Найти в Дзене

Всё началось с того, что мне приснилась...луковица. Красивая, золотистая...

Всё началось с того, что мне приснилась...луковица. Красивая, золотистая. Проснулась я с ощущением этой луковицы в левой руке и почему-то с именем Саломея.

Нет, ну почему луковица – понятно. Я вчера забыла купить лук.

А почему Саломея?

Аааа, вот, это ж её семь покрывал, которые она сбрасывала в своём танце! Вот и разгадка. Хорошо, не "дед, в сто шуб одет"). Саломея - это, по крайней мере, романтичнее.

Итак, Саломея. Прекрасная, юная, танцующая так, что сам Ирод (кстати, вроде её дядя), чьё имя звучит как символ жестокости, предложил ей всё, чего только она пожелает. И Саломея – милая красавица – попросила. Голову.

Да, голову Иоанна Крестителя.

Тут начинаются разночтения, или, если угодно, разнотолкования мотива той просьбы. То ли возмущена была чистая девица (скинувшая в танце все свои семь покрывал!) словами Иоанна о мммм...нецеломудренном поведении её матери. Которая науськала дочь то ли от обиды, то ли от того, что Иоанн остался глух к её страсти.

Есть ещё версия такая: не танцевала Саломея волшебной прелести танца. Мала была ещё для него. Просто была удивительно прелестным ребёнком, умилившим жестокого царя. А мать Саломеи просто убила Иоанна чистыми руками/устами дочери.

Есть вариант и такой: Иоанн отверг страсть самой прекрасной Саломеи, и девушка отомстила за себя. Кстати, именно такое толкование использовал великий Г. Гейне в своей поэме "Атта Тролль":

Саломею с головой казнённого Иоанна писали очень и очень многие. Причём чаще, мне кажется, художников привлекала именно эта дуальность – любовь и смерть.

И вообще сюжет "прекрасная женщина – отрубленная голова" довольно популярен. Это, помимо Саломеи, Юдифь и Олоферн.

И Томирис и Кир.

Хотя там любви нет и в помине. Вернее, есть, но – любовь к родине. И материнство, что выше любви, по-моему.

Там – месть. И если в мифе о Саломее она тоже присутствует – месть за честное имя матери и/или месть отвергнутой женщины– то Юдифь и Томирис героини совсем другого порядка. Потому что усекновение главы врага твоего народа и ещё убийцы твоего ребёнка (в случае с Томирис) – поступок иного плана, согласитесь.

Напомню немного, ладно?

Юдифь – благочестивая вдова, прекрасная женщина, дабы спасти свой осаждённый ассирийскими войсками город, который почти решено было сдать, решается на страшный шаг.

Нарядившись, вдвоём со служанкой идёт в лагерь врага и очаровывает главного военачальника – Олоферна. А когда он, пьяный, уснул, отрубает ему голову. Обезглавленная во всех смыслах армия бежит от родного города Юдифи.

С Томирис похожая история. Но она – царица массагетов. И персидский царь Кир Великий в битве захватил в плен её сына, царевича Спаргаписа. Убитая горем мать отправила Киру послание:

"Алчущий крови Кир, ... отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно... Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хоть ты и ненасытен".

Спаргапис, достойный сын своей матери, упросив Кира снять с себя оковы, "умертвил себя", предпочтя смерть плену.

Томирис разгромила войска "царя царей", а голову Кира велела опустить в чашу/бурдюк с кровью, сказав:

"Ты жаждал крови, царь персов? Так пей её досыта!"

Ну, какова? Есть мнение, что именно Томирис стала прообразом царицы амазонок. Пишут, что был у неё отряд женщин-воительниц.

В истории живописи очень много картин, вдохновлённых этими женщинами. Тема действительно потрясающая. Потрясающая воображение, основы; зовущая не только смотреть, но и видеть. И знать.

Кстати, при схожести картин (красавица и отрубленная голова), отличить одну героиню от другой просто.

Например, сюжет с Юдифью почти всегда включает служанку, и/или корзину и собаку. С Саломеей - блюдо, на котором лежит голова. А с Томирис – чашу/бурдюк с кровью, ну и часто – воинов вокруг, её армию...

Что скажете, знающие?

К чему снится луковица?😉

#сон #саломея #юдифь #томирис