Найти тему

Вернуть все храмы церкви! А церкви они нужны? Каргополь детали. Храмы

В Каргополе, в разной степени сохранности, дошли до наших дней 11 церквей. Про некоторые уже писала и не раз, сегодня про детали.

То, что Святодуховскую и Вознесенскую церкви не хочет брать в свое владение церковь и не может музей, я понимаю, там все совсем плохо, затратно, глаза боятся очень сильно и руки не поднимаются приступить. Однако, они не единственные в городе ничейные.

Фото из книги Г. В. Алферовой "Каргополь и Каргополье" 1973г. 19 век
Фото из книги Г. В. Алферовой "Каргополь и Каргополье" 1973г. 19 век

Начнем со старой торговой площади. Выше вид на Старый торг с Вытегорской дороги. Слева Владимирская церковь (утрачена), следующий храм Рождества Богородицы (вдали колокольня храма Спаса Всемилостивого (утрачен), чуть ближе Соборная площадь с Введенской церковью, о них позже), справа церковь Святого Николая и Благовещенский храм с колокольней между ними (утрачена)

-2

Старая торговая площадь формировалась не одномоментно. Владимирская церковь начиналась с деревянной Пятницкой аж 1536 года, но про утраченные не будем. До наших дней дожили три.

Семикупольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1672, принадлежит церкви, закрывалась на очень короткое время, сохранила традиции до сих пор, была единственной действующей на все Каргополье. Она открывает собой местное, каргопольское урозочье – резьба по камню не повторяется, интерьеры сохранились подлинные. Очень уютный, камерный храм.

В 1692 на месте сгоревшего деревянного "тщанием прихожан" приступили к строительству белокаменного Благовещенского храма. Строили долго – подоспело рождение Петербурга, запрет на каменное строительство – освятили только в 1729, император Петр 1 лично пожертвовал 100 рублей. "Преукрашенная и преудивительная" церковь, о которой Грабарь писал "...восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стеной обработки вообще... южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса..." Признана памятником архитектуры в 1920, передана в ведение музея, правда, первый этаж был занят складом продмага, второй использовался под хранилище фондов музея, внутреннего убранства успела лишиться. Здесь начинаются трудности финансирования, ежегодно подают заявки и ежегодно получают от ворот поворот. Поддерживается по мере сил весь период с 20-х годов. Полистайте галерею.

Из архива ИИМК РАН, 1918г
Из архива ИИМК РАН, 1918г

Никольскую каменную церковь построили в 1741. Про нее как раз пойдет речь. Уютный храм состоит из нескольких объемов: четверик, когда-то увенчанный пятиглавием, трапезная, притвор, крыльцо, три апсиды с запада.

В 1930-х Старый торг был Красноармейской площадью, Никольскую церковь приспособили под тир, будущие красноармейцы упражнялись в стрельбе. Над апсидами была надпись "Учись стрелять по ворошиловски", в средней пробили дверь прямо в алтарь. Стреляли, надо полагать метко, наверное и внутри и снаружи, по крайней мере, все барабаны были изрешечены, внутри вывернуты плиты пола, внутреннее убранство полностью утрачено.

Вездесущие мальчишки говорили, что видели в храме черепа и скелеты, но скорее всего, живых мишеней все же не было. В конце концов все главки рухнули. Церковь реставрировали в 80-х, восстановили только одну главу. Сейчас ничья – музею и имеющееся хозяйство сложно содержать. Церковь от храма категорически отказывается. Вход просто заложили кирпичом, окна забили досками.

Храм не принадлежит никому! Нашей православной церкви она не нужна. И это тоже можно понять, наверное, епархия не отличается состоятельностью. Впрочем, предложи РПЦ "преукрашенную и преудивительную" Благовещенскую, лучшей сохранности, могу поспорить, что откажутся.

Соборная площадь, начало 20 века
Соборная площадь, начало 20 века

Соборная площадь, Новый торг по-другому, долгое время и сейчас центральная площадь города, тоже не обошелся без утрат. Слева невысокая церковь Входа Господня в Иерусалим (утрачена), церковь Рождества Иоанна Предтечи, Соборная колокольня, Христорождественский собор и Введенская церковь

-8

Начну со старейшего Христорождественского собора, 1552-1562. Массивные стены еще в 17 веке пошли трещинами, укреплены контрфорсами, тогда же пристроены приделы с севера и юга (игравшие не только культовое значение, но и укреплявшие несущие конструкции) и паперть.

-9

Пожар, почти уничтоживший Каргополь в 1765, не пощадил внутреннее убранство каменных зданий. Иконостас верхнего храма подлинный 19 века, удивительным образом уцелела в пожаре одна икона, Тихвинской Богоматери, местный ряд слева от Царских врат, это 17 век. В киотах столпов пустоты – эти иконы растащило православное население, для разных нужд, как разделочные доски использовали, как столешницы, не ведали, что творили. Верхний храм был летним.

