В Приморье есть свой музей деревянного зодчества, да и тот я лишь случайно нашёл. Делюсь впечатлениями

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества. Расположен он на острове Попова, в визит-центре Дальневосточного морского заповедника:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.

И посвящён народам Приамурья, к которым относятся удэгэйцы (2 тыс. чел.), нанайцы (12 тыс.), ороки (500 чел.), орочи (1 тыс.), ульчи (3 тыс.), а с некоторой натяжкой - нивхи (у них свой обособленный язык) с Сахалина и негидальцы (эти по языку ближе к эвенкам) с северных притоков Амура. На территории Приморья из перечисленных живут только удэгэйцы да ещё малочисленные тазы - удэгэйско-китайские креолы, таёжные охотники, почитавшие Будду и Гуанди.

Но по сути дела всё это единый народ, отличающийся не столько языком и культурой, сколько хозяйством: амурские рыбаки нанайцы, таёжные охотники удэгэйцы на юге и ульчи на севере, морские рыбаки и оленеводы ороки (на Сахалине) и орочи (на материке близ Ванино). Все они верили в одних божеств и духов, таких как хозяин огня Подя, хозяин воды Тэму или повелитель гор в обличии медведя.

Нанайцы, удэгэйцы и нивхи разводили ездовых собак, ульчи, орочи, ороки и негидальцы - оленей, но и те, и другие держали на стойбищах медведей, чтобы отправить их к праотцам на Медвежьем празднике, таком же, как у айнов. Родословную предков дерсу Узала учёные возводят к древним маньчжурским племенам, из которых выросли в 9-13 веках государство Бохай и могущественный народ чжурчжэней.

Но их, сильных и цивилизованных, низверг Чингисхан и его потомки, в то время как таёжные народы продолжили привычную жизнь. Подобно тюркам, монголами, японо-корейцам и американским индейцам, их предки пришли сюда откуда-то с Алтая, и обособились от прочих порядка 5000 лет назад.

В те времена Приамурье было одним из самых развитых уголков человечества: оседлую жизнь здесь вели уже в каменном веке (12-14 тыс. лет назад). А в последнем тысячелетии до нашей эры Приморье населяли народы двух археологических культур - янковской и кроуновской. Первые жили на берегах и кормились с моря, а вторые занимались земледелием, к приходу русских в 19 веке позабытым крепко и давно. На каких языках они говорили - теперь не установить, но самые красивые гипотезы считают их то ли единственными в России австронезийцами, то ли и вовсе предками японцев.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-2

У входа в музей - полуземлянка кроуновской культуры. На острове Попова, само собой, кроуновцев не было никогда, но домик построен по образцу реального, раскопанного археологами в горах восточнее Находки.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-3

В уголке видна керамика, а снаружи - реплики глиняной печи для её обжига. Ещё в кадре - тотемный столб с черепами оленей, сушило для рыбацкой сети и токто:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-4

То есть - свайный амбар, где хранились еда и снаряжение (на полу по разные стороны помоста), а заодно старики, дети, женщины и мужчины (все на своих полках) - амбар служил по совместительству жильём. Похожие домики на сваях я уже показывал на Сахалине, но только тамошние нивхи называли такие ке-раф. Внутри - одежда и украшения мужчин, женщин и шаманов:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-5

Какой именно народ здесь представлен - нигде не подписано, но логика подсказывает, что это живущие в Приморье удэгэйцы. Или просто собирательный образ - не будучи специалистом, всех их не так-то легко отличить друг от друга. Зато с другими народами России не спутать: я очень мало знаю про эвенков, якутов, тувинцев и других обитателей Средней Сибири, но с хантами или ненцами из Западной Сибири здешних аборигенов роднит разве что бубен шамана. Здесь - орнаменты Великой Степи и ткани праздничных одежд из Китая:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-6

Самая характерная деталь - костюм с косыми полами, распахивающийся на боку:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-7

Увы, конкретные вещи тут почти не подписаны, зато в отдельной табличке приводятся блюда из кухни эвенков. Например, супы тыхэмин (из протёртой в однородную массу икры) и хунгэл (из сушёной крови с мясом и костями), тала (лапша из тонко нарезанной рыбы), вяленое мясо тэлик, сырая оленья печень акин, олений шашлык на палках, вертикально воткнутых вокруг костра, и даже сладкий напиток мэнин из оленьего молока и мелко протёртой голубики.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-8

Ещё одна "фишка" это музея - удивительно красивые картинки на стенах. Их автор, я было подумал, какой-нибудь образованный нанаец, хранитель своего народа наподобие сахалинского нивха Санги. Но нет - хабаровский художник Геннадий Павлишин вполне себе русский, просто проникшийся амурской культурой и сумевший красиво её обобщить.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-9

Снаружи - погребальный круг из деревянных сэвэнов. Это не идолы в нашем понимании, а помощники шамана, оживавшие по его зову:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-10

Погребальный домик кэрэн. То есть натурально - дом для покойника, которого укладывали здесь на нары, оставляли всё необходимое, да закрывали дверь. Под влиянием русских покойника стали хотя бы убирать в гроб, и следующим шагом стало бы превращением кэрэнов в обыкновенные мавзолеи и склепы, но при Советах традиция прервалась.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-11

Материальный мир амурские народы называли буга, буна или боа, а загробный - буни, були или букит. Там тусклое солнце, туманное небо, подобная пару земля, всё хорошее становится плохим, а всё плохое - хорошим (поэтому вещи, отданные в последний путь, ломали), и живые люди там бесплотны, как духи, попадающие в мир людей. Но здесь я в очередной раз после знакомства с нивхами поражаюсь "южности" искусства дальневосточных народов. Вот реально, не знал бы я, что эти маски с Амура и Уссури - подумал бы, что они с Лимпопо и Замбези.

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-12

У выхода - сэвэны в виде птиц, помогавшие шаману в небе. На заднем плане ещё пара хозяйственных построек:

Не слишком известно среди туристов, но в Приморском крае есть свой музей деревянного зодчества.-13

Таких как балаган (временное жилище охотника) или сушила для рыбы. О коренных народах Приамурья богатые экспозиции есть в музеях Владивостока и Хабаровска, но их постройки под открытым небом воссозданы только здесь. Всё это я отснял детально, но отдельный пост об амурских народах напишу, думается, лишь по итогам следующей поездки - потому что в этот раз мне не повезло побывать в их селениях. Впрочем, реальный и музейный миры народов Приамурья вряд ли имеют хоть что-то общее - в отличие от хантов и ненцев, у удэгэйцев, ульчей и прочих в ХХ веке традиционная культура погибла.