3,8K подписчиков

“Великий Гэтсби” (2013, The Great Gatsby): Он так привык жить ею одной...

Драма “Великий Гэтсби” База Лурмана из тех, которые становятся только лучше со временем, как вино. Первый раз смотрела её в кинотеатре, меня поразила визуальная составляющая – как красиво оформлены планы (хотя по большей части это VFX), какие богатые костюмы и украшения художник по костюмам Катрин Мартин подобрала для всего актёрского состава (а это Prada и Tiffany).

На днях очень захотелось пересмотреть эту историю, можно сказать, новыми глазами, чтобы освежить впечатления. Восторг никуда не делся. Драма мне по-прежнему нравится, но я разглядела больше. Больше драмы. Джей Гэтсби – это впечатляющий трагический герой. Мир, созданный Фрэнсисом Скоттом Фитцджеральдом и визуализированный Лурманом, похож на красивую упаковку, внутри которой не просто безделушка, а просто-таки ничего нет.

Узнала интересный факт, что в образах Ника Каррауэя и Джея Гэтсби Фитцджеральд запечатлел себя. Популярную часть своей личности и скромную, которая плывёт по течению.

Баннер к драме "Великий Гэтсби" (2013), режиссёр Баз Лурман
Баннер к драме "Великий Гэтсби" (2013), режиссёр Баз Лурман

Сюжет

Лето 1922 года. Ник Каррауэй (Тоби Магуайр), молодой клерк с Уолл-Стрит, проживающий в Уэст-Эгге на Лонг-Айленде и занимающийся облигациями, знакомится с загадочным мистером Гэтсби (Леонардо ДиКаприо).

Гэтсби живёт в роскошном особняке по соседству со скромным домиком Ника, каждые выходные он устраивает вечеринки, куда собираются все сливки нью-йоркского общества (от светских львиц до политиков).

Однажды и Ник получает приглашение на такую вечеринку. И вскоре узнаёт, какая тайна скрывается за поведением Гэтсби, хозяина особняка.

Общее настроение истории

Общая тональность этой истории – это обречённость, она чувствуется в каждом взгляде и движении, будь то Гэтсби, или Ник, или хозяин автомастерской Джордж Уилсон и его жена Миртл, которая его с трудом терпит.

А на фоне пышных праздников и громкой музыки в доме Джея Гэтсби, которые можно назвать пиром во время чумы, она проявляется ещё сильнее. Ведь время, когда разворачивается действие, это начало эры “сухого закона” в США, когда юридически запретили продавать алкоголь, что привело к бутлегерству и гангстерским разборкам.

В конце очередной вечеринки в особняке Гэтсби
В конце очередной вечеринки в особняке Гэтсби

В этом особенность драмы “Великий Гэтсби”. Когда показывают чумазого автомеханика, испытывающего финансовые проблемы и проживающего в непосредственной близости от свалки угольных отходов, уныние и безнадёга ощущаются сами собой. Другое дело, когда делается попытка показать страдания и отчаяние того, кто разбрасывает деньги, не считая их. Казалось бы, имея деньги, можно купить всё – от иголки до верховного судьи. Оказывается, нет.

Как помпезно выглядит торжество в особняке Гэтсби, так же сильно отчаяние внутри этого человека. Особенно сильно оно проявляется в моменте, когда он стоит на причале, пытаясь дотянуться до проблескового маячка на противоположном берегу залива, где стоит особняк семьи Бьюкенен. Ох уж этот зелёный огонёк надежды. Для Гэтсби это символ надежды, но в более широком смысле это символ несбыточной мечты, которую нельзя воплотить так же, как нельзя дотянуться до этого огонька на противоположном берегу.

Некая искусственность прослеживается во всей постановке, а в движениях всех действующих лиц есть угловатость, словно они марионетки, у которых только что отрезали леску, и теперь они пытаются ходить сами. Это вписывается в общую картину мира этого произведения, а больше всего в картину мира Джея Гэтсби – полностью придуманную и внушённую каждому, с кем он сталкивался в своей жизни. Он придумал и себя, и свой мир вокруг. Праздником заглушил внутренние пустоты, яркими штрихами к биографии – свою простоту происхождения: “Присочинил кое-что о себе”.

