Найти в Дзене
Еловая Стружка

Корпусная мебель из массива! Шкаф с фасадами-жалюзи

Друзья, всем привет! Иногда, чтобы сделать на первый взгляд простое изделие, нужно пройти множество этапов, несколько раз ошибиться и применить новые знания. Сегодня – один из таких случаев. Буду изготавливать навесной шкафчик с жалюзийными фасадами из массива, который будет сочетать в себе классическую столярку с её соединениями и инструментом и современное направление. В эту заметку мне удалось вместить кучу всего: проектирование, сборку корпусной мебели, инструкцию по изготовлению жалюзийных фасадов, немного тех самых новых знаний, некоторые обновки и конечно, щепотку своего горького опыта. Будут также спонтанные решения и выходы из непредвиденных ситуаций, полетели!

Изначально у меня была просто идея о том, что я хочу сделать навесной шкафчик, и больше ничего. Поэтому первым этапом мне необходимо получить хоть какую – то 3D-визуализацию проекта и определиться с размерами. Для проектирования подобной корпусной мебели идеально подходит программа под названием Базис-Мебельщик, но я по старинке решил воспользоваться SketchUp-ом. Получившийся из этой модельки чертёж в пдф формате вы можете с легкостью найти в моём Телеграм-канале. Там кстати совсем недавно появился столярный форум-чат, где вы можете задать интересующий вас вопрос, обменяться опытом и поделиться своими работами.

-2

Основным материалом для сегодняшнего изделия послужит пачка сращенных сосновых щитов габаритами 400*800 мм.

-3

Изначально я планировал клеить щиты самостоятельно, но, к счастью, меня ждала неудача с приобретенным лесом: он оказался влажным. Пришлось везти обратно и приобретать щиты, которые в итоге оказались даже выгоднее, чем нестроганая доска. Короче, я поставил себе слишком трудную задачу и как таковых возможностей самому произвести щиты у меня не было.

-4

У всех щитов необходимо отсечь лишнее в соответствие с чертежом. Общая ширина всех заготовок должна быть 340 мм. С запасом беру 341, этот самый 1 мм необходим для того, чтобы потом убрать следы от пильного диска на фуганке. Четыре поперечные заготовки, они же будущие полки, торцую при помощи каретки. Боковые стенки в укорачивании не нуждаются: высота шкафчика совпадает с исходной длиной щитов. Подбиралась она специально для того, чтобы минимизировать расходы.

Переключаюсь на фуганок и снимаю тот самый миллиметр по кромкам. Так как заводской край тоже оставляет желать лучшего, делаю это с каждой стороны по пол миллиметра соответственно. Вообще о прифуговке практически никто не упоминает, однако эта операция очень важна, ведь даже на дорогостоящем оборудовании следы от пильного диска будут присутствовать.

-6

В процессе сборки изделия на щитах будут появляться царапины и вмятины, поэтому сейчас выполняю грубую шлифовку. Для облегчения этого малоприятного процесса я приобрел себе антискользящий коврик. Штука действительно нужная, и за свою цену в каких – то 150 рублей это однозначно столярный маст хев.

Все детали готовы и мы плавно подходим к сборке корпуса. Есть множество вариантов используемого крепежа, к примеру для лдсп используют только конфирматы с присадкой на шканты. В моём случае выбор мало чем ограничен, поэтому я решил собирать на латунированные мебельные саморезы 5*70 мм и разумеется клей.

Думаю, все помнят, что мой любимый клей - американская субстанция от Titebond. Так вот, при работе над шкафом открыл для себя ещё один не менее популярный в столярном сообществе клей марки Kleiberit. Они оба дают примерно один и тот же результат, правда второй стоит в разы дешевле (именно высокая цена Titebond сподвигла меня к мыслям о поиске аналога). Но вот бал за удобство использования все же отдам первому клею.

Сейчас собираю корпус на саморезы, используя этот самый клей.

И все же, с высоты полученного опыта в следующий раз я бы не стал использовать эти саморезы, так как они довольно дорогие. Плюс ко всему сильно выпирающие шляпки будут мешать при покраске, например. В общем, идеальный вариант - конфирматы с идентичными размерами.

