Друзья, продолжаем беседу о попытках создания идеологии в нашей стране. В первой части мы поговорили о тех взглядах, которые могли бы стать идеологообразующими. И увидели, что сегодня на эту роль годятся по большей части идеи, которые рождаются при познании (и рефлексии) собственной истории.
Именно взгляд в прошлое, на историю собственной страны и собственного народа всегда служил единственно возможным фундаментом для создания идеологии.
Поскольку человек, как существо социальное, не воспринимает себя в отрыве от общества, то история общества является и историей самого индивида. Таким образом, отношение к собственной истории формирует и самоопределение человека.
Во второй части мы увидели - в каком состоянии сейчас находится это самое познание собственной истории в нашей стране.
Когда историческое знание становится предметом торговли, то оно утрачивает собственную суть, теряет логику и структуру, обрастает множеством всевозможных мифов, которые начинают жить собственной жизнью в полном отрыве от исторической науки. Вызвано это в первую очередь тем, что у широких масс формируется ряд запросов на собственную историю, и поскольку история уже стала товаром, то её задача теперь состоит не в поиске исторической истины, а в удовлетворении спроса.
Из добытчика и носителя реальных исторических знаний гражданин превращается в яростного потребителя, с личным запросом не только на фасон пиджака, но и на историческую правду... Это и есть итог свободы выбора, когда потребитель выбирает по вкусу не только колбасу, но и собственную историю. Не нравится одна - буду исповедовать другую
Поэтому самое время поговорить про этот спрос на собственное историческое прошлое.
Как уже было сказано ранее, далеко не все страницы нашей истории способны воспламенить патриотические чувства. В известной степени историческая наука - это своего рода совокупность фактов, и иной раз вовсе не привлекательных. Отношение к этим фактам может быть разным, однако сами факты всегда остаются на месте.
И если речь идет о событиях достаточно хорошо задокументированных или широко известных, то в этом случае проблема лишь в том - как к ним относиться. Отсюда, например, крайности про хруст французской булки или про победное шествие пролетариата к сияющим вершинам.
Но как быть, если речь заходит о временах более давних? О событиях, которые описаны в редких источниках довольно скупо? Разумеется, в этих вопросах знания широких масс, и без того ограниченные лишь школьной программой, иногда вообще стремятся к нулю, а учитывая, что на это прошлое тоже существует спрос, то и вариантов "древней истории" появляется несоизмеримо больше.
Именно на этой глубине нашей истории и зарождаются те взгляды, которые оказывают влияние на самоовосприятие граждан. Здесь мы встречаем совершенно дикие версии и предположения о том - как жили наши предки, какова была их культура и что именно мы должны считать нашим наследием или традициями.
Такое положение вещей нельзя не заметить. Никому и в голову не приходит абсолютное отрицание событий прошлого века. Но уже в петровской эпохе, или в событиях начала XIX века обнаруживаются вполне отчетливые попытки "заполнить" имеющиеся пробелы совершенно фантастическими гипотезами. А если заглянуть ещё глубже, так там вообще полный мрак.
Дело в том, что наши сограждане попросту не знакомы с существующими историческими трудами, посвященными отдаленным периодам нашей истории, мало информированы об имеющихся источниках или документах тех эпох. Просто потому что никто не объясняет - что и где брать. К тому же внятное историческое просвещение в современной России появилось лишь недавно, да и то - исключительно как реакция на расплодившиеся в великом множестве псевдоисторические опусы.
Да и кому оно было бы нужно, просвещение это, у нас же все внезапно стали скептиками и уникальными уникальностями. Попробуй-ка заяви про триста лет татаро-монгольского ига - математики, коневоды, технари и поклонники сопромата набегут тысячами. И у каждого уже все доказано. Всё, кроме самой истории.
И вообще, население хочет то жевачку со вкусом клубники, то яблочный зефир, то кармельку лимонную, а историческая наука все время предлагает одно и то же - овсянку?
Проблема усугубляется тем, что большинству наших сограждан исчерпывающая и акуальная информация кажется недоступной. Именно кажется, поскольку для её получения придется приложить усилия, чего широкие массы делать совершенно не хотят.
Ярким примером могут служить комментарии к некоторым моим публикациям, когда читатель задает вопросы, ответы на которые уже даны в других статьях. Но читатель требует их здесь и сейчас, сыплет как из пулемёта, вместо того чтобы приложить усилия и прочесть остальные материалы.