Простота его происхождения прослеживалась при первом появлении в кадре, в сцене, когда познакомились Ник и Джей. Рядом с простым клерком, занимающимся облигациями на Уолл-Стрит, в лице Ника Каррауэя, Гэтсби чуть потуплял взгляд, демонстрируя ложную скромность, и добавлял: “Когда вам будет удобно, я не хочу досаждать”. Будь он от рождения богатым, как он сам о себе заявлял, распуская этот слух, ему бы не пришло в голову заботиться об удобстве собеседника. Собственно, так и делал миллионер Том Бьюкенен, кому уязвимость и страх неведомы, как Джею Гэтсби.

Образ фильма за рамками художественной истории

Драма “Великий Гэтсби” База Лурмана из тех, которые становятся только лучше со временем, как вино.-3

Ещё меня посетила мысль, что в драме “Великий Гэтсби”, как и в чёрной комедии “Смерть ей к лицу”, метафорически воспроизведён мир Голливуда, его индустрия развлечений с ‘искусственными’ жителями, тяготеющими к безупречному внешнему виду, избегая внутреннего содержимого.

Скромный Ник Карауэй – это зритель, а Джей Гэтсби – отдельный актёр-легенда, вокруг которого курсируют впечатляющие слухи. Его особняк – это парк-развлечений, мир чудес. Ник, как Чарли Бакет получил “золотой билет” и пришёл на эту фабрику чудес, став невольным свидетелем.

Ник подходил всё ближе к мифу, а, приблизившись вплотную, когда уже можно ощутить дыхание на щеке, он узнаёт, что личность Гэтсби сильно выдумана, всё, что вокруг него витает, лишь слухи и сплетни (вплоть до имени).

Он казался недосягаемым и великолепным. Хотя, на самом деле, это ширма, за которой скрывается обычный человек, кто испытывает больше разочарования и потерь, чем тот, кто о нём сплетничает и одновременно завидует красивой жизни.

Более того, история любви тут надрывная, нарочитая. Лирический герой, который отодвигает себя на второй план ради любимой, чтобы создать для неё комфортные условия, куда бы можно было её привести, ведь на скромную зарплату она не согласится. Или даже эта история высмеивает голливудские сюжеты о любви, когда пара воссоединяется после разлуки, не думая, как они будут жить дальше. А в этой истории герой очень хорошо об этом подумал – и этот элемент показан гротескно.

То, что это метафора Голливуда, прослеживается в мотиве наблюдения, который идёт через весь сюжет. Ник отмечает о себе, что он как наблюдатель. Он говорит о себе, что находится внутри и снаружи. Также в начале фильма Ник ощущает, что хозяин особняка, соседствующего с его скромной лачугой, наблюдает за ним самим.

Повторюсь, Ник – зритель, смотрящий на что-то впечатляющее и недостижимое, а Гэтсби смотрит назад, в прошлое, в простую жизнь, которую для него сейчас воплощает Ник. И Ник для него становится связующим звеном с простой жизнью. Только рядом с ним Гэтсби мог быть уверенным, что его не обманут, только Ник относился к Гэтсби по-доброму и с заботой. Этакий самоотверженный ассистент рок-звезды, которого капризы богатых выматывают до психического истощения.

Грустные люди в красивых костюмах

Вообще в этой истории нет счастливых людей. Это просто мишура, люди, производящие только шум, открывающие бутылки с виски и танцующие под джаз.

Ник Каррауэй хотел быть писателем, но бросил эту затею, занявшись облигациями. Предпочитает слушать, но для себя он не готов что-то делать, показывая через это обидную пассивность. Но он старается не осуждать людей без веской причины, потому что так его научил отец: “Не спеши судить людей, попытайся разглядеть в них хорошее”. И он нашёл в Джее Гэтсби то, что отличало его ото всех – у того был дар надежды, искренний. За это Ник научился его уважать, в то время как остальные начали вызывать в нём отвращение.

