Предистория
Российская политика в отношении подходов к формированию национальной инновационной системы прошла определенную эволюцию.
В 2007 году президент В.В. Путин объявил, что развитие отраслей инновационной экономики будет осуществляться на базе государственных корпораций, таких как «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» и «Роснано». В том же году была создана госкорпорация «Ростех» с целью содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Но жизнь в очередной раз подтвердила, что огромные корпорации в силу своей природы плохо приспособлены к инновационной деятельности.
Как констатировал в одном из выступлений зам. министра экономического развития Олег Фомичев: "...мы уже более семи лет реализуем программы технологической трансформации госкомпаний — по линии программ инновационного развития (ПИР). Но и тут есть свои трудности. Чуть только правительство отходит от госкомпаний, они принимаются за старое — убирают вице-президентов по инновациям, снижают расходы на программы инновационного развития и так далее»
В результате в 2009 году концепция поменялась — был введён инструмент, предусматривающий кооперацию между государством, бизнесом и наукой при определении инновационных вызовов, разработке необходимой стратегической программы подготовки кадров и исследований — технологические платформы.
Примером для данной инициативы послужили технологические платформы Евросоюза (см. European Technology Platform for Sustainable Chemistry, European Technology Platform Nanomedicine и European Technology Platform for the Electricity Networks of the Future), финансирование которых предусматривалось Седьмой рамочной программой ЕС по развитию научных исследований и технологий.
Решением российской Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в апреле 2011 года был утверждён перечень из 27 технологических платформ. Дальнейшего развития объявленные платформы не получили.
История НТИ
Разработка НТИ (национальной технологической инициативы) была инициирована по поручению президента России В. В. Путина, данному им в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.
В президентском Послании говорилось следующее:
"… мы обязаны думать и о том, как будем решать перспективные проблемы. В этой связи предлагаю реализовать Национальную технологическую инициативу. На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнётся Россия через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада."
Согласно поручению, правительство Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ), Российской академией наук, ведущими университетами и бизнес-объединениями должны были подготовить доклад о разработке и реализации НТИ к 1 июля 2015 года, а затем предоставлять отчёты каждые полгода. За выполнение задачи отвечали председатель правительства Д. А. Медведев, генеральный директор АСИ А. С. Никитин и президент РАН В. Е. Фортов.
Однако, по словам Дмитрия Пескова (являвшегося, кроме своего основного поста, еще и директором направления «Молодые профессионалы» в АСИ), у разных организаций, привлечённых к разработке Национальной технологической инициативы, были различные представления о том, чем должна быть эта инициатива.
По мнению РАН, которое было представлено В. В. Ивановым, цель НТИ — обеспечить глобальный технологический паритет между Россией и странами-технологическими лидерами.
Для достижения этой цели было предложено решить проблемы импортозамещения в течение 5–7 лет, а в более долгосрочной перспективе (20–30 лет) осуществить переход к новой технологической структуре российской экономики и провести реиндустриализацию.
Для решения этих задач предполагалось разработать государственные программы «Импортозамещение-2020» и «Технологический паритет-2030».
Однако позиция РАН поддержки не получила.
Возобладала точка зрения АСИ, согласно которой цель НТИ заключается в том, чтобы "...вырастить национальные компании на принципиально новых отраслевых рынках, которых сегодня не существует, при этом через 10-20 лет объём каждого из таких будущих рынков должен превышать в мировом масштабе 100 млрд. долларов США. Данный вывод связан с предположением о том, что у российских компаний имеется шанс занять достойное место только на таких рынках, которые ещё не сформированы". Эту точку зрения поддержала также Российская венчурная компания (РВК).
По мнению бывшего гендиректора РВК И. Р. Агамирзяна, «наращивание экспортного потенциала важнее импортозамещения; поддерживая импортозамещение товарами и продуктами, неконкурентоспособными на глобальном рынке, мы только подрываем свой потенциал».
СКАЗАННОЕ ВЫШЕ - ЭТО ОЧЕВИДНАЯ ФАНТАСТИКА, УДИВИТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ НАИВНОСТИ И НЕВЕЖЕСТВА!
