Но административная ответственность не отменяет вашего права на компенсацию морального вреда. Законом вам предоставлены следующие возможности для защиты от незаконных действий в сети интернет:
- Административное обжалование (в Роскомнадзор) действий лиц, допустивших размещение вредоносного контента (отказавшихся его своевременно удалить);
- Исковое заявление о защите чести, человеческого достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда;
- Заявление о привлечении лиц – авторов вредоносного контента, а также лиц, виновных в размещении этого контента к административной ответственности;
- Заявление о возбуждении уголовного дела по фактам нарушения ваших законных прав с использованием сети интернет, по фактам угроз, шантажа и так далее.
После такого вступления, считаю, что можно начинать формулировать рекомендации, количество, сфера применения, содержание и характер которых будут зависеть от вас, уважаемые подписчики.
Рекомендация 1
Вы стремитесь устранить негативные последствия, минимизировать или компенсировать ущерб, который вам причинили в сети интернет, но это будет возможно лишь при условии, если вами будет доказана причинно-следственная связь между действиями лица, нарушавшего ваши права (распространение клеветы, например, или незаконное использование персональных данных) и причиненным ущербом. Это доказать трудно и удается далеко не всегда. Но зато возмещение морального ущерба судом осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных вами убытков. Не сможете доказать прямой ущерб – взыщите компенсацию морального вреда. Там с доказательствами несколько проще. Но наши суды назначают, как правило, чисто символические суммы компенсации морального вреда. И доказывать причинно-следственную связь придется и в этом случае тоже.
Рекомендация 2
Административная ответственность за оскорбления
Сразу выделим этот состав административного правонарушения, поскольку статьи за оскорбления в УК РФ больше нет, но есть административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (ст. 5.61 КоАП РФ). Ответственность там лишь в виде штрафа (для граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей; должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей; юридических лиц - от 100 до 200 тыс. Считаю, что именно недостаточно жесткие административные штрафы за оскорбления способствуют процветанию хамства и интернете. Вы, скорее всего, убеждаетесь в этом ежедневно.
Рекомендация 3
Возбуждение административных дел по фактам оскорблений – прерогатива органов прокуратуры, так что, заявление пишите на имя прокурора. Для этого у вас есть три месяца (максимум). Особенностью таких дел считаю необходимость предоставления органам прокуратуры информации о лице, которое вас оскорбило. Данные на такого человека найти удаётся не всегда, хотя в сети активно распространяется информация о том, что существуют специальные способы, как найти информацию на участника группы в чате на WhatsApp, например. Полагаю, что найти установочные данных на владельца сайта или создателя (модератора) группы проще. Лучше, если это сделаете вы, поскольку у сотрудников прокуратуры, которые будут проводить проверку вашего заявления, такого желания может и не оказаться. Вообще, если пишешь заявление в правоохранительные органы России, необходимо предварительно самостоятельно собрать максимум доказательств: чем их будет больше, тем больше шансов на успех (трудовым героизмом сотрудники, как правило, не «страдают»).
Рекомендация 4
Участников группы, где вы тоже зарегистрированы и где в отношении вас совершены противоправные действия, связывают общие интересы. Многие знают друг друга, общаются не только в сети. Оцените свои возможности и личные связи. Постарайтесь найти информацию о своем оппоненте, пока он ничего не заподозрил и не начал уничтожать доказательства совершенного правонарушения. Иногда требуется сделать лишь несколько телефонных звонков, чтобы получить сведения о правонарушителе.
Рекомендация 5
Рассмотрение административных дел по статье 5.61 КоАП РФ) – компетенция мировых судей. Но перспектив у таких исков, по моим наблюдениям, немного: оскорбления редко остаются без ответной реакции. На аудио-записях или на странице в интернете оскорбления в адрес клиента обычно сопровождаются ответными оскорблениями со стороны вашего доверителя. Кроме того, оскорбительный характер нужно доказать, поскольку у всех людей разные представления о том, что для них является оскорблением. А классических ситуаций, когда в адрес моего доверителя оппонент произнес слова, которые в любом толковом словаре имеют вполне определенный, оскорбительный, смысл и доверитель никак на это не реагировал, в моей практике не было. Если дело все-таки доходит до суда, кроме использования ссылок на толковые словари, приходится доказывать, что текст содержит в себе смысл, унизительный для доверителя. Как правило – «овчинка выделки не стоит»: не будешь же заявлять о судебно-лингвистической экспертизе и платить за это серьезные деньги… Короче, нет у меня особого энтузиазма в этой части.
