Найти тему
Елена Чудинова

Образ детства в позднеимперской и раннесоветской живописи: некоторые странности

На эти мысли меня навело попавшее на глаза обсуждение картины, что выше. Она конца 20-х годов. Принято считать, что очень жизнеутверждающая. Но даже если убрать идеологический запал... Картина названа претензциозно - "Окно в мир", а мир, стало быть, это те самые "взвейтесь-развейтесь". Вообще трудновато убирать идеологию из биографии и творчества живописца Терпсихорова. (Булгаков, ау! "живописец Терпсихоров" прямо просится в компанию к критику Ариману и беллетристу Фиалкову). Но, допустим, уберем. В картине, никак не бездарной, можно найти достоинства. И советские искусствоведы их охотно находили. Не собираюсь их отрицать. Но меня зацепил только один момент. Фигура ребенка. Предложу взглянуть на еще одну картину - кисти другого художника (по счастью - почти с макушкой ушедшего в воды Леты - еще немножечко, и поглотят всего).

Всегда интересно - ЧТО было принято класть внутрь? Дохлую мышь?
Всегда интересно - ЧТО было принято класть внутрь? Дохлую мышь?

Дело даже не в инфернальной подоплеке (об этой детской некрофилии, старательно внедряемой взрослыми в 20-х - 30-х годах, я уже писала, если сейчас найду, дам ссылку). Маленькие мальчики изображены очень странно. Им, предположительно, лет пять-шесть, хотя красногалстучный сидит как трехлетний. (Галстук, видимо, прибавлен для вящей убедительности посыла). Широкие, нет, широченные спины, широкие бедра (видно по сероблузочному), несоразмерно взрослые руки.

Кажется мне или нет, но - художники разные, а что-то общее есть с изображением мальчика Терпсихорова сына. У него - накачанные икры и тулово, тяготеющее к квадрату. Вспомнилось из Оруэлла, про "очень размножившихся под властью партии жукообразных мужчин".

После этого как-то очень хочется долго смотреть на детей Богданова-Бельского или Маковского.

Кстати, кто-нибудь пробовал это решить - хоть на бумажке? Эта задача - необыкновенно изящная, дети надолго остаются с пережитым впечатлением.
Кстати, кто-нибудь пробовал это решить - хоть на бумажке? Эта задача - необыкновенно изящная, дети надолго остаются с пережитым впечатлением.

Живописец - он сам из них, из этих детей. Он ничего не приглаживает. Но детские лица так и светятся...

Младенец, в испуге прильнувший к спине сестренки и собирающийся заплакать, совершенно пропорционален.
Младенец, в испуге прильнувший к спине сестренки и собирающийся заплакать, совершенно пропорционален.

Одними детьми хочется любоваться, других - поскорее развидеть.

Ещё два мальчика - подчеркнуто коротконогие и коренастые. И отчего так безобразны детские ноги? (Девочка с мячом).
Ещё два мальчика - подчеркнуто коротконогие и коренастые. И отчего так безобразны детские ноги? (Девочка с мячом).

Что изменилось? Ведь едва ли сами детские фигуры претерпели какие-то физические изменения за десяток, полтора, два десятка лет. Изменился взгляд взрослого, взгляд художника. В его глаз попал кусочек зеркала тролля. Ушло трепетное благоговение, которое вызывала детская невинность.

Страшно представить, что ждет этих девочек через 17 лет... 1900-й год.
Страшно представить, что ждет этих девочек через 17 лет... 1900-й год.

Может быть поэтому новым художникам хочется заземлить свои модели?

Страшно?
Страшно?

Такое чувство, что безобразие делается нарочитым, намеренным. У сидящей девочки - еще какой-то отблеск в лице - отблеск высоких звуков, над которыми она, вероятно, думает - но образ мгновенно гасят безобразные грубые ножищи. У остальных девиц лица - под стать ногам. (А ведь это нужно исхитриться, чтобы так изобразить отроческие ноги...)

Впрочем, еще немного музыкальной темы. Одна картина мне попалась - очень милая и светлая. Кстати, совершенно непопулярная, не всем этим опятьдвойкам чета.

В самом деле прелестно...
В самом деле прелестно...

Как прекрасно передан момент! Девочка, не в силах сдержать нетерпения, вбегает в комнату, раздеваясь находу. Привезли?! Да, вот оно, стоит. Родители так и сияют, наблюдая радость дочери. Сразу видно, что этой семье не так уж легко далась подобная покупка. Картина - как солнечный зайчик на унылой стене.

После сороковых годов идут попытки снова вернуться к поэзии невинного образа. Но получается очень по разному. Вместе с прежним восприятием ушла эстетика.

Мальчики по-прежнему "жуковаты", а девочки... Вероятно "простодушный" ракурс девочки на табуретке должен вызывать это самое умиление. Но выглядит скорее неопрятно.
Мальчики по-прежнему "жуковаты", а девочки... Вероятно "простодушный" ракурс девочки на табуретке должен вызывать это самое умиление. Но выглядит скорее неопрятно.

Что появляется в позднесоветское время - это уже другая тема. Но можно уверенно сказать, что нечто неуловимое, как запах ландыша, уходит безвозвратно.

-10

изображения из открытого доступа