В мае 1941 года Витя Колодуб окончил два класса. А 22 июня началась война, о которой жители Бердянска узнали по радио. Виктор и его одноклассники собрались на митинге, читали патриотические стихи, а через неделю в городе появились фашисты. В это же самое время в селе Сургут по доносу арестовали отца девочки Ии. Ее мать скончалась в родовых муках, оставив круглыми сиротами годовалую Ию и двух ее братьев.
В День памяти и скорби мы расскажем вам о двух этих разных людях, переживших войну и волею судьбы оказавшихся в Югре.
Виктор Григорьевич Колодуб
Почетный житель Советского района Виктор Григорьевич Колодуб родился 24 июля 1932 года в городе Красный Луч Луганской области, в семье рабочих Донбасса. Он прожил 91 год и всю свою жизнь посвятил культуре.
– Несмотря на почтенный возраст, Виктор Григорьевич до последних дней своей жизни (его не стало 19.01.2024) продолжал участвовать в культурной жизни, был председателем жюри творческих конкурсов, участвовал в литературных и театральных проектах. Без его участия трудно было представить культурно-массовые и патриотические мероприятия, – рассказали в архиве Советского района. – Своей энергией он зажигал людей старшего поколения и молодежь. Его знали по всей Югре и за ее пределами. Именно сотрудники архива записали и сохранили его детские воспоминания о Великой Отечественной войне.
Айн, цвай, драй
Во дворе, где жила семья Колодуб, немцы поставили танкетку. Однажды Витя с другом Мишей Картамышевым решили посмотреть, как внутри устроена техника.
– Миша остался снаружи на «шухере», а я залез через верхний люк внутрь танкетки. Пока там все рассматривал, появились немцы, их было двое. Друг мой улизнул, не сумев вовремя предупредить меня, – вспоминал ветеран. – Через некоторое время сверху над люком появилась физиономия немца. Он стал говорить: «Ком, ком, ком…» Я догадался, что он требует. А когда вылез, на танкетку забрался второй немец. Вдвоем они взяли меня за руки, за ноги и со словами «Айн, цвай, драй» раскачали и бросили на землю, как мешок с картошкой. Приземление, конечно, было болезненно. Тут появилась моя мама. Ей, очевидно, сообщил Мишка, что я попал в беду. Она со слезами на глазах стала объяснять немцам, что мальчик еще маленький, ничего не понимает, и, схватив меня за руку, быстро увела домой. Так произошло первое «знакомство» Вити с немцами. После этого случая мальчика отправили жить в деревню к бабушке и дедушке.
Мамалыга
В деревне обосновалась румынская воинская часть.
– Румынские солдаты лояльно относились к нам. Они научили местных жителей варить мамалыгу из кукурузы, национальную румынскую кашу. Она была вкусная и сытная, – рассказывал наш герой. Вите приходилось много трудиться на земле, ухаживать за коровой, носить воду из колодца, было физически тяжело, но мирно.
7 октября 1941 года Бердянск был оккупирован германскими войсками. Гитлеровцы вывезли на работы в нацистскую Германию 11,5 тысячи жителей города.
– Осенью в деревню пришли немцы. Румыны сразу ушли, а немцы стали поджигать дома. Я видел, как один старик пытался тушить свой дом. Немец очередью из автомата расстрелял его. Мы с бабушкой и дедом спрятались в подвале своего дома. Долго там сидели. Когда вокруг все стихло, вылезли. К счастью, наш дом оказался целым. А деревня неожиданно оказалась свободной, ее покинули и румыны, и немцы. Очевидно, где-то поблизости наступали наши войска, – вспоминал детство на оккупированной территории почетный житель Советского района. После Победы Виктор вернулся в Бердянск. В 1946 году пошел учиться в ремесленное училище. Там кормили и одевали. Через день обучали профессии, а через день он работал на заводе.
После службы в армии избрал путь артиста. В 1974 году переехал на постоянное жительство в Советский. А дальше вы уже знаете.
Ия Ивановна Булатова
Уткины приехали из Тобольска в Сургут по доброй воле. Но злые люди сделали сиротами Ию и двух ее братьев 8 и 12 лет.
– В ноябре 41-го, когда немцы были под Москвой, отец спросил у кого-то в приватной беседе: «Неужели немцы захватят Москву?» Утром его уже арестовали за эти слова и дали 10 лет лагерей. По итогу он отсидел намного больше. И реабилитировался только в 1958 году. Жил в Омске. Это все я узнала уже в 2003 году через архив, – вспоминает наша собеседница. Братьев отдали в детдом, где жили эвакуированные дети из блокадного Ленинграда. А годовалую девочку удочерили Булатовы Иван Дмитриевич и Феофила Ивановна. Но об этом Ия узнала только в 16 лет.
– Булатовы в Югре с 1932 года. Мой отец Иван Дмитриевич был человеком образованным и работал заместителем председателя райисполкома и окрисполкома. Успел год поработать с Яковом Розниным в Остяко-Вогульске. Потом были Нахрачи, Сургут, а потом в 1945-м – снова Ханты-Мансийск, – рассказывает Ия Ивановна. – Мама всегда была дома. И хозяйство на ней – мы держали корову и кур, – и домашний уют. Ведь она была необыкновенная рукодельница. Шила всем нам пальто из драпа и вышивала тончайшие салфетки. Она заботилась об отце. Ведь он приходил с работы в шесть часов вечера, потом до восьми отдыхал и вновь шел в исполком. Возвращался после одиннадцати, а утром снова был на работе.
День Победы
Когда началась война, сводная старшая сестра нашей героини – Галина Ивановна Булатова (Кузнецова) училась в Омске на втором курсе сельскохозяйственной академии. В 1942 году она сообщила, что уходит на фронт.
– Галина не любила рассказывать про войну. Она служила в войсках противовоздушной обороны. Вместе с такими же девушками они дежурили на крышах, сбрасывали и тушили фугасные бомбы, следили, чтобы в окнах не горел свет. Она написала маме письмо: «Ночью на крышах очень холодно. Нас продувает насквозь». Мама сшила и отправила ей посылкой меховую жилетку-душегрейку. Потом сестра писала, что эту душегрейку они надевают по очереди на дежурство, – продолжает рассказ Ия Ивановна. Да, на фронте не хватало теплых вещей. И отец Ии проводил много времени в командировках, объезжая деревни, где собирал с жителей вязаные носки, варежки и теплые вещи для отправки нашим солдатам. Безусловно, и эта помощь тыла помогла нашей армии победить врагов в Великой Отечественной войне.
– 7 мая 1945-го в Сургуте мне исполнилось 5 лет. А 9 мая мама взяла меня за ручку и повела на митинг в честь Победы, – рассказывает Ия Ивановна. – Этот день я запомнила, как кадры из фильма. Идем по дороге из дома к исполкому. Все люди радостные – и я радостная. У меня в руке маленький красный флажок. Я машу им папе, который стоит на балконе двухэтажного деревянного райисполкома и говорит торжественную победную речь. Потом была мирная жизнь. Ия окончила школу № 1 в Ханты-Мансийске, медучилище, а позже и медицинский институт. Работала фельдшером, врачом-фтизиатром, открывала противотуберкулезное отделение в Урае, затем долгое время работала врачом-терапевтом в Ханты-Мансийской районной поликлинике. 36 лет жизни отдала медицине. Сегодня ведет активную жизнь, следит за здоровьем и читает нашу газету.
Читать в источнике