Архитектурный шедевр
Крематорий Хофхейде, расположенный на озере Хольсбеек в Бельгии, представляет собой уникальное архитектурное сооружение. Продолговатый корпус из камня цвета земли окружен оболочкой из проржавевшей стали, создавая иллюзию плавания по воде. В солнечные дни, когда небо отражается в озере, здание кажется парящим в воздухе. На самом деле, крематорий стоит на платформе, частично погруженной в дно озера, соединяя мир земной с миром подземным. В 2016 году это здание было удостоено награды Architizer A+ в категории «Культовые сооружения и памятники». В этом году каталонское трио RCR Arquitectes, работавшее над проектом совместно с бельгийской фирмой Coussée & Goris, получило Притцкеровскую премию — самую престижную награду в архитектуре.
Новый подход к ритуалам прощания
Крематорий на озере Хольсбеек является частью нового направления в дизайне, переосмысливающего концепцию смерти. В условиях снижения уровня религиозности в богатых странах все больше людей ищут альтернативные церемонии и эстетику похорон. Дизайнеры стремятся предложить более разнообразные варианты для тех, кто хочет уйти от традиционных религиозных ритуалов.
Дизайн как отражение природы
Значительная часть этих инноваций связана с восприятием смерти как природного явления. В 2013 году журнал Designboom провел конкурс «Дизайн смерти», где первый приз был присужден Энцо Паскуалю и Пьеру Ривьеру за биоразлагаемую капсулу для праха. Эта капсула, разлагаясь, удобряет землю и способствует росту растений. Эми Каннингем, глава нью-йоркского агентства ритуальных услуг Fitting Tribute, отмечает, что многие её клиенты предпочитают «полностью отдаться матери-природе», выбирая гробы из шерсти, листьев банана или прутьев ивы.
Популяризация кремации
В 1960 году в Америке кремировали всего 3% усопших; сегодня же кремаций в США больше, чем традиционных похорон. Схожая тенденция наблюдается в Великобритании, Швеции и Дании, где трое из четверых предпочитают кремацию. Однако растущая популярность кремации не всегда отражается на состоянии крематориев, где мрачная атмосфера часто берет верх над церемониальностью. Мрачные коридоры, ряды неудобных стульев и плохое освещение дополняются теснотой, делая прощание с близкими удручающим, а не внушающим надежду.
Индивидуальные пожелания и новые пространства
Луиза Уинтер, основательница лондонской компании Poetic Endings, отмечает, что все больше людей просят о «простой кремации», чтобы избежать мрачных и безликих зданий на окраинах города. Она подчеркивает важность создания пространств, которые отвечают индивидуальным пожеланиям клиентов, избегая атмосферы конвейера.
Европейские инновации в дизайне крематориев
Движение по улучшению крематориев особенно заметно в Европе, одной из наименее религиозных частей света. Карме Пихем из бюро RCR утверждает, что крематории часто слишком индустриальны, в то время как смерть — это часть жизни. В Хольсбеке дизайнеры создали символичную игру света и тени, позволяя свету проникать через тонкие полосы стали и колодцы в потолке, создавая камерную атмосферу. Крематорий расположен в парке с плодовыми деревьями и цветущими полями, усиливая ощущение гармонии с природой.
Примеры современных крематориев
Крематорий в Ренне, созданный французской фирмой Plan 01, выстроен кругами, что отсылает к древним комплексам и создает ощущение открытости и простора. Внутри нет коридоров, а помещения плавно перетекают друг в друга, обеспечивая естественное освещение через окна от пола до потолка. В Лесном кладбище в Стокгольме, по проекту Йохана Цельсинга, стены с отверстиями смягчают акустику, создавая милосердную атмосферу.
Переосмысление процессов захоронения
Не только кремация, но и сами процессы захоронения подвергаются переосмыслению. Диана МакГлю, хранившая прах мужа дома, нашла утешение в компании Sacred Stones, основавшей Willow Row — первый круглый курган, построенный в Великобритании за последние пять тысяч лет. Это место, свободное от религиозных символов, предлагает атмосферы сакральности и уединения, где семьи могут проводить столько времени, сколько им нужно.
Такие современные проекты, как Willow Row и крематории в Хольсбеке и Ренне, демонстрируют, как можно сочетать архитектуру и природу для создания утешающих и вдохновляющих пространств. Как считает Карме Пихем, архитектура может выражать взаимоотношения духа, чувственности и эмоций, помогая восславить жизнь даже после её окончания.