-10

Нижний храм использовался зимой до 1871 года, в котором его закрыли из-за сырости, невысокий иконостас разобрали, иконы перенесли в верхний храм и во Введенскую церковь, ставшую основной зимней.

В советское время первый этаж использовался под склады Потребкооперации, второй в 1936 отдали музею (в войну там был военный склад). В 1990-е полностью отдан музею, после проведения противоаварийных работ в нижнем храме открыта постоянно действующая экспозиция "Шестой день творения" – коллекция небес из деревянных храмов Каргополья.

-11

В стене вот такая надпись... Когда в храме вскрыли полы, под спудом оказалось множество захороненных безымянных (кроме пожалуй Космы Иоаннова) останков. Почти все их перенесли на кладбище. Два тела оказались в очень хорошем состоянии, не знаю, нетленны ли, но их не тронули. Кто это неизвестно, церкви стоило бы заинтересоваться.

-12

Введенская церковь на высоком подклете появилась на площади последней, в 1802, на месте деревянной, утраченной все в том же пожаре. На кровле установлен деревянный восьмерик с фальшивыми окнами – главка была снята после закрытия в 1923. С самого начала первый этаж в ней использовался под хозяйственные нужды, были в нем и торговые лавки. В 1812 г. в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. На втором проходили службы. С 1933 это музей, долгое время единственный выставочный зал. Экспозиция небольшая, но очень интересная и информативная.

-13

В Каргополье совершенно особенная иконопись, все интересующиеся легко найдут информацию. Отмечу только скульптурную икону. С начала 18 века православная церковь ввела запрет на "иконы резные, истесанные, издолбленные, изваянные", их убирали изо всех церквей, но верующие сопротивлялись, писали прошения о возврате.

-14

В музее представлены очень интересные образцы. Особо почитаемый образ Николая Мерликийского, он же Никола Угодник (Николай Можайский), первая половина 17 века. Из Святодуховской церкви, той самой, которая гараж.

-15

Соборная колокольня построена на месте сгоревшей деревянной в 1667. Она совсем неправильная – ориентирована на Петербургский тракт – ждали Екатерину 2, но визит не состоялся. Трехъярусная, увенчана четырехгранным куполом со шпилем и крестом, высотой 61,5 м. Это самое высокое сооружение, далеко видимое отовсюду. Сейчас совмещает музейный объект со звонницей, в Каргополе проходят фестивали колокольных звонов.

-16

Наконец, второй по старшинству на площади на сегодняшний момент храм Рождества Иоанна Предтечи, 1751. Он также возведен на месте сгоревшего предыдущего, самая большая и высокая церковь в городе, поражает грандиозностью, единственная церковь с двойными барочными куполами. В 30-е годы была закрыта и долгое время пустовала. В 90-х проведена комплексная реставрация, церковь передали музею, а уже через 2 года епархии. Тогда РПЦ от храмов еще не отказывалась, если они были отреставрированы, конечно. Удивительно, но до сих пор внутри храм лишен убранства. Может и хорошо, огромное светлое пространство впечатляет. Что 2 года назад, что сейчас в лесах, особых изменений я не заметила.

-17

Последний на сегодня объект, лучший в моем рейтинге Каргапольских церквей и ничей... На фотографии 1914 года ансамбль слева церковь Спаса Всемилостивого 18 в. с колокольней 19 в, снесена в 1930-е годы. Справа Воскресенская церковь 1675-1700 гг.. Немногим уступает Благовещенской церкви в каменном узорочье. Храм уникальный уже тем, что за все время своего существования ни разу не подвергался переделкам-перестройкам, оригинал конца 17 века. В Советское время использовался под склад Райпо и пребывал в отличном состоянии.

Сейчас памятник федерального значения не принадлежит никому, церковь отказалась. Каргапольский энтузиаст смог покрыть 2 главки. За два года изменилось только то, что сняли к счастью леса, способствовавшие разрушению десятилетия. В 2022 проводились противоаварийные работы. В мае 2024 рухнула часть стены притвора, подлатали и все. Храм борется за жизнь самостоятельно, без чьей-либо помощи, из последних сил. Как хотите, но это главный позор и Каргополя, и епархии. В прошлый раз я заглядывала внутрь, там же даже иконостас сохранился, по крайней мере внешне (полистайте галерею).

Только мои мысли вслух... На церковь рассчитывать не приходится, старые храмы ей не нужны. Я бы на месте каргопольцев организовала фонд для сбора средств на восстановление/ремонт/реставрацию архитектурного наследия, быть может, и государство проснется, и епархии притормозят со строительством новых церквей, но вспомнят про старые намоленные места.