Найти тему
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Депутаты из провинции резко против «налогового маневра» минфиновских либералов: грабят регионы

Санкции, многократное увеличение расходов на оборону побудили правительство запустить «налоговых маневр», который сводится к банальному увеличению налогов. Российская политическая элита с пониманием отнеслась к этим шагам, однако в регионах посчитали, что Москва в очередной раз их обобрала.

Все доходы от предложенного властями повышения НДФЛ и налога на прибыль пойдут в федеральный бюджет, что лишает регионы мотивации в увеличении их собираемости и улучшении уровня жизни людей, считает первый зампред бюджетного комитета Госдумы РФ Михаил Щапов (представляет Иркутскую область). Документ был принят в первом чтении 20 июня.

Сенатор от Томской области Виктор Кресс («Единая Россия») раскритиковал систему бюджетных отношений между регионами-донорами и федеральным правительством. Он обратился к новому главе Счётной палаты РФ Борису Ковальчуку на заседании Совфеда и попросил «восстановить справедливость».

«В стране существует семь регионов, которые вносят существенный вклад в формирование федерального бюджета, но, после изъятия федеральных налогов, их бюджетная обеспеченность не позволяет покрыть даже текущие расходы. А на развитие средств не остаётся от слова совсем, — заявил Кресс. — К примеру, Томская область последние годы почти три четверти собираемых на территории налогов отправляет в федеральный бюджет. Кроме того, на территории региона работает целый ряд крупных структур „Росатома“, „Роснефти“, „Газпрома“, „Сибура“ и других федеральных холдингов, но центры начисления прибыли, понятно, к сожалению, находятся не в Томске».

«Трансфертами[из федерального бюджета нас не обижают, но они едва-едва позволяют свести концы с концами. И финансовое состояние области из года в год только ухудшается», — добавил сенатор.

Кресс утверждает, что просьбы «разобраться в межбюджетных отношениях» звучат уже «несколько лет», и якобы «все федеральные структуры, начиная с Совфеда, нас слышат, кроме Минфина».

«Ряд положений законопроекта вызывает у нас серьёзные вопросы — в частности, предлагается все дополнительные средства, собранные в рамках донастройки налоговой системы, направлять в федеральный бюджет. Например, туда пойдут дополнительные поступления от введения новых повышенных ставок НДФЛ для богатых и сверхбогатых граждан. При этом нет никаких гарантий, что регионы получат эти средства через стандартную систему поддержки из федерального бюджета, — считает первый зампред бюджетного комитета Госдумы РФ Михаил Щапов, который представляет Иркутскую область. — При этом НДФЛ прямо зависит от состояния региональной экономики и качества жизни в регионе, который сам должен быть мотивирован в том, чтобы доходы граждан, а значит и сбора налога, росли. Но если прибавка уходит в федеральный центр, стимулы остаются стандартными, то есть мы никак не меняем ситуацию. Мы считаем, что нужно более жёстко закрепить принцип вознаграждения регионов и муниципалитетов за рост налогооблагаемой базы в части высоких зарплат. Пусть ищут способы роста доходов населения на своих территориях, пусть работают над этим, но им нужно дать соответствующие стимулы».

По распределению налога на прибыль, который увеличивается с 20% до 25%, «аналогичные вопросы», добавил депутат. Он также напомнил об обещании федеральных властей вернуть регионам один процентный пункт ставки налога на прибыль, который они ранее забрали. Теперь же, по словам Щапова, это вопрос вовсе «пропал из повестки».

«Не можем согласиться и с сохранением распределения доходов при повышении ставок по налогу на добычу полезных ископаемых [НДПИ], — добавил депутат. - Это зачастую не самые экологичные производства, которые наносят ущерб экологии и транспортной системе регионов. Поэтому они имеют право увеличить свою долю от этих налогов, возможно, при условии, что средства будут направляться на экологические программы и восстановление дорог».

При этом региональные бюджеты продолжают находиться в «крайне высокой зависимости от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета», отметил он со ссылкой на Счётную палату.

«Доходы 23 субъектов более чем на 40% сформированы за счёт безвозмездных поступлений от других бюджетов. Количество субъектов, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, увеличилось до 55. Требуется изменить эту ситуацию максимально оперативно», — подчеркнул Щапов.

Кроме того, когда у регионов получается сэкономить часть от выделенных федеральных средств, их приходится возвращать в резервный фонд правительства РФ, добавил депутат:

«Необходимо законодательно закрепить возможность направлять эти средства на исполнение национальных проектов. Нужно дать субъектам достаточную свободу в этом вопросе, безусловно, при сохранении необходимого уровня контроля и ответственности».

Напомним, для россиян, чей годовой доход будет до 2,4 млн рублей в год (200 тыс. в месяц), ставка НДФЛ останется 13%. Для тех, кто получает 2,4–5 млн рублей в год (200–416,7 тыс. в месяц) она вырастет до 15%. Для 5–20 млн рублей в год НДФЛ увеличится до 18%, для 20–50 млн — до 20%, от 50 млн — 22%.