Эх, прихватило меня недоумение, когда увидела экспозицию. Тот момент, когда знаешь, что за кадром (= в хранилищах) осталось гораздо больше.
Однако, в масштабных выставках чаще показывают "локомотивов" данного направления. Лучших из лучших. Вкусненькое остается в загашниках. Именно вот этот выбор меня очень в итоге порадовал. Приятный деликатес.
Смысла нет расписывать достоинства и недостатки выставки, ибо это отделенная часть зала на втором этаже. Если правильно помню, зал номер 80. В нем частенько делают вот такие камерные экспозиции.
Поэтому остановлюсь на вкусностях натюрмортов, расскажу о композиционных нюансах.
Натюрморт с керосиновой лампой
Нежнейший по цвету. Я не люблю розовый, но здесь он очень приятным образом сбалансирован. Прежде всего баланс строится на трех основных цветах: красном, синем, желтом. Для того, чтобы желтый не выпрыгивал и все три цвета не семафорили, художник их погасил, добавив серый и белый.
Сама композиция неожиданно и необычно вертикальная. Керосиновая лампа закреплена на стене в виде бра. Интересный нюанс. Причем обратите внимание, что верх лампы буквально в обрез к краю холста. За счет такой "приподнятости" композиция смотрится воздушно. Уравновешивает темное основание лампы черно-синий коробок спичек.
Натюрморт с тыквой
Композиция напоминает театральный зал. Где первый ряд: мешок, емкость с лежащим на ней ножом и тыква справа. Передний план находится в тени. На сцене же, в свете софитов находится золотистая тыква и задником к ней - рисунки вверх тормашками. Зритель словно оказывается во втором ряду и сквозь "головы" сидящих впереди рассматривает действие на сцене.
Белый натюрморт
Подобные натюрморты в одном цвете делают часто ученики в процессе обучения. Смысл такой одноцветной композиции, научиться видеть оттенки цвета. За этим умением лежит более глубокая задача: научиться передавать цвет в ограниченной гамме так, чтобы произведение казалось цветным.
Для контраста в натюрморт включен кусочек хлеба и темный уголок в нижнем углу справа. Любопытным выглядит ракурс сверху. Он скорей фотографический, нежели художественный. Ведь есть возможность просто развернуть поверхность. Такой прием часто используют. При этом предметы распределяются по поверхности друг над другом, но ракурс смотрется чуть сверху. Здесь Леонид Чупятов пошел другой дорогой, от задачи. И наоборот предметы имеют свою перспективу, усиленную художником. Единственной разницей между выбором "фотографического" ракурса сверху являются тени на скатерти и тени.
Противогаз
Помните уроки НВП в школе? Собирали-разбирали автоматы? Бегали с противогазами?
Улыбнулась, когда подошла к этой картине. Странно розовым выглядит часть противогаза, которая одевается на голову. Да она и на картинной плоскости смотрится как лицо человека. Я даже сразу не поняла, что в тех противогазах в школе не было вот этого отростка в виде носа.
В аннотации написано, что эта мини-выставка дополняет постоянную. Ну не знаааю. Промчалась по второму этажу, нашла пару-тройку. Действительно, натюрмортов в постоянной экспозиции очень мало. Пара-тройка натюрмортов в зале Машков-Кончаловский. По одному кисти Стожарова и Оскара Рабина. Дальше Гончарова-Ларионов - парочка. Дальше не пошла, там авангард, цветовые композиции.
Так что натюрморты начала прошлого века очень нужны и действительно дополняют постоянную экспозицию в залах.
Автопортрет в зеркале
Тоже заставил улыбнуться. Мне понравился. Прежде всего фрагментом портрета художника. Ведь что важно в художнике? Глаз. Наш экран, призма, через которую мы смотрим на мир. Спросите, для чего художнику ухо?
Как в сказке: чтобы лучше слышать. Или как в реальности у Ван Гога - можно отрезать (жестко и печально). Выбирать вам.