Первый номер «Звезды» стремится сохранить как можно больше опыта и передать его читателю.
Опыт передают литературоведы и художники – мастера слова: поэты и прозаики.
Статьи о Шкловском, Достоевском, Бродском, Чехове, Цветаевой, Евтушенко, дарвинизме являют новаторский взгляд, переосмысление, желание добраться до тончайших деталей.
Открывает первый номер «Звезды» за 2023 год Александр Кушнер с подборкой зарифмованной мудрости. Поэт делится с читателями своими открытиями о любви, счастье, о великой силе простого.
Несмотря на то, что поэт в стихах будто возвышается над читателем, имея больше опыта, стихи не нравоучительны, а доброжелательны. Поэт приглашает читателя поговорить по душам, просит выслушать размышления – иначе будет жаль, если всё прожитое пропадёт. Настрой подборки считывается в первом стихотворении: «Выходя из дверей, надевая в раздумье перчатку…»:
Человек умирает, и вновь его опыт – ничей!
Желание не дать опыту исчезнуть вместе с человеком, на мой взгляд, – одна из причин рождения стихов.
А далее Александр Кушнер размышляет о том, как Пастернак и Фет насыщали стихи красотой, хотя и уродства было вокруг не меньше:
Телячий восторг Пастернака и Фета
По поводу солнца, по поводу лета
И даже качелей, висящих в саду!
Ирония и одновременно оправдание любого искусства, даже незамысловатого слышится в стихотворении «Повесьте любую афишу…». О том, что простая жизнь счастливее и полноводнее жизни интеллектуалов в «Как мужественны люди…», о терпении в стихотворении «Знаешь, сколько жил Мафусаил?», о двойственности создания мира (божественного и естественнонаучного) в «Учебнике палеонтологии», о названиях улиц, о загадке жизни, о природе. Щедро делится опытом с читателем Александр Кушнер.
Творчество Александры Свиридовой представлено двумя разными и по стилю, и по содержанию рассказами: «Проще в роще» и «Фанг-Шен».
События рассказа «Проще в роще» происходят в конце 1970-х в Москве и в Крыму, куда главная героиня сбежала, узнав об измене мужа. Начало рассказа задаёт тон повествованию и сразу обозначает семейный конфликт: «Мы расписались в Кровавое воскресенье – 9 января 1977 года, и это был дурной знак».
В Крыму героиня увидит, что все несчастные семьи несчастны одинаково. Он изменил, она не простила. Только ситуация хозяйки дома в Крыму, где поселилась главная героиня, осложнён трагической судьбой сына.
Поворот в финале рассказа хотя и подготовлен, но всё равно такого не ожидаешь. А переворачивает ситуацию то, во что в жизни мало верится: раскаяние и прощение.
Место действия рассказа «Фанг-Шен» – Америка с духом свободы, неприкосновенности частной собственности и поиском возможностей совершить нравственный поступок.
В центре внимания обычай даровать любому живому существу свободу в честь рождения, просветления и смерти Будды. Капиталисты зарабатывают и на религии. Они продают черепашек, чтобы любой смог легко совершить доброе дело – отпустить невольников в море. Только вот лишь единицы знают, что солёная вода погубит черепах.
Один день может перевернуть представление человека о свободе, и никто не вправе решать, кого освободить, а кому дать жить в неволе. Сделать доброе дело сложно (если говорить о нравственности, а не ограничиваться писаной моралью). Об этом рассказ Александры Свиридовой «Фанг-Шен».
Ксения Аксёнова – молодой поэт. Журнал публикует её стихи как участницы форумов АСПИР и СЭИП.
Большинство стихов подборки – на тему творчества. Поэта интересует поиск своего голоса («Как бестолковый тать…»), защита творчества от информационной и цифровой экспансии («Стены вдруг открываются, как сезам…»). Стихи искренние, поэт делится и стыдом, и размышлениями о смерти. Строки импульсивны и часто бескомпромиссны.
Повесть Елены Антиповой «С колокольни город маленький» – попытка главного героя понять, что же было на самом деле. У Миши – студента двух факультетов (юридического и филологического) умирает друг детства – Рома, который после школы планировал поступить в духовную семинарию. Смерть Ромы выглядит несчастным случаем – шёл поздно домой то ли пьяный, то ли нет, то ли случился эпилептический удар, то ли нет, в общем – упал и замёрз.
Но главный герой не верит, что смерть – несчастный случай. И его «неверие» почти по Достоевскому, у которого все за всех виноваты. Миша играет в детектива: встречается с близкими и знакомыми Ромы, даже спорит со следствием, пытаясь понять, как приходит неожиданная смерть.
Композиционно роман выстроен как повествование в двух временах: главы с воспоминаниями о детстве перемежаются с главами из времени настоящего. Попытка выяснить правду похожа на роман Евгения Кремчукова «Волшебный хор». Сюжетного переворота ожидать не стоит. Здесь сюжет вторичен, как у Достоевского.
Елена Антипова подтверждает мысль о том, что случайных смертей не бывает, даже если произошёл несчастный случай. А для несчастного случая достаточно, чтобы человек был никому не нужен. И как здесь не согласиться, что все за всех виноваты.
Полный обзор
⠀
Понравилось? Подпишитесь на наш канал