Для задней станки буду использовать остаток 4-х мм фанеры. Опять же, проводя аналогию со стандартами, чаще всего для этих целей используют ДВП. Как минимум с одной стороны эту деталь необходимо отшлифовать, но я со своим перфекционизмом конечно же довёл до идеала обе.

После того, как клей схватился, можно приступать к доводочным работам. Сборка хоть и прошла гладко, в некоторых местах детали смещались и как итог - перепады в некоторых местах.

-11

Чтобы их убрать, я воспользуюсь ещё одним недавним приобретением – ручным рубанком. Это – рубанок Зубр №4, и конечно же все мы понимаем, что его сложно назвать профессиональным, как написано на коробке, однако и из него можно получить хороший инструмент, нужно просто потратить на это некоторые средства и время. Выбрал именно его я только из-за цены, тратить от 16 000 рублей на знакомство с ручным инструментом пока возможности нет. Да и строгает он на удивление хорошо: я не делал ровным счётом ничего, кроме выставления ножа.

-12

Сейчас вы можете лицезреть мои первые неуверенные движения, ну и конечно же первую стружку. И на самом деле именно от такой ручной работы получаешь истинное наслаждение. Короче, я ни чуть не жалею о потраченных деньгах, обязательно доведу этот рубанок до ума.

-13

Несмотря на то, что излишки клея по углам конструкции я удалял сразу после сборки, в некоторых местах следы от него всё же остались, поэтому сейчас при помощи абразивной губки их удаляю. Также удаляю остатки клея и на открытых участках корпуса, в частности сверху и снизу.

Остаётся закрепить заднюю стенку. Делать это я буду при помощи обычных гвоздей. И здесь очень кстати пришёлся бы нейлер. Он значительно бы ускорил процесс, да и получилось бы в разы крепче, но это совершенно не критично.

Пока я занят напиливанием одинаковых брусочков для реек будущих фасадов, расскажу вам о тех самых двух попытках сопротивления, или проще говоря – о предшествующих меня неудачах.

О первой я поведал ещё в самом начале – это приобретение влажных досок. А вот вторая моя оплошность уже по-интереснее. Дело в том, что собираю корпус я уже не в первый раз. Изначально я планировал собирать на шканты, но что – то пошло не так, образовались огромные щели и шкафчик перекосило. После этого идею со шкантами я окончательно отбросил хотя бы до появления у меня кондуктора на подобии Мастера – 32.

Тем временем я уже распускаю брусочки на необходимые мне ламели толщиной 9 мм. Конечно же этот размер взять с запасом, по полтора миллиметра с каждой стороны я сниму чуть позже на рейсмусе. Так как заготовки довольно маленькие, для безопасной и комфортной работы я использую самодельный толкатель, предназначенный как раз для таких моментов.

-18

В результате у меня получилось 50 заготовок, которые отправляются на утоньшение в рейсмус. Обрабатывал я кстати не только пласть, но и кромку. Запускал в станок детали небольшими пачками по 5-6 штук и на выходе получал рейки с идеальной геометрией.

Полный цикл пройден, и эта, казалось бы, простая операция заняла у меня не много не мало полтора часа. Но впереди меня ждёт что – то ещё более нудное и долгое. Это – скругление кромок. И так как обгонной фрезы с таким маленьким диаметром у меня нет, пришлось снимать фаски вручную.

Двигаемся дальше. Сейчас начинается самый интересный этап – изготовление фасадов. За основу взял обрезки от щитов, которые уже предварительно откалиброваны по толщине. Таким образом я экономлю время, при этом не трачу деньги на покупку лишнего материала. Для начала мне необходимо напилить заготовки на торцовочной пиле. Чтобы вдвое сократить время, затрачиваемое на это, детали я соединяю друг с другом при помощи малярного скотча.

