В своем недавнем посте я писала о том, что необходимо иметь в «чемодане знаний» первокласснику. Некоторые пункты имели прямое отношение к математике и так называемым базовым математическим представлениям.
А что же принято понимать под базовыми математическими представлениями - это первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Значит и всесторонне мы будем изучать именно эти представления, от самого начала:
Количество
Начиная с того, что предметов бывает один и много, мы должны показать ребенку что существуют различные множества и научить их сравнивать по элементно.
Величина
Основные величины - Длина, площадь, масса, емкость, время и другие. Величины – важнейшее понятие математики, развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью. Для того, чтобы оперировать величинами должны быт развиты представления далеко-близко, высоко-низко, много-один, больше-меньше и т.д..
Форма
Какие бывают формы, их общность и различия, предметы вокруг нас определенных форм. Конструирование различных предметов из форм.
Ориентировка в пространстве
Это очень важное представление которое в результате повлияет на расположение букв, цифр да и в целом ориентации вокруг себя в процессе обучения. Верх-низ, лево право, ощущение себя в пространстве и пространства рядом с собой. Все предлоги и отношение чисел относительно друг друга это пространственные представления. Нет пространства, нет быстрого устного счета.
Ориентировка во времени
Возможность ориентировки во времени поможет хорошо решать задачи и составлять рассказы и сочинения, поможет ориентироваться в числовом ряду и положении чисел относительно себя. Простые представления раньше позже, сначала потом будут очень нужны в первом классе.
Ну и давайте посмотрим, что нам рекомендует ФГОС ДО, какими основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
- Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познанияматематических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
- Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познанияматематического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
- Овладение детьми математическими способами познания действительности :счёт, измерение, простейшие вычисления;
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
- Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- Развитие инициативности и активности детей.
В целом, все сходится.
Основым способом обучить дошкольника математике является наглядно действенным способ, большое количество работы с дидактическим материалом. Вот какие игры предлагаюпроводить:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировки в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
Мои любимы пособия по математике: все пособия Кац, по возрастам, Шевелев по задачам и возрастам, Романович для детей с ЗПР, Петерсон, но реже.
На базе этих пособий я могу сама сделать любое задание!
А ваши дети любят математику, легко им дается?