Найти тему
РЖД Тур

Мраморные берега

Название города Слюдянки, расположенного на южном берегу Байкала, много говорит о его истории: три с лишним века здесь добывали слюду и другие минералы. А здешний вокзал — единственный в мире целиком построенный из белого и розового мрамора — стал украшением Кругобайкальской железной дороги.

Своим названием город обязан русским покорителям Сибири. В XVII веке казаки под предводительством Ивана Похабова пришли в эти края в поисках слюды и нашли ее месторождение в устье одной из здешних рек. В честь минерала Слюдянкой стали называть и речку, и небольшой острог, который первопроходцы возвели для защиты прииска. Впрочем, позже его перенесли на место нынешнего поселка Култука, а слюдяное месторождение было забыто.
Заново его открыл российский путешественник шведского происхождения Эрик Лаксман. В середине XVIII столетия он дважды побывал в этих местах и обнаружил залежи слюды, нефрита и ляпис-лазури. Ценные минералы заинтересовали императора Павла I, и он распорядился возродить промысел. Уже после его смерти, в 1802 году, здесь было основано Слюдянское зимовье и возобновлена добыча слюды.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

В конце XIX века началась прокладка важного звена Транссиба — Кругобайкальской железной дороги, и именно Слюдянское зимовье стало местом, откуда осуществлялось управление строительством. По одной из версий, это было личное решение министра путей сообщения Михаила Хилкова. Так возник железнодорожный поселок Слюдянка.

В 1904 году в Слюдянке построили вокзал. Имя автора проекта неизвестно по сей день, но исследователи предполагают, что это был архитектор итальянского происхождения. Согласно его замыслу, здание возвели из блоков нешлифованного мрамора.

Создать карусельКругобайкальскую железную дорогу называли «золотая пряжка стального пояса России»
Создать карусельКругобайкальскую железную дорогу называли «золотая пряжка стального пояса России»

В 1904 году в Слюдянке построили вокзал. Имя автора проекта неизвестно по сей день, но исследователи предполагают, что это был архитектор итальянского происхождения. Согласно его замыслу, здание возвели из блоков нешлифованного мрамора.

К 1916 году в Слюдянке проживало уже более 5 тысяч человек, было открыто несколько школ, трактиры и постоялый двор для приезжих, несколько десятков магазинов. Местные жители работали на железной дороге, занимались слюдяным, мраморным, алебастровым и другими промыслами. Кроме того, в XX веке развивались рыбная ловля, торговля ягодами и кедровыми орехами.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

В советское время Слюдянка стала городом, здесь открылся крупный рыбоконсервный завод и слюдяная фабрика. Но к 1975 году добыча слюды прекратилась: с развитием технологий минерал стал не так востребован, как раньше, а его поставку на нужды страны обеспечивали Алданские месторождения в Якутии. Так со временем город утратил былое значение.

Сейчас Слюдянка — районный центр в Иркутской области. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть архитектурные памятники — водонапорную башню из красного кирпича, похожую на часть старинного замка, Свято-Никольскую церковь, возведенную когда-то строителями Кругобайкальской железной дороги, и, конечно, мраморный вокзал, в котором с недавнего времени работает выставка, посвященная озеру Байкал. Благодаря интерактивным экспонатам здесь можно увидеть Байкал во все времена года. Звуки природы интегрированы с 3D-изображением, что создает эффект присутствия. Кроме того, на экраны выводится изображение с камер, установленных на дне озера. Посетители выставки могут наблюдать за жизнью его обитателей в режиме реального времени и самостоятельно переключать трансляцию на глубину 5, 30 и 200 метров. Кроме того, выставка рассказывает о строительстве Кругобайкальской железной дороги, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, знакомит с историей и природой Сибири.

Создать карусельЗдание вокзала
Создать карусельЗдание вокзала

В окрестностях города можно побывать на Шаманском мысе, где в древности местные племена совершали священные обряды, отправиться к озеру в форме сердца или подняться на горный хребет Хамар-Дабан по одной из пешеходных троп. И конечно, про­ехать на поезде по берегу самого глубокого озера в мире.

Побывать в Слюдянке можно в рамках железнодорожных туров «Байкальская сказка».