- Катя, не знаю что делать? – жаловалась Зоя на детей, на сына.
Сестра вопросительно посмотрела на неё. Дети бегали у неё по двору, пока мамы перебирали вишню, промывали, раскладывая по банкам. Зоя выставляла чистые банки батареей на столе, Катя не пыталась вникнуть в её жалобу, сестра могла раздуть из мухи слона.
- Представляешь, что мне Денис сказал в прошлый понедельник, когда вернулся от отца?
- А? – рассыпала бордовую ягоду в прозрачные банки сестрица.
- Так и сказал: ты виновата, что у нас нет отца.
- У них нет папы? А к кому они ездят раз в месяц на выходные?
- Я так ему и ответила, - немного грустно говорила Зоя, глядя на кастрюли с водой на плите. Катя присела к сестре за стол, когда закончила с ягодами, есть минутка, можно поболтать.
- А чего ты хотела? Ребёнок говорит словами взрослого, словами отца.
- Откуда ты знаешь? Просто он не в первый раз мне высказывает. Однажды высказал, что он много болел в младенчестве, потому что я за ним плохо смотрела. Я сначала стала себя накручивать, а потом поняла: он же не мог ничего помнить, так мог сказать либо Егор, либо его сестра. Скорее всего, отец ему и наговорил по телефону ерунды. Денис болел не больше других детей.
- Ты теперь будешь загоняться из-за этого? Сначала два года не хотела подавать на развод: боялась оставить детей без отца, теперь начались муки совести? Ты о чём, Зоя?! Егор специально так делает, чтобы ты не расслаблялась. Дети ему на фиг не нужны. Хотел бы, уже забрал себе. Так что выкинь из головы всё лишнее. Нормально объясняй пацану, без всяких там: «понимаешь» ваш папа и т.д. Так и говори: папа жил с другими бабами, и со мной, а я так не хочу и не могу.
- Да ты что?! Как такое ребёнку сказать?
- А ты подожди, будь помягче, сказочки про характер пой, может, поверит Денис. Подожди, когда он тебе подобное выдаст, мол, это ты мужиков водила домой. И тогда тебе не отмыться, потому что Егор был с ним «честен», говорил, как со взрослым, а ты пытаешься чёрное прикрыть белой тряпкой.
На плите послышалось шипение, крышки заходили ходуном – вода закипела и приготовление вишнёвого компота тоже. Сёстры управились за пару часов, в четыре руки. Под вечер Зоя собиралась домой. Пока сын и дочь прощались с двоюродными сёстрами, она снова заговорила о бывшем муже, Катя её остановила.
- Зоя, да отпусти ты его. Всё! Ты свободная женщина, живи как хочешь. И пусть говорит о тебе, что хочет, время всё расставит по своим местам.
- Я переживаю.
- Зря! Занялась бы личной жизнью.
- Нет уж! Хватит. Мне и одной с детьми неплохо.
- Вот и славно. Перестань обращать внимание, Денис перестанет слушать и передавать тебе папины россказни.
- Катя, ты такая умная, будто трижды разводилась.
- Типун тебе на язык. Я от своего Вадима никуда! Но если вдруг… - она обернулась и посмотрела на большой дом, сад за ним, клумбы по периметру, садовые качели, батут, велосипеды детей – она так устала от всего этого. Порою думала о маленькой квартирке без двора, многочисленных детских увлечений, валяющихся по двору. В частном доме всегда есть что делать, целый день. Но это быстро лечилось: достаточно было съездить к сестре на полдня в гости, в квартиру на 12 этаж.
Рада видеть Вас в своём Телеграм
Зоя с детьми ехала домой и думала, как так можно? Просто игнорировать сына? Она посмотрела на детей в зеркало заднего вида – оба играли в телефонах. Такие любимые, без капризов и ненависти в глазах. Ангелина была мамина дочка и спокойно относилась к происходящему. У Дениса случалось разное: сказать мог, что думает, нагрубить, посмотреть затаив обиду и мама начинала нападать и ещё больше давить на него.
- Это папа тебе сказал?! Папа?
У сына глаза наливались слезами, губы дрожали, и мама начинала в очередной раз объяснялась перед ними, почему она не живёт с папой, почему они так редко его видят – так получилось. Она оправдывалась перед ними, стараясь сгладить углы, доказать, папа не всегда говорит правду, просто он злится до сих пор.
Сын слушал чувство досады и непонимания разгоралось в нём больше и больше. Понять не мог, если папа не плохой, почему он их бросил? Из-за мамы? Он убегал к себе, закрывался, не разговаривал часами. Зоя начала строчить и отправлять бывшему мужу голосовые, упрекая, угрожая ограничить его общение с детьми.
Егор с готовностью вступал в перепалку, перезванивал, начинались взаимные упрёки, выяснение отношений, как обычно, будто они не в разводе, он просто уехал на пару недель. В ближайшие выходные он вновь являлся за детьми, подтверждая свои слова: он сделает всё, чтобы дети любили его больше, жили с ним. Но в воскресенье или в понедельник привозил их обратно и терялся потом на три-четыре недели, общаясь с сыном и дочкой только по видеосвязи или сообщениями.
Ангелине вполне хватало папиного внимания, она быстро смекнула, папа забирает их не к себе, а к тёте Ане, а тётя очень занятая женщина, поэтому не всегда им рада. Папа работал днём, вечером, поздно ночью, по выходным. Отделывался дорогими подарками: приставки, гаджеты, часы, деньги на игры. На Ангелину всё это навивало скуку, ей бы погулять, поиграть с девочками, сходить в торговый центр с мамой за покупками или в кино. Обожала она поездки к сёстрам, к тёте Кате. С тех пор как папа с мамой разошлись, девочки стали видеться чаще.
