Есть уникальный документ в рассекреченном Новороссийском архиве. Вот фрагмент письма от 3 ноября 1899 года, собственноручно написанного последним российским императором Николаем II: «В моих руках находится средство вконец изменить ход войны в Африке. Средство это очень простое. Никакие самые сильные флоты в мире не смогут помешать нам расправиться с Англией».
Получается, что Николай II мог расправиться с Великобританией, причем, как он сам пишет, очень просто. И самые сильные флоты в мире не могут помешать этому. Учитывая, что мы знаем о роли Великобритании в событиях 1917 года, хочется понять, почему же император не сделал того, что мог.
И вообще, о чем идет речь? Все дело в том, что, как это ни странно сегодня прозвучит, в 1899 году буквально во всем мире царили англофобские настроения. Мировая пресса активно расписывала, с какой жестокостью Британская империя расправляется с двумя маленькими, но гордыми республиками, расположенными в Южной Африке: Оранжевой Республикой и Трансваалем. Газеты, рассчитанные на молодежь, красочно расписывали, как фермеры-буры – так называли в Африке потомков голландских переселенцев – буквально с охотничьими ружьями бьются против регулярной британской армии, применяющих против них невиданные ранее средства массового убийства. Пулеметы и новейшие изобретения злобного английского гения – снайперские винтовки. Респектабельные журналы объясняли более взрослым читателям, что нападение Великобритании вызвано открытием в республиках крупных залежей алмазов и золота. Вот что написал по этому поводу министр иностранных дел Российской империи Владимир Ламсдорф: «Разыгравшиеся на африканском материке с начала осени минувшего года события сосредоточили на себе всеобщее внимание и приобрели в глазах правительств почти всех государств особливую важность по тем неожиданным последствиям, к которым привело столкновение сравнительно ничтожных военных сил двух небольших южноафриканских республик с войсками могущественной Англии».
А вот что о ситуации и об отношении к ней Николая II написал в своей книге «Царствование императора Николая II» русский историк Сергей Ольденбург: «Со второй половины 1899 года Англия ввязалась в южно-африканскую войну, которая оказалась намного труднее, чем думали все. Народ в несколько сот тысяч человек почти без артиллерии оказался в состоянии связать почти на три года военные силы Британской империи. Непопулярность Англии во всех европейских государствах была так велика, что отовсюду к бурам стремились десятки, сотни тысяч добровольцев. Государь разделял общее отношение к этой борьбе Давида с Голиафом, как тогда говорили. В письмах к близким он не скрывал своих чувств и писал великой княгине Ксении Александровне, насколько ему приятна мысль о том, что он бы мог решить исход этой борьбы, двинув войска на Индию. Но государь сознавал, что это было бы трудным и рискованным начинанием, которое могло бы вылиться в общеевропейскую войну».
В российских ресторанах пели бурские песни, на улицах активисты собирали средства в поддержку буров. В армии офицеры строили планы, как нужно действовать, чтобы разбить англичан. Но история не имеет сослагательного наклонения. Российский экспедиционный корпус не был отправлен на помощь в Африку. Всего 225 русских добровольцев смогли добраться до Трансвааля за свой счет и принять участие в боевых действиях.
Но даже такое малое количество русских воинов смогло оказать серьезное влияние на ход войны. Приведем для примера историю всего одного человека. Полковник русской армии Евгений Максимов поступил в состав европейского легиона, воевавшего на стороне буров, в феврале 1900 года и всего за несколько месяцев заслужил у соратников такой авторитет, что после гибели командира легиона был избран на его место. Буры провозгласили его фехт-генералом. Более того, после успехов Максимова на полях сражений его пригласили к себе лидеры бурских республик Крюгер и Стейн. Давайте прочитаем расшифрованные донесения Максимова в Генеральный штаб русской армии: «Секретный журнал Военно-учетного комитета номер 227, 1900 год. 4 марта я представился президенту Стейну и пробыл у него с лишком два часа. В Южной Африке имели самое превратное понятие о России благодаря английским источникам. Я дал разъяснения по всем вопросам. Военная часть восстановлена. Предлагаем мир. Не согласитесь – будем отстаивать свободу до последнего. Жду ответа. Потом пошлет депутацию».
Однако, пока нерешительные лидеры бурских республик спорили, отправлять или не отправлять к русскому императору делегацию, британцы довели численность своей группировки до 250 тысяч человек, превосходя буров по живой силе в пять раз. И к сентябрю 1900 года заняли большую часть территории бурских республик. Регулярная война бурами была проиграна. Тяжело раненный Максимов вынужден был вернуться в Россию. Однако вернемся к Николаю II. О каком простом средстве он писал? Читаем письмо Николая и сестре Ксении полностью: «Ты знаешь, милая моя, что я не горд, но мне приятно осознание, что только в моих руках находится средство вконец изменить ход войны в Африке. Средство это очень простое. Отдать приказ по телеграфу всем туркестанским войскам мобилизоваться и подойти к границе. Вот и все. Никакие самые сильные флоты в мире не могут помешать нам расправиться с Англией именно там, в наиболее уязвимом для нее месте».
Средство, о котором пишет император, – из арсенала коварных дипломатических приемов: не объявляя войны, просто продемонстрировать Великобритании готовность напасть в самом уязвимом месте на суше, где, в отличие от моря, Россия имеет преимущество в живой силе. Это, конечно же, заставило бы англичан послать в Туркестан дополнительные войска, забрав их из Африки, что дало бы бурам возможность победить.
Но Николай так этого и не сделал. Не сделал, потому что лидеры буров промедлили и так и не обратились к России за военной помощью. А без официального обращения российский император считал себя не вправе вступать в войну на стороне буров. В результате Великобритания раздавила бурские республики, устроила бурам настоящий геноцид, ибо именно в Англо-бурской войне англичане впервые в истории устроили концлагеря, в которых без пищи и помощи погибали тысячи мирных женщин, детей, стариков.
Так Великобритания под корень уничтожила целую страну и ее население, получила африканское золото и алмазы и уже через несколько лет смогла финансировать Японию в Русско-японской войне 1905 года, которая стала для Российской империи прологом к 1917 году.