Невольно задаешься вопросом: как могли взрослые вроде люди в здравом уме и твердой памяти говорить ТАКОЕ и верить в ЭТО ???
Здесь наглядно проявились и оторванность чиновников от реальной жизни, и слепое следование давно устаревшим либеральным лозунгам, и незнание закономерностей развития экономики инноваций, шаблонное, поверхностное мышление, и многое другое.
И, видимо, самое главное — все люди, и в том числе и очень большие начальники, хотят верить в чудеса. Поэтому научно-фантастическая программа АСИ, пообещавшего завоевание мировых рынков высокотехнологичной продукции и ежегодную прибыль в триллионы долларов, в итоге победила. А более здравое и реальное (тем более в свете сегодняшних событий) предложение РАН было отвергнуто.
На заседании президиума Совета по модернизации и инновационному развитию экономики, которое состоялось 9 июня 2015 года в Иннополисе, Республика Татарстан, было объявлено, что основными документами НТИ станут «дорожные карты». Они будут направлены на создание перспективных технологических рынков, которые будут развиваться активнее других.
«Дорожные карты» будут включать обоснование выбора таких рынков, перечень целевых показателей на 2035 год и необходимые меры для их достижения. За разработку карт будет отвечать АСИ, а функции проектного офиса будут закреплены за РВК.
Все это «планов громадье» должна была обеспечивать специальная межведомственная рабочая группа при президиуме Совета по модернизации, которую возглавил заместитель председателя Правительства А. В. Дворкович.
И что же мы имеем на выходе, так сказать «в сухом остатке» за десятилетний период бурной деятельности победивших либеральных инноваторов?
Гора родила мышь!
Где обещанные триллиарды долларов от экспорта высокотехнологичной продукции? Где обещанный захват российскими компаниями международных рынков высокотехнологичной продукции? Где созданные новые российские компании высокотехнологичных отраслей, которые на планете Земля "еще не сформированы"? А ведь именно эти фантастические цели декларировались как итог программы НТИ.
Да нигде! Все закончилось полнейшим позорным провалом, о котором все постарались поскорее забыть. Многочисленные организационные структуры, созданные в рамках программы НТИ, типа АНО "Платформа Национальной технологической инициативы" и других, оказались недееспособны и давно позабыты.
А Российская Федерация как была, так и осталась по преимуществу экспортером сырьевой, необработанной продукции.
При этом общая сумма денежных средств, "освоенных" в рамках Программ научно-технологического развития (НТР) составила 1 трлн. 603,19 млрд. рублей государственных средств.
ВЫВОДЫ
1. Безусловно, программа НТИ была идеологически обусловлена и, в том числе, ставила целью воспроизвести инновационные системы развитых стран и доказать универсальные преимущества либеральных монетарных принципов экономического развития, в частности:
- свободы движения товаров, капиталов и человеческих ресурсов;
- минимального вмешательства государства в управление экономикой;
- создания конкурентной среды и снятие торговых ограничительных барьеров;
- убежденности во всесилии и вездесущности действия "невидимой руки рынка".
Жизнь убедительно доказала несостоятельность этих иллюзий. Открытость и конкурентность хороши для стран с сильными рынками и развитой экономикой, но могут нести угрозу слабым экономикам развивающихся стран.
Это вызвало в частности, отток из России капитала и квалифицированных кадров, что является одним из главных факторов срыва программы НТИ.
Это подтверждается, в частности, успешным опытом технологической трансформации развивающихся стран, в частности, Сингапура, Южной Кореи, Малайзии и многих других государств, успешно вставших на путь инновационного интенсивного развития. Все они начинали свою технологическую революцию в условиях жестких авторитарных режимов, применения мер защиты внутренних рынков и антирыночного государственного регулирования экономическим развитием.
2. Несоответствие организационных принципов принятой программы НТИ современным воззрениям ведущих экономистов мира.
В частности, общепризнанная в настоящее время концепциям "эндогенного экономического роста" и трехсекторного деления экономики , согласно которым решающее значение для развития имеют 1-й сектор (исследовательский) и 2-й сектор - ("промежуточный" или производство средств производства).