Среди "примирителей" белых с красными существует такое мнение, что Иосиф Сталин был на самом деле никаким не "безродным интернационалистом" как основные деятели Октябрьской революции – а самым что ни на есть государственником, националистом и чуть ли не "красным царём". Среди таких деятелей находятся национал-большевики, евразийцы и прочие социал-патриоты. Построенное Сталиным государство Дугин, Проханов, Прилепин и пр. называют "красной империей". А проводимую политику – чуть ли не "русским поворотом" в партии.
Был ли Иосиф Сталин на самом деле приверженцем национализма и строителем империи? Давайте выясним.
В 1913 году выходит работа Иосифа Сталина "Марксизм и национальный вопрос". Там он осуждает попытки австрийских и кавказских социал-демократов, а также революционной еврейской организации Бунд внести в социалистическую программу национальные интересы отдельных угнетенных народов. В частности – разделить единые социал-демократические партии на национальные секции, а будущее социалистическое государство – на национально-культурные (а не территориальные) автономии.
Отношение выражено довольно однозначно:
Мы знаем, к чему приводит межевание рабочих по национальностям. Распадение единой рабочей партии, разбивка союзов по национальностям, обострение национальных трений, национальное штрейкбрехерство, полная деморализация в рядах социал-демократии, – таковы результаты организационного федерализма. История социал-демократии в Австрии и деятельность Бунда в России красноречиво свидетельствуют об этом.
Сложно после прочтения этой работы присвоить Сталину симпатии к "социалистическому национализму", о котором он выражается вполне ясно:
С открытым национализмом всегда можно справиться: его не трудно разглядеть. Гораздо труднее бороться с национализмом замаскированным и в своей маске неузнаваемым. Прикрываясь броней социализма, он менее уязвим и более живуч. Живя же среди рабочих, он отравляет атмосферу? Распространяя вредные идеи взаимного недоверия и обособления рабочих различных национальностей.
Но тут мне возразят: это же было до революции! А потом обстановка изменилась, а значит – могло поменяться и мнение вождя. Ну что ж, работа "Марксизм и национальный вопрос" продолжала переиздаваться и после революции вплоть до 1952 года. В том числе – в иностранных журналах.
А вот что пишет о национализме и национальных движениях Сталин в работе "Об основах ленинизма", издаваемой в различных видах с 1924 по 1952 год:
Тем самым [ленинизмом] была исключена и возможность оправдания аннексий путем истолкования права на самоопределение как права на автономию. Самый же принцип самоопределения был превращен, таким образом, из орудия обмана масс, каким он, несомненно, являлся в руках социал-шовинистов во время империалистической войны, в орудие разоблачения всех и всяких империалистических вожделений и шовинистических махинаций, в орудие политического просвещения масс в духе интернационализма...
Это не значит, конечно, что пролетариат должен поддерживать всякое национальное движение, везде и всегда, во всех отдельных конкретных случаях. Речь идет о поддержке таких национальных движений, которые направлены на ослабление, на свержение империализма, а не на его укрепление и сохранение...
Борьба египетских купцов и буржуазных интеллигентов за независимость Египта является, по тем же причинам, борьбой объективно революционной, несмотря на буржуазное происхождение и буржуазное звание лидеров египетского национального движения, несмотря на то, что они против социализма, между тем как борьба английского “рабочего” правительства за сохранение зависимого положения Египта является, по тем же причинам, борьбой реакционной, несмотря на пролетарское происхождение и на пролетарское звание членов этого правительства, несмотря на то, что они “за” социализм.
Как мы видим, Сталин чётко отделяет цели социализма от целей национальных движений зависимых стран и резко противопоставляет их целям национализма империалистических держав. Никакой "социализм" рабочих Англии, которые выступают при этом за укрепление колониальной системы, не может рассматриваться большевиками как что-то нормальное и естественное. О какой "красной империи" Сталина, совмещающей социализм и национализм, может идти речь после прочтения этих строк?
В противовес всему этому от "красно-коричневых" мы имеем только тост Сталина за русский народ. Который, видимо, по их мнению имеет какое-то юридическое значение. Да и если подумать, большевики и до революции не отрицали того, что великоросы в России являются самым важным этносом, так как он по факту государствообращующий. Это никак не расходится с их программой по освобождению как русского, так и других народов России из под гнета помещиков и капиталистов.
Также как доказательство национализма Сталина приводят борьбу с космополитизмом и сионизмом, начавшуюся после Великой Отечественной войны. Одним из главных деятелей этой кампании является член ЦК партии Андрей Жданов. Однако стоит различать понятия "космополитизм" и "интернационализм". Первым термином обозначили безнациональную власть мирового финансового капитала, которая приводила в конечном счёте не к миру между людьми, а к межнациональным конфликтам в экономических интересах самих "безродных космополитов", для которых отечество там, где больше прибыли.
Вот как сам Жданов в январе 1948 года на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС разделил эти понятия:
«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом».
Иосиф Сталин при этом «осаждал» националистические позывы в послевоенной официальной политике. Так, ознакомившись в июле 1947 года с материалами Жданова к проекту новой Программы партии, Сталин напротив слов «Особо выдающуюся роль в семье советских народов играл и играет великий русский народ… он по праву занимает руководящее положение в советском содружестве наций» написал: «Не то». В редакционной статье журнала «Вопросы истории» наряду с утверждениями о недопустимости «национального нигилизма», «низкопоклонства», «очернения русской истории», звучали жёсткие требования: не допускать игнорирования классового содержания советского патриотизма; сползания на позиции «квасного патриотизма».
Высказывался Сталин и против антисемитизма, которым страдали отдельные партийцы. Так, на вручении Сталинской премии, когда Маленков назвал настоящую (еврейскую) фамилию лауреата, вождь сказал, что этого делать не следует:
«Если человек избрал себе литературный псевдоним — это его право, не будем уже говорить ни о чём другом, просто об элементарном приличии... Но, видимо, кому-то приятно подчеркнуть, что у этого человека двойная фамилия, подчеркнуть, что это еврей. Зачем это подчёркивать? Зачем это делать? Зачем насаждать антисемитизм?»
В то же время, наиболее усердствующие авторы антисемитских статей и выступлений — главный редактор газеты «Советское искусство» Вдовиченко и высокопоставленный работник аппарата ЦК Головенченко — были сняты со своих должностей.
***
Можно ли после всех этих фактов продолжать повторять глупость о том, что Сталин был националистом и "красным императором"? Если только ради того, чтобы намеренно извратить историю в своих интересах. Чем так любят ныне заниматься наши "лево-правые" патриоты, приплетая к популярной до сих пор в народе фигуре Иосифа Сталина свои пещерно-националистические взгляды.