Жители Кировского района предложили мэрии рассмотреть вопрос благоустройства заброшенной территории завода «Дальдизель» от улицы Тихоокеанской и до береговой зоны. Люди отметили, что можно оборудовать там, например, спортивные площадки неподалеку от стадиона и снести полуразрушенные строения и забор, которые сейчас приходится лицезреть. Но, как сообщили в мэрии, со зданиями сделать ничего нельзя.
- Строения, находящиеся на Тихоокеанской, 73, ранее принадлежавшие ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени завод «Дальдизель» (цеха, склады, производственные здания), в связи с банкротством предприятия были приобретены физическим и юридическим лицами. Сейчас они принадлежат более 30 собственникам, на которых законодательно наложено бремя содержания объектов недвижимости, - рассказали в администрации города.
Что касается территории парка завода, то чиновники пояснили, что она состоит из двух участков. Один из них является краевой собственностью, а второй считается особо охраняемой природной территорией местного значения.
- Парк завода «Дальдизель» был включен в первый этап голосования по благоустройству в 2022 году, но из более чем 10 тысяч проголосовавших эту зону выбрали всего 47 человек, - отметили в мэрии.
А территории, не прошедшие процедуру голосования, не могут быть включены в перечни общественных территорий, благоустройство которых выполняется в рамках реализации проекта «Формирование современной городской среды». Впрочем, это не единственная проблема данной парковой территории.
- Согласно данным института водных и экологических проблем ДВО РАН, в результате мониторинга в 1999, 2002, 2012, 2018 годах установлено, что береговой склон и парк завода «Дальдизель» характеризуются высокой степенью пораженности комплексом современных негативных геологических процессов. При обследовании выявлены многочисленные промоины. В период высоких паводков реки Амур на нижних участках склонов активизируются эрозионные процессы, - объяснили в администрации Хабаровска.
В результате формируются локальные оползни и осыпи, а это значит, что есть необходимость обеспечить инженерную защиту берега для предотвращения экологических проблем и недопущения угрозы жизни людей. Но для этого требуется финансирование - весь вопрос упирается в деньги.
Еще один нюанс: на территории парка есть несколько объектов культурного наследия. Среди них братская могила рабочих Хабаровского окружного арсенала, погибших в бою с японскими интервентами 5 апреля 1920 года, а также братская могила времен ВОВ и археологический памятник «Поселение 1 тыс до н.э».
- Мероприятия по реконструкции и благоустройству в границах охранных зон объектов культурного наследия производятся только по согласованию с управлением Минкульта РФ по ДФО, - отметили в мэрии.
Однако совсем отчаиваться жителям Кировского района не стоит. Как выяснилось, управлением по физкультуре и спорту администрации Хабаровска сейчас прорабатывается вопрос по использованию территории в спортивных целях.
К слову, реконструкцию завода «Дальдизель» неоднократно изучали сотрудники ТОГУ, и даже предлагали в своих работах варианты, каким образом можно дать вторую жизнь предприятию и его территории.
- Главная задача – сохранить статус особо охраняемой природной территории, и в то же время сделать парк привлекательным и безопасным, включить его в структуру зеленого каркаса города, - говорится в работе 2016 года «Реконструкция промышленной территории завода «Дальдизель» в Хабаровске» авторства А. Мирошниченко и И. Грин.
Они предложили наделить территорию бывшего завода новым производством с дополнительной развивающей социальной инфраструктурой. В частности, сделать там научно-реабилитационный детский ортопедический центр, включающий в себя все ступени: диагностику пациента, изготовление протеза, его корректировку, адаптацию к новым условиям, контроль и мониторинг.
- Предложением учтены такие социальные сферы, как гостевое жилье, многофункциональный комплекс разработан по системе кластера, куда входят исследовательские лаборатории, офисы, производственные корпуса, медицинский центр, реабилитационный центр, жилые гостиницы различного типа, вспомогательные и технические объекты, обширная парковая зона, - отмечается в работе.
Также в статье рассматривалась возможность расширить дорогу в Северный микрорайон за счет ликвидации старого железнодорожного полотна, а еще оборудовать автомобильные проезды, предназначенные для специального транспорта.
- Бывшие промышленные территории являются огромным резервом, которые на сегодняшний день не соответствуют их градостроительной значимости и потенциалу. Необходима их кардинальная архитектурно-пространственная и функциональная реорганизация, - указывают авторы статьи.
Однако есть проблемы. Экологическое состояние промышленной территории усугубляется ее техническим многолетним использованием.
- Территорию пронизывают более 16 км подземных трубопроводов, сложный природный рельеф изменен срезками, террасирован, погребен под насыпями и свалками, мощность которых достигает 1025 м. По экологическому паспорту завода «Дальдизель» установлены вещества, загрязняющие атмосферу и воды реки Амур: двуокись азота, сероводород, фенол, цианиды кальция, хлористый и фтористый водород, свинец и его соединения, цинк и другие, - отмечают авторы исследования.
Напомним, ранее DVHAB.ru запустил проект, цель которого рассказать о жизни города и его улиц - с самого рождения и по сей день. Рассказали мы в том числе и о «Дальдизеле». Это один из самых старых районов города, а также самый маленький, если брать не по территории, а по численности населения. И самый никому не нужный.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru