Найти тему

Вас оклеветали, оскорбили и опозорили в интернете? Как реагировать и реагировать ли вообще.

Вас, уважаемые читатели, не удивляет заголовок статьи? Разве нет у вас такого ощущения, когда заходите в интернет, что это – какая-то особенная зона, свободная от условностей и общепринятых правил общения, со своими традициями и искаженными морально-нравственными критериями? Пишу это потому, что такой особый формат общения (в социальных сетях, преимущественно) постепенно сформировал, как мне кажется, специфическое отношение некоторых пользователей ко всякой мерзости, с которой в сети интернет сталкивается каждый. Что нас там окружает, если иметь в виду общение пользователей? Прежде всего это: нецензурная брань, другие оскорбления; распространение клеветы, угрозы, действия «беспредельщиков», которые в сети именуются, как троллинг, преднамеренное распространение информации, порочащей честь, деловую репутацию и человеческое достоинство. Но, пожалуй, самая распространенная тенденция – стремление любым способом унизить оппонента и утвердить собственное преимущество. Подчеркну, это – не о контенте сайтов или каналов, не о размещенном материале. Это – лишь анализ содержания комментариев и реакции на эти комментарии.

«Чужая душа – потемки»
Трудно перечислить все те проявления природы человеческой, которые бывают заметны лишь в условиях общения в интернете. Если человек считает себя недосягаемым и неуязвимым, он иногда проявляет себя самым неожиданным образом. Универсальных рецептов защиты в таких случаях не бывает, а общие рекомендации я вам постараюсь предложить. Пока у меня такое впечатление, что в интернете иногда проявляются скрытые наклонности человека: очень часто в реальной жизни человек не может себе такое позволить, но оказавшись в бесконтрольной зоне интернета, начинает издеваться над незнакомыми людьми, стремится вывести жертву из душевного равновесия, подстрекает к совершению необдуманных поступков, то есть, создает условия для конфликта не только в интернете, но и в реальной жизни. Если я ошибаюсь и у читателей какие-то другие впечатления – присылайте комментарии. Но пока, продолжаю статью.

-2

Разные причины заставляют людей регулярно заходить в социальные сети и на сайты, где они «отводят душу», упражняясь в злословии. Крайне редко у таких проявлений есть какой-то рациональный смысл: обычно, это просто проявление патологических свойств личности, которой доставляет удовольствие причинять людям нравственные страдания, находясь в относительной безопасности.

-3

Во вчерашней статье я уже писал, что нарушения ваших прав в сети интернет могут быть разными по своей правовой природе и проявлениям. Много чего может позволить себе пользователь, надеясь на свою безнаказанность (недоступность). А чужая душа, как уже указано – потемки, проявления низменных наклонностей – разнообразные.

-4

Но рассматривать надо даже такую «многослойную» проблему, не всю сразу, по мере обсуждения с подписчиками, на которое очень надеюсь. Ведь тема же – актуальная. Ведь все уже поняли, что интернет, это не только большие удобство, возможности и удовольствие, но и источник серьезных проблем, иногда.

Всё ясно, что ничего не ясно
Сложность в этом случае очевидна: незаконные действия имеют одинаковую фактическую основу (осуществляются в сети интернет), но могут быть разными по своим проявлениям. Насколько велики возможности интернет – настолько же многообразны возможности для нарушения законных прав и интересов пользователей. Во вчерашней статье мы лишь прикоснулись к глобальной проблеме защиты персональных данных, определились с характеристикой самого понятия «персональные данные» и обозначили некоторые общие рекомендации для тех субъектов (напомню правильное наименование), персональные данные которых использовались в сети незаконно. Сегодня попробую делать выводы и давать рекомендации, не отвлекаясь более на комментарии

Если обозначить структуру общей проблемы
Дело об административном правонарушении (возбужденное прокуратурой по факту оскорблений, например) и гражданско-правовой иск о защите чести и достоинства – два самостоятельных варианта защиты ваших прав. У каждого варианта свои особенности. Но административная ответственность не отменяет вашего права на компенсацию морального вреда. Законом вам предоставлены следующие
возможности для защиты от незаконных действий в сети интернет:
- Административное обжалование (в Роскомнадзор) действий лиц, допустивших размещение вредоносного контента (отказавшихся его своевременно удалить);
- Исковое заявление о защите чести, человеческого достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда;
- Заявление о привлечении лиц – авторов вредоносного контента, а также лиц, виновных в размещении этого контента к административной ответственности;
- Заявление о возбуждении уголовного дела по фактам нарушения ваших законных прав с использованием сети интернет, по фактам угроз, шантажа и так далее.