Возникает ситуация, когда:
- гражданин заявляет: "хочу знать!"
- ему в ответ: "пойди и узнай"
- гражданин: "не хочу никуда идти, я хочу знать!" и открывает рот, дескать, давайте, загружайте.
И тут на сцену выходит тот, кто готов удовлетворить потребность гражданина именно здесь и сейчас. Он готов организовать всё так, чтобы гражданин получил желаемые знания без приложения усилий. А что это за знания - пойди разберись. Ведь именно сейчас гражданин испытывает желание узнать о конкретном историческом периоде, а это значит, что можно ему предоставить любую, изолированную от совокупности исторических знаний, версию. Которая может соврешенно не вписываться в общую логику, но в отдельности выглядеть вполне съедобно. Все что угодно, лишь бы понравиться потребителю.
Этот симбиоз из пылающих жаждой знаний граждан и снабжающих их такими изолированными знаниями предпринимателей в конечном счете приобретает вид замкнутой системы, где вкусы потребителя начинают прямо влиять на ту историю, которую ему подают. Внутри этой системы вызревают новые запросы, удовлетворяя которые, историческая индустрия постоянно создает новые продукты. А новые продукты в свою очередь стимулируют формирование новых запросов.
Казалось бы, такое положение вещей должно приводить к некоему развитию, прогрессу, однако в данном случае все выглядит с точностью до наоборот.
Спектр запросов оказывается ограничен собственными ожиданиями аудитории. И вся деятельность индустрии в итоге сводится к изобретению новых сочетаний уже знакомых элементов.
Если населению нравится вкус клубники, то вот вам жевачка со вкусом клубники, вот вам газировка со вкусом клубники, вот чипсы со вкусом клубники, вот картошка, футболка, табак, даже воздух для накачки колёс - все со вкусом клубники. Причем саму клубнику уже практически не дают.
Таким образом мы приходим к главному вопросу - а что именно хочет видеть гражданин в своей собственной истории?
Ведь только идеи, оправдывающие такие ожидания, и могут безболезненно лечь в основу возможной сегодняшней идеологии. То есть, той самой широко распространенной системы взглядов, которые не будут носить статус государственной идеологии, но при этом существовать в качестве преобладающей.
Список этих ожиданий, как выясняется, невелик, ведь простому-то гражданину много не нужно. Всего-то лишь какое-нибудь Величие, утверждение скромных исторических прав на Всё, обоснованное чувство врождённого Первенства и Превосходства над другими, да обладание Сакральным знанием. Мелочь, в сущности, правда?
На удовлетворение этих простых потребностей и работает день и ночь наша современная предприимчивая историческая индустрия. А значит и построение "народной" идеологоии, берущей начало со взгляда на собственное прошлое, сегодня возможно только на этих ожиданиях.
Как мы знаем из нашей Конституции, государство официально самоустранилось от формирования идеологии, так что остается только лишь надежда на инициативу снизу. А инициатива-то спрос удовлетворяет!
И самая главная потребность - это потребность в Величии.
Удовлетворение спроса на Величие и клубничный патриотизм
Если мы вспомним, например, эпопею с Велесовой книгой, то весь карнавал, который устроили вокруг этой подделки, как раз и работает на удовлетворение перечисленных выше ожиданий. Здесь вам и немыслимая древность русичей-славян-русов-словенорусов. Что автоматически влечёт за собой и Высокую культуру, и влияние её на другие народы. Здесь вам и славные победы, и страдания, и превозмогание, и сакральность. Собственно все слагаемые для Величия - как раз того, чего хочет рядовой гражданин современной России.
Нельзя не вспомнить и деятельность покойного ныне сатирика Задорнова, который, в частности, заявил, что идёт на норманизм с научными аргументами, а пришел с апокрифами и хороводами. И опять же здесь у нас славные варщики соли со своей охраной (варяги и русы), высококультурные славяне, которые жили природосообразно и даже в баню без хоровода не ходили. Древний Гостомысл - дедушка Рюрика-Рарога, Вещий Олег - объединитель славянских племён. Всё как мы любим и всё о том же - о древности, о традициях, о хороводах и о Величии.
А неистово проповедуемая Ведическая Русь - это про Сакральность, про Высокую культуру, про некие истинные знания. Размазывание ведических соплей по всему известному культурному наследию нашего народа - не что иное, как стремление утвердить Русь на роль первоисточника цивилизаций и культур. Разве это не Величие? Оно самое.