Так продолжалось ещё около года, поведение детей в корне не менялось, Денис становился более замкнутым, возвращаясь от отца. Перед летними каникулами он твёрдо заявил дома, что все каникулы проведёт у папы, и потом останется жить у него.
Зоя стало обидно до слёз, она решила оборвать все контакты с Егором, решив, что это его очередные козни. Забрала у сына телефон в наказание. Опять звонила бывшему, выплёскивала эмоции, кричала, он даже не пытался оправдаться, ему будто нравилось, как бывшая себя изводит.
***
- Кать, вот и пришло время. Что делать? Я последовала твоему совету, перестала обращать внимание на все претензии Дениса, когда он приезжал от отца, и вот во что получилось.
- Господи, что? Он из дома сбежал?
- Катя! Нет.
- Ладно, дурацкая шутка.
- Он собрался к отцу на всё лето, сказал: останется жить у него.
- Вот и хорошо.
- Что?!
- Зоя, перестань тянуть всё на себе, хватит быть хорошей, будь нормальной, обычной. Почему нет? Егор им не чужой человек – родной отец. Не алкаш, не наркоман, работает. Пусть забирает, поживут у него, сколько хотят, чтобы осознали…
- Ангелина и не думает, у неё здесь всё хорошо.
- Вот пусть отец с сыном воссоединятся, так сказать, если оба так этого желают. Егорушка думает с детьми легко? Типа они уже большие. Как бы не так! Денису лишь бы на глаза тебе не попадаться и целый день в телефоне торчать. Видела я его, когда ты их у мамы оставляла.
- Нет, я так не могу.
- Тогда растягивай волынку, пока они вырастут, а потом разбегутся кто куда, и Егорка твой пристроится, за него не переживай. А ты одна! Зато детей отцу не отдавала.
- Он не мой. Ладно, я подумаю.
- Думать нечего. Отправляй со спокойной совестью - Егор им отец.
Зоя прислушалась к сестре, оправила детей на оставшееся лето к отцу. Ангелина в начале августа начала проситься домой, Денис даже не спрашивал у мамы, как дела. Она предложила ему остаться у папы и пойти у него в школу, сын с радостью согласился.
Бывший муж растерялся немного. Он не ожидал, что бывшая сама предложит переезд сына, и вещи ему привезёт: форму школьную, канцелярские товары, что уже закупила. Отказаться Егор не мог, он всё лето рассказывал сыну, как было бы здорово, если бы они жили вместе. Тогда ему есть ради кого торопиться домой, приходить вовремя, не торчать на работе круглые сутки.
Первое время Зою ломало, она жила в телефоне, переписываясь и созваниваясь с сыном. Переживала, вдруг ему плохо и он скатится по учёбе, начнутся проблемы с новыми одноклассниками, или его плохо кормят, но у сына всё хорошо, он открыто дал понять: мама перегибает с заботой. Он взрослый – ему 12, и у него есть папа.
Прошёл год.
Денис стал проситься домой к маме и сестре. Всё резко изменилось: ещё на прошлой неделе он отказался ехать с мамой и сестрой на отдых, а уже на этой позвонил и сказал, что поедет с ними.
- Но мест уже нет! Путёвка на двоих, добавить я тебя не могу, - ответила мама. Зое могла включить сына, доплатить, просто поменять отель, если в этом не найдётся нужного номера, но она уже не хотела, ей и с дочерью неплохо. – Я позвоню папе, попрошу, чтобы он тебя свозил куда-нибудь в выходные.
- Не надо, - буркнул Денис в трубку и сразу отключился, не желая говорить со своими.
Зоя забрала сына в июле, а в августе вернула папе. Денис куксился, дулся на маму, но ничего не говорил. В разгар учебного года, позвонил и попросил забрать его домой.
- Ты так хотел жить с папой? Это несерьёзно, кататься туда-сюда, – спросила мама. – Школа эта тебе больше нравилась, чем наша. Ты столько лет считал, что я лишаю тебя детства, отца, вот теперь живи, а я буду забирать тебя в гости, как папа раньше.
- Я не хочу в гости, я хочу домой.
Сын честно признался: жить с папой - это не всегда праздник. Вспоминает о нём папа Егор, когда тётя Аня требует этого, потому что "устала ухаживать за чужим ребёнком". Папа начал встречаться с другой женщиной, приводить в квартиру и Денис им мешает. Папа нервничает, иногда злится. Короче, не нравится больше Денису у папы, он хочет домой, главное, он теперь точно знает, где его дом, а где он гость.
Зоя забрала сына, у Дениса все претензии к маме отпали, да и с чего вдруг – здесь его любят по-настоящему. Одна Ангелина не совсем обрадовалась возвращению брата, ей так хорошо было одной с мамой, а теперь Денис дома и ему надо вернуть его комнату.
Зоя не раз благодарила Катю за дельный совет, но личную жизнь не спешила пристраивать, хотя сестра много раз её просила заняться и этим. Раздавала советы в очередной ягодный сезон, когда делали заготовки на две семьи. Но тут Зоя как-нибудь сама справится и обязательно поговорит с детьми не оправдываясь, как со взрослыми, без ужимок.
Конец________________
канал с аудиорассказами и подкастами Наталья Кор приглашаю всех ☕📚🎧 там громко.