-5

После такого вступления, считаю, что можно начинать формулировать рекомендации, количество, сфера применения, содержание и характер которых будут зависеть от вас, уважаемые подписчики.

Рекомендация 1
Вы стремитесь устранить негативные последствия, минимизировать или компенсировать ущерб, который вам причинили в сети интернет, но это будет возможно лишь при условии, если вами будет доказана причинно-следственная связь между действиями лица, нарушавшего ваши права (распространение клеветы, например, или незаконное использование персональных данных) и причиненным ущербом. Это доказать трудно и удается далеко не всегда. Но зато возмещение морального ущерба судом осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных вами убытков. Не сможете доказать прямой ущерб – взыщите компенсацию морального вреда. Там с доказательствами несколько проще. Но наши суды назначают, как правило, чисто символические суммы компенсации морального вреда. И доказывать причинно-следственную связь придется и в этом случае тоже.

-6

Рекомендация 2
Административная ответственность за оскорбления
Сразу выделим этот состав административного правонарушения, поскольку статьи за оскорбления в УК РФ больше нет, но есть административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (ст. 5.61 КоАП РФ). Ответственность там лишь в виде штрафа (для граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей; должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей; юридических лиц - от 100 до 200 тыс. Считаю, что именно недостаточно жесткие административные штрафы за оскорбления способствуют процветанию хамства и интернете. Вы, скорее всего, убеждаетесь в этом ежедневно.

Рекомендация 3

-7

Возбуждение административных дел по фактам оскорблений – прерогатива органов прокуратуры, так что, заявление пишите на имя прокурора. Для этого у вас есть три месяца (максимум). Особенностью таких дел считаю необходимость предоставления органам прокуратуры информации о лице, которое вас оскорбило. Данные на такого человека найти удаётся не всегда, хотя в сети активно распространяется информация о том, что существуют специальные способы, как найти информацию на участника группы в чате на WhatsApp, например. Полагаю, что найти установочные данных на владельца сайта или создателя (модератора) группы проще. Лучше, если это сделаете вы, поскольку у сотрудников прокуратуры, которые будут проводить проверку вашего заявления, такого желания может и не оказаться. Вообще, если пишешь заявление в правоохранительные органы России, необходимо предварительно самостоятельно собрать максимум доказательств: чем их будет больше, тем больше шансов на успех (трудовым героизмом сотрудники, как правило, не «страдают»).

Рекомендация 4

Участников группы, где вы тоже зарегистрированы и где в отношении вас совершены противоправные действия, связывают общие интересы. Многие знают друг друга, общаются не только в сети. Оцените свои возможности и личные связи. Постарайтесь найти информацию о своем оппоненте, пока он ничего не заподозрил и не начал уничтожать доказательства совершенного правонарушения. Иногда требуется сделать лишь несколько телефонных звонков, чтобы получить сведения о правонарушителе.

Рекомендация 5

Рассмотрение административных дел по статье 5.61 КоАП РФ) – компетенция мировых судей. Но перспектив у таких исков, по моим наблюдениям, немного: оскорбления редко остаются без ответной реакции. На аудио-записях или на странице в интернете оскорбления в адрес клиента обычно сопровождаются ответными оскорблениями со стороны вашего доверителя. Кроме того, оскорбительный характер нужно доказать, поскольку у всех людей разные представления о том, что для них является оскорблением. А классических ситуаций, когда в адрес моего доверителя оппонент произнес слова, которые в любом толковом словаре имеют вполне определенный, оскорбительный, смысл и доверитель никак на это не реагировал, в моей практике не было. Если дело все-таки доходит до суда, кроме использования ссылок на толковые словари, приходится доказывать, что текст содержит в себе смысл, унизительный для доверителя. Как правило – «овчинка выделки не стоит»: не будешь же заявлять о судебно-лингвистической экспертизе и платить за это серьезные деньги… Короче, нет у меня особого энтузиазма в этой части.

Рекомендация 6
Ответственность по суду

Закон дает вам право в судебном порядке добиться прекращения нарушения ваших прав и интересов (удалить незаконную информацию и добиться публичных извинений или опровержения ранее размещенных сведений). Но это – лишь теоретически. На практике, как только лицо, допустившее незаконные действия, начинает подозревать возможность ответственности, первое, что оно делает – удаляет вредоносный контент, старается максимально устранить все следы его размещения.