Судорожные поиски и ежемесячные сенсационные доказательства дохристианской письменности древних славян - это о чем? Верно, это всё тоже про Высокую культуру и Развитую цивилизацию. Ну и про Величие, разумеется, куда ж без него.
Великая Тартария - сюда же. Единая огромная империя, настолько могучая, что саму память о ней пришлось тщательно затирать. Но её - память эту - из народа не вытравишь, ибо снова - Величие, а одновременно с ним и исторические права на Всё. Как следствие и татаро-монголы не могли. Потому что были дикие и неразвитые, а русские - очень даже могли, потому что были цивилизованные и высокоразвитые. О чем здесь у нас? А все о том же - о Величии и о Превосходстве.
Выходит, что инициативные низы наши потеют не столько за гордость реальными страницами нашей истории, сколько за поиск причин для некоего мифического истинного Величия. Ибо в том, что пережил наш народ, оного, судя по всему, низы не обнаруживают. То, о чем свидетельствует нам современная академическая история, оказывается мало для истинного Величия...
Да и чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками. Собственно, каждый др... задуряется как хочет, у нас ведь плюрализм мнений и в некотором роде даже свобода слова. Однако же все эти потешные и безобидные заигрывания с жаждой Величия, никогда не приводили к положительным результатам. В соседней-то стране доскакались до натурально скотского состояния. А еще раньше другая европейская держава отличилась по полной программе.
Вот и наши властители дум, повелители душ, срыватели покровов, разоблачители и независимые исследователи разных калибров нежно и за ручку ведут общество в ту же самую яму, распевая о том - какие же мы до невозможности Великие. Не просто великие, чему и без того имеется немало подтверждений, а именно Великие (с большой буквы). Чтобы увидеть этот путь, как ни странно, нужно всего лишь знать немножечно историю.
А широкие-то массы, стараниями этих самых исследователей, давно уже перестали понимать - где историческая наука, а где клубничное суфле. Хуже того, если сейчас заявить, что некий независимый исследователь подаёт массам мыльные пузыри вместо истории, то можно нарваться на обвинения в русофобии. Это потому что патриотизм, вызванный образом клубничного Величия, уже дал всходы. То есть и патриотизм уже получается точно такой же - клубничный.
Узурпирование чужой истории
Как мы понимаем, в реальной истории, которую к тому же давно и активно смешивают с грязью, многие поводов для гордости почему-то не обнаруживают. По всей видимости, тех исторических знаний, которые имеет современная наука, для истинного патриотизма катастрофически не хватает. Ведь запрос-то не просто на величие, а на Величие Великое.
И тогда в ход идет банальное воровство истории. Ярким примером здесь могут служить настойчивые и непрекращающиеся попытки установить прямую связь между теми же скифами и славянами. И не приведи Господи, если вдруг окажется, что скифы - это не предки славян! Разве может такое быть? Ни в коем случае, ведь скифы были крутые, а все что крутое - априори тоже славянское! А следовательно и наше - русское.
Но предпочтительнее напрямую увязать, конечно же, славян с ариями. Это вообще - высший пилотаж.
Невероятные пируэты наиболее изворотливых авторов вызывают иной раз восхищение. Шутка ли, так виртуозно спереть древнюю историю древнего народа, аккуратно утрамбовать его в русский актив и намертво связать славянской тесёмочкой - это надо талант иметь.
Арии - они ведь натурально Великие. Они же дали начало почти всем. И значит они уже не просто арии - а славяно-арии. . То есть мы, русские, как потомки славян, становимся и потомками ариев, а значит мы уже не просто Великие, а еще и носители Первородного Достоинства. И гаплогруппу соответствующую уже подобрали, которая внезапно из обычной мутации вдруг сама стала источником культуры.
Словом, любая ересь сгодится, лишь бы на Величие работало. Все удивительное, уникальное, сенсационное, крутое или таинственное, все без исключения старательно пытаются загрести в русскую культуру. Не в культуру какого-то народа, жившего тысячи лет назад, нет, именно в русскую. Ибо это: а) удревняет; б) способствует Величию.
- Аркаим? Наша работа!
- Сунгирь? Однозначно русские!
- Шигирский идол? Вы будете ошеломлены...