По факту детали готовы и с ними можно проводить дальнейшие манипуляции. И тут стоит продумать способ соединения рамы. В рамках сегодняшнего видео я поэкспериментирую и ради разнообразия один фасад соберу на столярное соединение шип-паз, а второй – на всеми любимые шканты. Сейчас как раз занимаюсь формированием шипа. Мои давние зрители наверняка знают, что тема соединения на шип – паз и различные варианты его применения освящались на этом канале не один раз. Здесь все интуитивно понятно, но на всякий случай оставлю ссылку на свой ролик о табуретках, там объяснял все в подробностях.

Паз фрезерую за один проход, так как его глубина не сильно большая. В этот раз не стал делать каких-либо ограничителей, а доверился своему опыту, чтобы опять же сэкономить время, и в совокупности с точной разметкой результат должен получиться как минимум неплохим.

Для присадки на шканты у меня есть специальный кондуктор. Зажимаю деталь, учитывая разметку и сверлю пару отверстия 10-мм сверлом с ограничителем. Стоит сказать, что глубину сверления необходимо подбирать с запасом в 1-2 мм, причём в обоих отверстиях, чтобы потом при сборке не образовались щели.

Для разметки отверстий на сопрягаемых заготовках использую специальные кернеры. Вставляю их в уже имеющиеся отверстия, по угольнику позиционирую две детали и прикладываю усилие. В результате мы получаем готовую разметку для последующего сверления.

Остаётся самое трудоёмкое, но при этом не менее интересное – фрезеровка пазов под рейки. Пазы должны располагаться под определённым углом, чтобы создавался тот самый эффект жалюзи, и в этом и заключается основная проблема. И выход здесь только один – изготовление шаблона, который позволяет фрезеровать симметричные пазы сразу в двух заготовках. Таким образом все реечку будут параллельны друг к другу и перпендикулярны относительно большей стороны фасада. Здесь тяжело что - либо объяснять, просто облегчу работу и вам и себе, оставлю ссылочку на видео и таймкод (11:10). Сейчас перед вами то, что должно получиться в итоге, думаю концепция примерно понятна.

-26

Самое время опробовать теоретический замысел на практике, а также освятить ещё парочку нюансов. К примеру, если у вас нет погружной платформы для кромочника, вам придётся страдать так же, как и мне. Погружение фрезы производится вручную в прямом смысле этого слова: приходится по факту сверлить входное отверстие, а после фиксировать положение фрезера, и так с каждым пазом. Погружную платформу я кстати уже нашёл, в скором времени ее приобрету и конкретно для этих целей вам советую сделать также, ну либо делать кондуктор под большой фрезер. Вы спросите, почему этого не сделал я? Причина проста: копировальная втулка у моей модели 15 мм и банально в моём арсенале нет подходящей фрезы. Так что этот вариант отпал сразу.

Последующие пазы должны быть немного внахлест ну или хотя бы вровень. Это лично моё желание. Некоторые, например, делают с щелями, так что здесь чистой воды вкусовщина. Так вот, чтобы достичь такого эффекта, кондуктор при последующей фрезеровке размещаю таким образом, чтобы предыдущие пазы были еле видны. Ну и все, вперед и вверх!

Самое трудное позади, и сейчас можно насладится сборкой фасадов. Для начала в одну из деталей забиваю рейки. Да, большинство реек входит плотно и это несомненно хорошо. Но чуть позже это будет работать против нас. Далее вклеиваю шканты по обеим сторонам коротких деталей, промазываю все стыки и пока без какой – либо фиксации насаживаю их.

Снова немного клея, и вот уже в кадре последняя заготовка.

Ну что, вот мы и дошли до того момента, где плотность соединения ламелей не будет играть нам на руку. Сейчас как раз нужно запрессовать все ламельки, а это не так уж и просто. Все это дело сопровождается на первый взгляд пугающим треском, однако бояться этого не надо, главное – не переусердствовать, чего у меня к сожалению, не получилось. Но об этом немного позже.

После запрессовки центральные струбцины убираю. Чтобы исключить даже малейшие перепады и получить идеальную плоскость, прожимаю все стыки струбцинами по меньше, используя при этом жертвенные дощечки.

