Название города Слюдянки, расположенного на южном берегу Байкала, много говорит о его истории: три с лишним века здесь добывали слюду и другие минералы. А здешний вокзал — единственный в мире целиком построенный из белого и розового мрамора — стал украшением Кругобайкальской железной дороги.
Своим названием город обязан русским покорителям Сибири. В XVII веке казаки под предводительством Ивана Похабова пришли в эти края в поисках слюды и нашли ее месторождение в устье одной из здешних рек. В честь минерала Слюдянкой стали называть и речку, и небольшой острог, который первопроходцы возвели для защиты прииска. Впрочем, позже его перенесли на место нынешнего поселка Култука, а слюдяное месторождение было забыто.
Заново его открыл российский путешественник шведского происхождения Эрик Лаксман. В середине XVIII столетия он дважды побывал в этих местах и обнаружил залежи слюды, нефрита и ляпис-лазури. Ценные минералы заинтересовали императора Павла I, и он распорядился возродить промысел. Уже после его смерти, в 1802 году, здесь было основано Слюдянское зимовье и возобновлена добыча слюды.
В конце XIX века началась прокладка важного звена Транссиба — Кругобайкальской железной дороги, и именно Слюдянское зимовье стало местом, откуда осуществлялось управление строительством. По одной из версий, это было личное решение министра путей сообщения Михаила Хилкова. Так возник железнодорожный поселок Слюдянка.
В 1904 году в Слюдянке построили вокзал. Имя автора проекта неизвестно по сей день, но исследователи предполагают, что это был архитектор итальянского происхождения. Согласно его замыслу, здание возвели из блоков нешлифованного мрамора.
В 1904 году в Слюдянке построили вокзал. Имя автора проекта неизвестно по сей день, но исследователи предполагают, что это был архитектор итальянского происхождения. Согласно его замыслу, здание возвели из блоков нешлифованного мрамора.
К 1916 году в Слюдянке проживало уже более 5 тысяч человек, было открыто несколько школ, трактиры и постоялый двор для приезжих, несколько десятков магазинов. Местные жители работали на железной дороге, занимались слюдяным, мраморным, алебастровым и другими промыслами. Кроме того, в XX веке развивались рыбная ловля, торговля ягодами и кедровыми орехами.
В советское время Слюдянка стала городом, здесь открылся крупный рыбоконсервный завод и слюдяная фабрика. Но к 1975 году добыча слюды прекратилась: с развитием технологий минерал стал не так востребован, как раньше, а его поставку на нужды страны обеспечивали Алданские месторождения в Якутии. Так со временем город утратил былое значение.
Сейчас Слюдянка — районный центр в Иркутской области. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть архитектурные памятники — водонапорную башню из красного кирпича, похожую на часть старинного замка, Свято-Никольскую церковь, возведенную когда-то строителями Кругобайкальской железной дороги, и, конечно, мраморный вокзал, в котором с недавнего времени работает выставка, посвященная озеру Байкал. Благодаря интерактивным экспонатам здесь можно увидеть Байкал во все времена года. Звуки природы интегрированы с 3D-изображением, что создает эффект присутствия. Кроме того, на экраны выводится изображение с камер, установленных на дне озера. Посетители выставки могут наблюдать за жизнью его обитателей в режиме реального времени и самостоятельно переключать трансляцию на глубину 5, 30 и 200 метров. Кроме того, выставка рассказывает о строительстве Кругобайкальской железной дороги, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, знакомит с историей и природой Сибири.
В окрестностях города можно побывать на Шаманском мысе, где в древности местные племена совершали священные обряды, отправиться к озеру в форме сердца или подняться на горный хребет Хамар-Дабан по одной из пешеходных троп. И конечно, проехать на поезде по берегу самого глубокого озера в мире.
Побывать в Слюдянке можно в рамках железнодорожных туров «Байкальская сказка».