И так шаловливые ручонки тянутся чуть ли не до кроманьонцев, которые тоже оказываются славянами и носили русские гены. С нетерпением жду обоснованной версии о том, как первая живая клетка на Земле, плавая в русском борще, сказала ой ты гой еси и завела хоровод.
Магическое мышление, эзотерика и прочая духовность
Этот аспект необходимо рассмотреть отдельно, поскольку в немалой степени, поставляемая населению истинная история России густо приправлена всевозможными отсылками к сакральной сакральности и духовной духовности.
Здесь наблюдается неразрывная связь между древней историей, древними верованиями и какими-то древними знаниями. Нередко вся суть исторических изысканий какого-нибудь предприимчивого, или вконец поехавшего крышей электрика-булочника-аптекаря (без претензий к нормальным представителям этих профессий!) сводится к поиску некоего сакрального пути, которым дОлжно шествовать русской нации, аки по Млечному Пути. Ибо так шли наши предки, так пойдем и мы. А куда - кто бы знал...
Ошеломляющие аналогии между санскритом и русским языком (где, разумеется санскрит произошел от русского), между культурами древней Индии и Руси, между древними религиозными текстами и... отсутствием славянских дохристианских религиозных текстов - все это обрушивается на вконец обалдевшего от истинной Великой истории русского гражданина.
Разного рода эзотерические измышлизмы смешиваются в сознании и без того охреневшего обывателя со всевозможными новодельными языческими практиками, выдаваемыми за истинные древние русские традиции. И если гражданин сперва утратил способность отличать науку от суфле, то сейчас он еще начинает чувствовать себя носителем и наследником. И в некотором смысле даже хранителем. Особо упоротые заявляют об этом открыто. Им нечего бояться, поскольку принудительное лечение в нашей стране не практикуется.
Но все эти истинные знания, если разобраться, не содержат в себе вообще ничего. От слова совсем. Взять те же таинственные Веды - это не более чем тысячи вариантов восхваления богов, однако почему-то в головы широких масс настойчиво вколачивается мысль, будто бы там сокрыты некие знания. Однако знаний-то в них нет. В них ничего не сказано даже о том - как развести огонь.
А шняга про осмысленное бытие, про умение видеть (что видеть-то?!!), про трансцедентальность и духовные пароксизмы - она даже насморк вылечить не поможет. Так и сидят оболваненные, то есть духовно обогащенные, наши сограждане... С Величием и с умением видеть, но без огня и с соплями.
- Если сейчас у кого-то возникло непреодлимое желание приступить к выводу нудного гуся, дескать знания бывают разные, то пожалуйста, покиньте канал. Вам - к Куланову, здесь вам делать нечего
Сакральные знания - это не только про Величие, но и про чувство Избранности. Всем хочется собственных уникальных исконных, древних традиций, особой глубинной духовности. А еще - новые кроссовки и барабан. Отсюда, кстати, растут ноги у различных скреп и русскости. И это старательно культивируемое чувство Избранности, наряду с Величием создают натурально ядерную смесь.
Подведем некоторые итоги
Собственно об этом всём я уже писал и ранее. Однако ж не даёт мне покоя данная тема. К тому же сейчас, когда всё более явственно ощущается необходимость в консолидации общества и в объединяющих идеях, можно констатировать, что надежду на самозарождение этих объединяющих идей в массах можно оставить.
Потому что низы, на которые так надеется государство, как видим, ничего путнего родить не в состоянии. Низы, как нетрудно догадаться, только натуральный фашизм нам и могут предложить Ибо сами себя довели до крайности. А идея-то ой как нужна.
И поэтому наверху призадумались и решили поддтолкнуть наших мыслителей, с целью стимулировать низы на скорейшую и активную выработку уже чего-то конкретного. В частности, 9 ноября 2022 года свет увидел Указ Президента Российской Федерации № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Это не что иное, как прямое указание - в каком направлении надо работать. И думать. Раз уж сами ни до чего хорошего додуматься не можем, то нам подскажут. Эх, трудно без руководящей роли партии...
Хотя, может быть оттуда просто посмотрели - чем народ дышит и пришли в тихий ужас... Но об этом поговорим в другой статье.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
P.S. Друзья, эта темя для меня оказалась очень важной, поскольку она затрагивает множество других тем, которые я поднимал в своих предыдущих пуликациях. Материал готовился очень давно, но оказалось, что непросто формулировать мысли и вырабатывать структуру. Поэтому, я буду публиковать статьи частями, чтобы проще было и вам и мне. Спасибо за понимание.