Изучению микробиологии сейчас уделяют много времени. Много новой информации появляется. Очень много информации вызывает споры, сомнения, что-то опровергается, что-то подтверждается. Но сейчас уже никто не будет утверждать, что микробиота, живущая в организме, нам не нужна. На самом деле она играет колоссальную роль в организме человека. Микрофлора живёт не только в кишечнике. Местом обитания микрофлоры является весь живой организм. У нас есть определённая микробиота, которая обитает в носоглотке и во рту. На коже всегда присутствует огромное количество микроорганизмов. Есть микробиота на половых органах, причем как у мужчин, так и у женщин. Но самое большое количество микробиоты обитает в кишечнике. У взрослого человека вес микробной флоры кишечника составляет порядка трех килограммов. Все микроорганизмы в норме находятся в определённом симбиозе с нашим организмом и выполняют защитную функцию.
Симбиоз - это взаимовыгодное сосуществование организмов. Мы для микробиоты являемся домом. Мы её кормим, поим и всячески холим, и лелеем. И за это она выполняет определенные полезные для нас функции. Первая и самая главная функция — это защитная функция. Мы даже не замечаем, насколько эффективно микрофлора нас защищает. Сколько всего на себя берёт микробиота, и мы остаемся здоровыми. Давайте рассмотрим в качестве примера любую пищевую инфекцию. Все мы хоть раз в жизни чем-то отравились, пережили диарею, рвоту и прочие связанные с этим прелести. Для заражения какой-либо пищевой токсикоинфекцией, необходимо одновременное проникновение в организм определённого количества бактерий, так называемое вирулентное число. То есть, если одна бацилла попадёт в наш кишечник, даже если это будет холера, хотя холера считается самой вирулентной кишечной инфекцией, то ничего не произойдет, мы не заболеем, потому что наша микрофлора просто вытеснит патоген из кишечника. Даже для развития холеры нужно чтобы одновременно к нам в кишечник попало не меньше 1000 бактерий, чтобы развилось заболевание. Для других кишечных инфекций вирулентное число будет еще больше. То есть микробиота действительно спасает нас от большого количества патогенов, которые постоянно с пищей попадают к нам в организм. Мы же не стерилизуем еду. Мы её моём, но всё равно определённое количество бактерий на ней присутствует. Они попадают к нам в желудочно-кишечный тракт, и защитную функцию выполняет наша микрофлора, не давая патогенам зацепиться в кишечнике и вызвать заболевание.
Еще одним полезным свойством нашей микрофлоры является выработка витаминов. Причем наша полезная микрофлора обеспечивает нас не малым комплексом. Например витамин К. Он требуется для выработки белка и более качественной свертываемости крови. Этот витамин практически не содержится в продуктах питания, и его основную часть мы получаем от собственной микрофлоры. Также микробиота обеспечивает кишечник витамином В3, который ответственен за контроль окислительных процессов и помогает лучше регенерировать ткани. Это полезное вещество сказывается на пищеварении, очищает организм от продуктов распада. Кроме того, микрофлора кишечника может производить витамин В9, известный как фолиевая кислота. Он укрепляет иммунитет. Витамин В12 также может производиться микрофлорой. Его зона ответственности — метаболизм жиров, белков и углеводов. В списке также витамин Н, он же биотин, который ответственен за обмен белков и жиров, а также оказывает влияние на выработку ферментов, которые влияют на углеводный обмен. Вырабатывается здесь и витамин PP, он же никотиновая кислота. Его зона ответственности — участие в метаболических процессах белков, жиров, пуринов. Он также помогает разжижать кровь. Витамин В6 дополняет список витаминов, которые продуцирует микрофлора кишечника: он непосредственно влияет на работу пищеварительного тракта, а его нехватка становится причиной сбоев в организме. Кроме того, микрофлора кишечника обеспечивает синтез и других витаминов, которых в общей сложности насчитывается около двух десятков, многие из них не входят ни в один промышленный комплекс. Таким образом нарушение баланса микробиоты может привести к дефицитам различных витаминов и нарушению связанных с ними обменных процессов.
Ещё одно важное свойство микробиоты — это создание защитного барьера на слизистой оболочке кишечника. Основная часть полезной микробиоты живёт на стенке кишки. Там растут колонии полезных бактерий и образуют, образно говоря, “густонаселенный город”. Колонии микробиоты обволакивают наш кишечник изнутри, создавая защитную пленку. Этот защитный барьер выполняет огромную функцию, потому что на нормальную микробиоту нашего кишечника иммунная система не реагирует. Они живут с нами, наш иммунитет к ним толерантен. Но как только у нас нарушается баланс микрофлоры, в защитной микробиотной пленке образуется брешь. В эту брешь тут же начинают стремиться патогенные бактерии, чтобы получить максимум питательных веществ от нашего кишечника, и занять самое “теплое местечко”. А дальше у нас есть два варианта развития событий.
Первый — это небольшой дисбаланс микрофлоры. Допустим вы заболели и принимаете антибиотики. Антибактериальные препараты влияют на все бактерии, и на нормальные, и на патогенные. Как следствие, часть полезной микрофлоры тоже погибнет, образовав разрывы в нашей микробиотной пленке кишечника. Но если баланс микрофлоры нормальный и никаких проблем нет, всё быстро восстанавливается. Нормальная микрофлора снова быстро нарастает, закрывая образовавшиеся бреши, вытесняя патогены, и не давая им вызвать воспаление в стенке кишечника.
