Никто бы не смог предположить в 90-е годы то, что БАМ не просто будет функционировать, а станет одной из важнейших артерий нашей страны. Тогда шли активные разговоры относительно убыточности этого проекта, и продвигал эти тезисы перспективный реформатор Гайдар. Думаю, об уровне его аналитических способностей подобные высказывания хорошо говорят. Естественно в тот период времени интерес к одной из главных строек страны был не просто утрачен, а вообще шли разговоры о том, что БАМ надо разобрать. Уж не знаю, из-за недальновидности такое говорили или в целях вредительства, но сейчас мы наблюдаем иную ситуацию. БАМ снова вернулся в новости и вернулся не как что-то о чём надо помнить в связи с историей. Нет, он теперь важен для страны, потому что загружен так, что не справляется с потоками грузов.
Просто отмечу для понимания общей картины. В 2005 году объём грузопотока в портах Дальнего Востока составлял 65 миллионов тон в год. Сейчас суммарно порты в Ванино, Находке и Владивостоке дают 235 миллионов тон грузов в год. Это официальные цифры, которые есть в свободном доступе. Так вот раз оборот вырос в три с половиной раза, то логично, что и перевозки усложнились. Никто ничего подобного не мог представить, но тут грех не вспомнить советских инженеров и плановиков.
Нет, я не думаю, что кто-то ожидал такого роста портового хозяйства в Советском Союзе. БАМ строился как вспомогательная ветка для Транссиба и в первую очередь должен был помогать в добыче полезных ископаемых в своём регионе. Но дублёр бы не стали строить, если бы в нём не было экономической целесообразности. А деньги в СССР считать умели вопреки рассказам наших либералов. И такой проект никто не стал бы согласовывать просто так. Пожалуй, один из самых больших мифов о стране моего детства заключается в том, что часто Советский Союз выдают за страну, где что-то расходовалось бездумно. Нет, не бездумно. За это можно было бы, и сесть и сажали, между прочим.
Впрочем, речь не о давних временах, а о современности. Что даёт БАМ нашей стране сейчас? Естественно рабочие места и упрощает логистику. Разворот на Восток это не фигура речи. Повернуться-то можно, но для этого нужны определенные мощности. Вот БАМ и взвалил на себя эту функцию. Что интересно ещё в 2010 году там началась большая реконструкция. Опять же интересно обратиться к цифрам. Так вот в 2010 году его пропускная способность была всего-то 12 миллионов тон в год. Транссибирская магистраль переваривала тогда примерно 130 миллионов тон. Разница в одиннадцать раз. Вряд ли тогда кто-то ожидал, что стране может понадобиться вторая ветка идентичная Транссибу. Но она понадобилась и сейчас её экономическое значение сложно переоценить.
Почему-то некоторые мои соотечественники думают, что железная дорога в первую очередь предназначена для перевозки пассажиров. И о том же БАМе велись когда-то разговоры, что ветка не нужна, потому что там почти никто не живет, и ездить там будет некому. Естественно дело не в населении. Дело в перевозке грузов и железная дорога это кровеносная артерия нашей страны. Если бы наши предки не построили БАМ, то у России были бы сейчас колоссальные проблемы. Ведь с нуля начинать такой проект было бы сейчас попросту невозможно.
Я не считаю, что Россия живёт за счёт советского наследия. За эти годы тоже сделано многое, но отрицать дальновидность советских руководителей нельзя. Они мыслили стратегически и сейчас мы пользуемся плодами их деятельности. Так же как пользуемся тем, что делалось при царях. Другой вопрос, что цари думали исключительно об элите, тогда как советская система была заточена на простого человека. Впрочем, это тема вообще для отдельного разговора. БАМ же начинавшийся ещё при Сталине сейчас служит на благо России. К слову почему-то многие думают, что до Брежнева идей сделать там железную дорогу не было. Это тоже не так.
Уже в 30-е годы прошлого века была идея о том, что дополнительная ветка свяжет надежнее центр с Дальним Востоком. Идея была подкреплена изысканиями и началом работ. Просто история так сложилась, что тогда у страны не было возможностей и ресурсов для такого строительства. Вы просто вдумайтесь в то, то на сегодняшний день протяженность БАМа вместе со всеми ответвлениями составляет пять с половиной тысяч километров. Это колоссальная цифра, которую построили наши люди. В каком-то смысле это настоящий трудовой подвиг и нам есть чем гордиться. Люди же принимавшие участие в той стройке строили, в том числе и наше будущее.
Напоследок могу сказать, что БАМ сам по себе огромная тема для культуры. И вот об этой стройке можно было бы снять отличный художественный сериал. Однако наши кинорежиссеры смотрят в какую-то другую сторону.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.