-8

Рекомендация 7
Обязательная стадия – жалоба в Роскомнадзор
Если ваши права нарушены в сети интернет, значит к этому причастны третьи лица: владелец сайта; модератор страницы, владелец канала. В их адрес претензии необходимо направить моментально, приложив в качестве доказательства скриншот сообщения оскорбительного содержания, заверенный вами и еще двумя вашими знакомыми (свидетелями оформления скриншота), с указанием телефонов и личными подписями. Укажите срок для выполнения своих требований - одни сутки.

Рекомендация 8
Через сутки, если не было нужной реакции на претензии, подавайте заявление в Роскомнадзор: там знают, как на такие заявления реагировать. Меры будут приняты, но лишь в отношении сайта (канала, страницы), что уже хорошо. Не исключаю, что в этой процедуре неожиданно «всплывет» информация о вашем конкретном обидчике.

Рекомендация 9
Но специально вашего конкретного обидчика Регулятор искать не будет, а установочные данные на такого человека, иногда, нужны в первую очередь (если были угрозы убийства, например). Заблуждаются те заявители, которые полагают, что сотрудник, который будет проводить проверку вашего заявления, сам найдет сведения о правонарушителе. Никто за вас этого не сделает. И в суд вы сможете обратиться лишь при наличии установочных данных на ответчика. И вообще есть «правда жизни», согласно которой никто за вас ничего искать и доказывать не будет (хотя и обязан). Нужен результат – выполняйте как можно больше той работы, которая является обязанностью государственных органов. Или найдите возможность дополнительно мотивировать их активную работу.

-9

Рекомендация 10
Если имеются признаки преступлений, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность, обращаться в этом случае можно в разные структуры правоохранительных органов. Всё зависит от фактических обстоятельств. Незамедлительная реакция на ваше заявление гарантирована, например, если вы сообщаете, что ваш оппонент в интернете, кроме вас, угрожал убить кого-то еще, например, кого-то из руководителей страны или Министерства обороны России; высказывал оскорбления в адрес первых лиц государства; призывал к саботажу мобилизации и мер оборонного характера, вредительству, диверсиям, грабежам, актам массового неповиновения и так далее. Ваш обидчик мог сообщать о наличии у него огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или наркотических средств, о своих связях, например, с СБ Украины. Проанализируйте текст сообщения, которое обжалуете, всю свою переписку с оппонентом.

-10

Найдите хоть что-то. Если, например, в дном из писем ваш противник сообщает, что «на Крещатике уже зацвели каштаны», обязательно укажите это в своем заявлении. То есть, информация о ваших нарушенных правах, что очень желательно, может сопровождаться сведениями о признаках таких противоправных деяний, как терроризм; подготовка диверсионных актов; сотрудничество со спецслужбами врага; незаконный оборот оружия и наркотических средств и так далее. Заявление в этом случае будет рассматриваться специальным образом и значительно быстрее. Вероятность получения нужного результата от этого увеличится многократно.

-11

Рекомендация 11
Но в своем заявлении вам нужно правильно скомпоновать материал, расставить приоритеты. Нельзя, чтобы предположительная информация о принадлежности вашего оппонента к преступному сообществу или о его шпионской деятельности, сотрудничестве с СБУ, например, была указана, как «довесок» к информации о нарушении ваших личных прав, которое позволил себе ваш противник. Никакой путаницы в заявлении допускать нельзя.

-12

Рекомендация 12
При необходимости, рассмотрите возможность обратиться с заявлением в Управление «К» Министерства внутренних дел России. Содержание заявления - о проверке информации относительно признаков противоправных действий в области информационных технологий. Но сообщаемая информация должна содержать признаки совершения особо тяжких преступлений (о которых уже сказано). Аналогичное заявления можно также подать в ФСБ России, но на время его рассмотрения желательно отказаться от обращений в другие правоохранительные структуры. И не сообщайте непроверенную информацию предположительного характера, чтобы потом не пришлось нести ответственность за заведомо ложный донос.

-13

Все заявления лучше подавать в электронном формате, поскольку технические возможности для этого во всех ведомствах созданы (в том числе – в регионах).
Вывод: если в процессе общения в интернете были признаки намерений нанести ущерб интересам государства, совершить особо тяжкие преступления, опишите эти признаки подробно. И рассматривать ваше заявление будут, скорее всего, совсем по-другому.


Продолжение следует. Но хотелось бы больше комментариев, чтобы определиться с вопросами и пожеланиями.