Второй вариант - если получилось так, что пострадало большое количество микрофлоры и образовалась огромная брешь, в которую попадает патогенная микрофлора и начинает размножаться. Патогенная микрофлора подселяется на стенку нашего кишечника и начинает питаться за счёт нас. Но наш иммунитет с ней не дружит. Иммунная система устремляется туда, где поселился патоген и пытается эти бактерии уничтожить. Если наш иммунитет справляется, то всё снова нормально начинает функционировать. Если же произошла глобальная катастрофа, допустим у нас развился хронический запор. У нас есть активный рост патогенной флоры в каловых массах и иммунитет не справляется с натиском патогенов. Иммунная система начинает не просто локально с кем-то там воевать, а развивается полномасштабная иммунная реакция, с развитием воспалительного процесса в кишечнике.
Чем это чревато?
Воспалительный процесс в кишечнике приводит к перегрузке иммунной системы, потому что слишком большой объем патогенной флоры одновременно присутствует в кишечнике, а иммунитет вынужден на большой площади ограничивать проникновение патогена, не давая воспалению распространиться на весь организм. В результате мы получаем часто болеющих детей, потому что, если иммунитет ушёл в кишечник, в других местах организм остается без защиты, попадает какая-нибудь вирусная инфекция, на неё ресурсов иммунной системы не хватает, ресурсы растягиваются, и получается война на два фронта, что очень неэффективно. От простой вирусной инфекции начинаются осложнения, снова приходится пить антибиотики, снова губить микрофлору кишечника. Это приводит к еще большим осложнениям. А всё начиналось просто с микробиоты кишечника.
Потому что у нас до 80% дремлющих иммунных клеток, то есть клеток, которые в данный момент не задействованы в работе иммунитета, это, так называемый, мобилизационный резерв, живёт в кишечнике. В стенке кишечника есть Пейеровы бляшки, которые являются скоплением иммунных клеток. В Пейеровых бляшках иммунные клетки находятся в дремлющем состоянии. Если развивается воспалительный процесс, они активизируются и начинают активно бороться с воспалением. Соответственно, когда иммунная система вынуждена постоянно работать на пределе возможностей, борясь с воспалением, снижается общая сопротивляемость организма, потому что нет уже мобилизационного резерва, и ребенок начинает болеть.
Есть еще одна интересная и важная функция нашей микрофлоры. Ее описали совсем недавно, сейчас еще идут исследования, но все больше данных, что это действительно так, что это не просто теория. Не секрет, что кишечник - второй орган после головного мозга по количеству нервных клеток. В кишечнике есть несколько нервных сплетений, которые окутывают кишечник как одеяло. Это подслизистое нервное сплетение и мышечное. Почему мы говорим про психогенные запоры, почему имеет место быть синдром раздраженного кишечника, почему такая большая связь у головного мозга с кишечником? Сейчас много исследований идет в этом направлении и ученые говорят, что в этом виновата микробиота кишечника. Когда она образует защитную пленку на слизистой кишки, бактерии контактируют со стенкой кишки, и влияют на нервные окончания, расположенные в стенке кишечника. Контакт происходит за счет химических реакций. Бактерии выделяют химические вещества, которые связываются с рецепторами в нервных окончаниях, и определенный импульс возникает в нервных клетках. Есть очень интересные работы, говорящие о том, что болезнь Паркинсона, а это проблемы головного мозга, развивается на фоне нарушения микробиоты. Есть исследования, которые говорят, что определенный состав микробиоты даже способен склонять человека к алкоголизму. То есть пить могут все, но люди с определенным составом микробиоты имеют больше шансов спиться, чем люди с другим составом микробиоты. Есть интересная теория, что через связь между кишечными нервными сплетениями состав микробиоты может влиять на депрессивно-суицидальные наклонности человека. Нарушенный состав микрофлоры влияет и на эмоциональное состояние. То есть функция микробной флоры кишечника во много раз больше и шире, чем нам может показаться на первый взгляд. Прицельное изучение микробиоты кишечника началось с 50-х годов двадцатого столетия, и не прекращается по сей день, открывая нам все новые и новые знания о живущих внутри нас бактериях.
Если рассматривать микробиоту кишечника с точки зрения хронического запора, то ее восстановление играет важнейшую роль. При стабилизации микробиотной пленки на слизистой оболочке кишечника, прекращается контакт патогенной флоры со стенкой кишки, и идет на спад воспалительный процесс в организме. Уменьшение воспаления приводит к постепенному восстановлению функции органа, улучшению перистальтики, уменьшению интоксикации организма за счет стабилизации процесса всасывания в кишечнике, и уменьшению явлений запора.
Частая проблема, с которой я сталкиваюсь у своих пациентов - это недоверие к препаратом пробиотического спектра. Зачастую до меня коллеги уже назначали пациенту пробиотики, и эффекта от них не было. Родители в такой ситуации конечно теряют доверие к препаратам, а зря. Важным моментом в терапии пробиотиками является длительный их прием, для получения эффекта, а так же необходимость использования различных схем терапии. Часто у пациента уже в такой степени выражен воспалительный процесс в кишечнике, что ему требуется сначала провести санацию и убрать большую часть патогенной микробиоты из кишечника, а уж потом проводить заселение нормальной микрофлоры. Ведь патогенные бактерии не захотят просто так покидать “насиженные места”, и будут стремиться конкурентно выселить нормальную микрофлору, которую вы заселяете в кишечник. А может так случиться, что одного курса восстановления микробиоты может быть попросту не достаточно. При длительном воспалительном процессе в кишечнике может потребоваться так же длительное время на стабилизацию микробиоты. Конечно все индивидуально, и каждому пациенту необходимо подбирать свой собственный курс пробиотиков индивидуально, исходя из жалоб, анамнеза и данных лабораторных исследований, я просто хочу сказать о важности такой терапии в лечении хронического запора.
Если у вашего ребенка есть проблемы с опорожнением кишечника, запорами или пачканьем белья, записывайтесь ко мне на первичную консультацию по ссылке: https://doctor-irina-romadova.tilda.ws/