-32

Прошло 8 часов с момента склейки и фасады готовы к дальнейшей обработке. Сейчас вы видите проявление юношеского максимализма. Как уже говорил, при стягивании струбцин я немного перестарался, поэтому в центре фасад имеет наименьшую ширину.

-33

Конечно, это поправимо. Несколько проходов на фуганке решают эту проблему, но данный косяк, как снежный ком, тянет за собой еще несколько. Каждая дверца стала минимум на 4 мм уже, а значит между фасадами образуется неприятная как минимум для глаза щель. Но, спойлер: это тоже поправимо.

-34

А пока мне предстоит довести мои дверцы-жалюзи до ума:

И может показаться, что пыльные работы на этом закончены, но нет. Еще предстоит сделать ручки из дуба. Их создание я не как не планировал, изначально вообще думал использовать покупные. Поэтому перед вами плод моей фантазии вперемешку с импровизацией. Ручки будут представлять из себя два вытянутых параллелепипеда с углублениями под пальцы по бокам. Именно с фрезерования углублений я и начинаю работу.

Далее избавляюсь от ненужной древесины. Комментарии здесь излишне, скажу лишь, что по итогу ручки приобретают те самые очертания, которые ранее рисовались у меня в голове.

При фрезеровке углублений не обошлось без прижогов. Конечно, их нужно удалить, и, не поверите, этого момента я ждал очень долго. Для этих целей буду использовать шлифовальные приспособления от DE-TERO и в моей мастерской это их первое практическое применение за целый год, то есть с момента приобретения.

Ну и дальше стандартный цикл обработки: шлифовка, снятие фасок, и финишная шлифовка мелким абразивом, которая выполняется вручную.

Помните, говорил о щели, которая образуется из-за изменения ширины фасадов? Так вот, устранять эту проблему буду смещением дверок к центру. Но из-за смещения становится видна часть боковых стенок, что выглядит мягко говоря не очень. Поэтому сейчас кромки, которые будут видны, скругляю.

А сейчас небольшой экскурс по установке мебельных фасадов, он же – финальный этап нашей с вами работы. Начнём с петель. Они у меня с доводчиками, как я и планировал с самого начала. Кстати, кому интересно, стоила каждая петля всего по 105 рублей, что меня очень обрадовало, так как подобная фурнитура всегда стоит дорого, и ожидания в этом плане у меня были высокими.

-41

Для установки петель нужно просверлить два отверстия диаметром 35 мм. Центр отверстий обычно располагают на расстоянии в 22,5 мм от края. Для быстрой разметки продаются даже специальные шаблоны. Я решил немного уменьшить это расстояние до 21 мм, что совсем не критично.

И вот вам мебельный лайфхак: для выравнивания петель можно приложить какой-нибудь длинный ровный предмет, например шину, прави́ло, или, как в моём случае, делать это уровнем.

-43

Отверстия под саморезы сверлить не стал, достаточно просто разместить его по центру и закрутить.

Теперь что касается установки самих дверей. Плотно прижимаю фасады к шкафчику и также без предварительной засверловки фиксирую. Здесь есть один очень важный момент: корпус я предварительно перевернул, чтобы сразу установить дверцы ровно, так как они будут опираться на верстак. Фасады соответственно тоже устанавливал в перевёрнутом виде.

За кадром меня ждала регулировка петель. В этом нет ничего сложного: петля регулируется аж в трёх плоскостях, так что возможно устранить практически любые несостыковки. Остаётся установка ручек. Для нанесения разметки на дверцы клею пару кусочков малярной ленты. По мимо центров отверстий размечаю также и области, в которых должны находится ручки. Дальше всё по классике: прижимаю, сверлю и закручиваю.

Несмотря на некоторые косяки изделием я доволен. Это своего рода новая ступень в развитии, так как шкафчик на данный момент считаю лучшим своим изделием. Уже есть мысли по дальнейшей судьбе этого шкафчика, с ним будет связано как минимум одно из следующих видео. А на последок хочу сказать, что цель этой статьи – показать возможные подводные камни и сделать так, чтобы ваша работа однозначно была лучше моей. Думаю, у меня это получилось, и за это можно влепить лайк. Ну и напомню про подписку, услышимся!