В школьные годы я жила в таджикском городе Ленинабаде. У меня была маленькая болонка. Я приучила ее ходить на улицу строго в свое время. 13 октября 1985 года я делала уроки, а мама прилегла после работы отдохнуть и задремала. До вечерней прогулки оставалось еще три часа. Но вдруг моя собачка забеспокоилась, стала метаться по квартире, проситься на улицу. Я ей сказала, что еще рано и время ее не пришло. Но она вцепилась в мои треники зубами, стала тянуть и скулить: отпустит, подбежит к двери, поцарапает ее лапами и опять бежит ко мне, за штаны меня тащит. Ну, думаю, может быть, невтерпеж ей, пойду выведу.
Когда мы проходили мимо спящей мамы, собака вцепилась зубами в мамин халат и стала ее тянуть. Мама проворчала что-то сквозь сон и перевернулась на другой бок. Собака не унималась. Она запрыгнула на диван и стала тянуть зубами маму за рукав. Мама ворча встала. Я предложила ей пойти вместе на прогулку. Пока мы одевались, собака вела себя очень беспокойно, требовала, чтобы я скорее дверь открыла.
И как только мы вышли на улицу, земля буквально заходила у нас под ногами.
Живя в Таджикистане, мы привыкли к небольшим землетрясениям, иногда даже внимания на них не обращали. А в тот вечер было что-то ужасное. Земля качалась, наш четырехэтажный дом тоже. Соседи в ужасе выбегали на улицу, не успев одеться. Одни мы с мамой были в одежде. До утра трясло. Когда после этого мы зашли в квартиру, просто испугались. Между стенами щели - сантиметров по пятнадцать, можно было к соседям смотреть в комнаты. Мебель - шифоньеры и сервант - упала. С настенных полок на кухне свалилась вся посуда. Потом мы узнали, что землетрясение было силой 12 баллов. Вот так наша собака нас спасла. Наверное, она как-то почувствовала приближение опасности.