Найти в Дзене
История предков

Татарский сепаратизм с британским акцентом

В архивах сохранились исторические документы. Указ российской императрицы Екатерины II от 22 февраля 1784 года, по которому высшему сословию Крыма были предоставлены все права и льготы российского дворянства.

Русская культура основывается на этике иоанновского человека, на этике христианства, согласно которой главное жизнеутверждающее начало русской культуры – не разъединение, а соединение в любви. Именно поэтому особенность Российской империи состояла в том, что практически все народы Российской империи социально, национально равны.

Равноправие было реальным, и с этим уже ничего нельзя было поделать. Англичане решили подать крымскому населению идею создания собственного государства, а еще вложить крымским татарам идею расового превосходства. То есть британские эмиссары убеждали татар, что русские были людьми второго сорта.

Когда во время Крымской войны в 1853 году англичане с союзниками смогли оккупировать Евпаторийский уезд, то для управления гражданским населением сформировали, как сейчас говорят, местные управления – что-то вроде немецких полицаев в годы Второй мировой войны. Во главе этой местной администрации был поставлен потомок крымско-татарского хана Гирея Сеит-Ибрагим-паша. Так как Ибрагим-паша не был ни дипломатом, ни организатором, англичане приставили к нему бойкого на язык польского авантюриста Вильгельма Токарского. Он-то и объявил татарам о создании независимого татарского государства. Этот факт задокументирован в уникальной исторической работе «История Крымской войны». Ее по распоряжению цесаревича Александра, будущего императора Александра III, написал историк и генерал русской армии Николай Дубровин, использовав протоколы допросов и свидетельские показания участников событий. Цитируем: «Отныне, торжественно объявил Токарский собравшимся татарам, Крым не будет принадлежать России, но будет свободным и независимым. Восторгу татар не было пределов».

Токарский выдвинул лозунг: грабить русских не преступление, а восстановление справедливости. И начались повальные грабежи всех этнических русских – будь то дворян или крестьян. С разрешения англичан была создана народная татарская милиция, задачей которой была поимка русских должностных лиц и передача их англичанам. Однако милиционеры под предлогом поисков российских чиновников просто врывались в дома дворян и крестьян и занимались банальным грабежом. Вот цитата из докладной записки, оставленной после окончания войны предводителем таврического дворянства, статским советником Николаем Овсяннико-Куликовским губернатору таврическому и херсонскому Владимиру Пестелю: «Во время возмущения татар большая часть дворянских экономий подверглась разорению. Рабочий скот был поднят, угнали лошадей и верблюдов. Татары забирали весь скот и птицу, фрукты и овощи, разорили виноградные и фруктовые сады. Тащили все, что могли утащить, включая мебель».

Зачем не бедствовавшим татарам столько вещей? Оказывается, все стоящее с охотой скупали англичане. Вот только своих добровольных помощников британцы, как оказалось, и в грош не ставили, потому что расплачивались с ними фальшивыми турецкими ассигнациями.

Как показали последующие события, британцы не считали татар союзниками, а просто использовали их в своих интересах. Под началом британских и французских офицеров были сформированы специальные отряды аскеров из татарских добровольцев. Казалось бы, этих татар англичане должны были считать братьями по оружию. Однако, когда русская армия установила тесную блокаду оккупированной Евпатории, британцы и французы практически отказались снабжать татар продовольствием. Им выдавали по горстке сухарей в сутки. Цены на хлеб взлетели, став недоступными для простых татар.

Начался голод, крымские татары умирали сотнями. Одновременно британцы запретили покидать город под страхом расстрела. Они уверяли, что всех возвращающихся татар русские вешают. Однако каждый день сумевшие выбраться из города крымские татары бежали к русским, ведь они знали о мягкости и гуманности российских имперских властей. И они оказались правы. По окончании войны император Александр II объявил амнистию крымским татарам, пособничавшим союзникам. Как мы видим, и в этом случае все прошло по одному и тому же сценарию. Англичане предали сепаратистов, а русские простили их. Но Великобритания на этом не успокоилась. И как только представилась возможность, снова попыталась отделить Крым от России.