Дэйзи Фей-Бьюкенен существует лишь на своей миловидности, она хочет научить свою дочь быть красивой дурочкой, понимая, что в этом мире лучше жить как бабочка. У неё грустный удел, потому что она как фарфоровая статуэтка для мужчин, но переходящая к ним, если они располагают состоянием.

Дэйзи Бьюкенен в исполнении Кэри Маллиган
Дэйзи Бьюкенен в исполнении Кэри Маллиган

Высокомерный муж-изменщик Том Бьюкенен, презирающий всех, кто ниже его рангом. Он получает удовольствие от своей властности, а его слабой стороной является страх потерять социальный статус. Этим можно объяснить его поступок, когда произошла трагедия с Миртл Уилсон, и Том воспользовался случаем, подставив Гэтсби.

Том Бьюкенен в исполнении Джоэла Эдгертона
Том Бьюкенен в исполнении Джоэла Эдгертона

Джей Гэтсби, конечно же. Главная личность истории. Хотя и богатый, но, по сути, ничего не производящий, находящийся в постоянном ожидании отклика от девушки, которая уделила ему знак внимания пять лет назад.

Его трагизм заключается в том, что он принял за любовь мимолётную интрижку, пронёс её через Первую мировую войну и пока сколачивал капитал, продавшись своему бизнес-партнёру Мейеру Вулфшему.

Также он заключается и в том, что Гэтсби потерялся на своём собственном пути. По его словам, он с детства считал себя избранным, чуть ли не сыном Бога. Потому в 16 лет ушёл искать вершину, на которой засияет в полную силу. От миллионера-алкоголика Дэна Коуди он научился манерам, на войне научился выживать, с Вулфшемом заработал денег.

У Джея Гэтсби много картин, одна из них, которая попадает в объектив, – это “Воскрешение” (The Resurrection – Cecco del Caravaggio). Иисус Христос парит над всеми, стоя на облаке, держа в левой руке знамя, а ангел, поднявший надгробную плиту, смотрит на зрителя. Это как Гэтсби, кто смотрел на всех “сверху”, считая себя практически сыном Божьим, а ангел – это Ник, кто открыл тайну Гэтсби.
У Джея Гэтсби много картин, одна из них, которая попадает в объектив, – это “Воскрешение” (The Resurrection – Cecco del Caravaggio). Иисус Христос парит над всеми, стоя на облаке, держа в левой руке знамя, а ангел, поднявший надгробную плиту, смотрит на зрителя. Это как Гэтсби, кто смотрел на всех “сверху”, считая себя практически сыном Божьим, а ангел – это Ник, кто открыл тайну Гэтсби.

Но при встрече с Дэйзи его ориентиры сбились. Он отодвинул себя на второй план, решив посвятить всю жизнь и все свои достижения именно ей. Когда Джей открылся Нику, почему он устраивает вечеринки в своём особняке, это прозвучало устрашающе (и как раз повеяло обречённостью) – вдруг на одну из них придёт Дэйзи. Образ Джея Гэтсби – это какой-то неочевидный Форрест Гамп в своей искренней вере в человечество, в том, как он прошёл впечатляющий путь и пребывающий в вере в любовь одной лишь женщины.

На воротах, за которыми находится его дом, выкована фраза на латыни Ad Finem Fidelis (Верный до конца). Верный своей идее, что Дэйзи всегда любила только его, что ей есть дело до него, что она уйдёт от мужа, что прошлое можно вернуть, что они всегда будут вместе. Он из кожи вон лезет, чтобы привлечь её внимание, а она даже не попыталась посетить его пышные вечеринки, хотя знала, что на противоположном берегу они проводятся на регулярной основе.

Словом, впечатляющая история о редком человеке, который любит в ущерб себе.