Рекомендация 6
Ответственность по суду
Закон дает вам право в судебном порядке добиться прекращения нарушения ваших прав и интересов (удалить незаконную информацию и добиться публичных извинений или опровержения ранее размещенных сведений). Но это – лишь теоретически. На практике, как только лицо, допустившее незаконные действия, начинает подозревать возможность ответственности, первое, что оно делает – удаляет вредоносный контент, старается максимально устранить все следы его размещения.
Рекомендация 7
Обязательная стадия – жалоба в Роскомнадзор
Если ваши права нарушены в сети интернет, значит к этому причастны третьи лица: владелец сайта; модератор страницы, владелец канала. В их адрес претензии необходимо направить моментально, приложив в качестве доказательства скриншот сообщения оскорбительного содержания, заверенный вами и еще двумя вашими знакомыми (свидетелями оформления скриншота), с указанием телефонов и личными подписями. Укажите срок для выполнения своих требований - одни сутки.
Рекомендация 8
Через сутки, если не было нужной реакции на претензии, подавайте заявление в Роскомнадзор: там знают, как на такие заявления реагировать. Меры будут приняты, но лишь в отношении сайта (канала, страницы), что уже хорошо. Не исключаю, что в этой процедуре неожиданно «всплывет» информация о вашем конкретном обидчике.
Рекомендация 9
Но специально вашего конкретного обидчика Регулятор искать не будет, а установочные данные на такого человека, иногда, нужны в первую очередь (если были угрозы убийства, например). Заблуждаются те заявители, которые полагают, что сотрудник, который будет проводить проверку вашего заявления, сам найдет сведения о правонарушителе. Никто за вас этого не сделает. И в суд вы сможете обратиться лишь при наличии установочных данных на ответчика. И вообще есть «правда жизни», согласно которой никто за вас ничего искать и доказывать не будет (хотя и обязан). Нужен результат – выполняйте как можно больше той работы, которая является обязанностью государственных органов. Или найдите возможность дополнительно мотивировать их активную работу.
Рекомендация 10
Если имеются признаки преступлений, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность, обращаться в этом случае можно в разные структуры правоохранительных органов. Всё зависит от фактических обстоятельств. Незамедлительная реакция на ваше заявление гарантирована, например, если вы сообщаете, что ваш оппонент в интернете, кроме вас, угрожал убить кого-то еще, например, кого-то из руководителей страны или Министерства обороны России; высказывал оскорбления в адрес первых лиц государства; призывал к саботажу мобилизации и мер оборонного характера, вредительству, диверсиям, грабежам, актам массового неповиновения и так далее. Ваш обидчик мог сообщать о наличии у него огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или наркотических средств, о своих связях, например, с СБ Украины. Проанализируйте текст сообщения, которое обжалуете, всю свою переписку с оппонентом.
Найдите хоть что-то. Если, например, в дном из писем ваш противник сообщает, что «на Крещатике уже зацвели каштаны», обязательно укажите это в своем заявлении. То есть, информация о ваших нарушенных правах, что очень желательно, может сопровождаться сведениями о признаках таких противоправных деяний, как терроризм; подготовка диверсионных актов; сотрудничество со спецслужбами врага; незаконный оборот оружия и наркотических средств и так далее. Заявление в этом случае будет рассматриваться специальным образом и значительно быстрее. Вероятность получения нужного результата от этого увеличится многократно.
Рекомендация 11
Но в своем заявлении вам нужно правильно скомпоновать материал, расставить приоритеты. Нельзя, чтобы предположительная информация о принадлежности вашего оппонента к преступному сообществу или о его шпионской деятельности, сотрудничестве с СБУ, например, была указана, как «довесок» к информации о нарушении ваших личных прав, которое позволил себе ваш противник. Никакой путаницы в заявлении допускать нельзя.
Рекомендация 12
При необходимости, рассмотрите возможность обратиться с заявлением в Управление «К» Министерства внутренних дел России. Содержание заявления - о проверке информации относительно признаков противоправных действий в области информационных технологий. Но сообщаемая информация должна содержать признаки совершения особо тяжких преступлений (о которых уже сказано). Аналогичное заявления можно также подать в ФСБ России, но на время его рассмотрения желательно отказаться от обращений в другие правоохранительные структуры. И не сообщайте непроверенную информацию предположительного характера, чтобы потом не пришлось нести ответственность за заведомо ложный донос.
Все заявления лучше подавать в электронном формате, поскольку технические возможности для этого во всех ведомствах созданы (в том числе – в регионах).
Вывод: если в процессе общения в интернете были признаки намерений нанести ущерб интересам государства, совершить особо тяжкие преступления, опишите эти признаки подробно. И рассматривать ваше заявление будут, скорее всего, совсем по-другому.
Продолжение следует. Но хотелось бы больше комментариев, чтобы определиться с вопросами и пожеланиями.