Проект смерти - Крематорий Хофхейде

Архитектурный шедевр

Крематорий Хофхейде, расположенный на озере Хольсбеек в Бельгии, представляет собой уникальное архитектурное сооружение. Продолговатый корпус из камня цвета земли окружен оболочкой из проржавевшей стали, создавая иллюзию плавания по воде. В солнечные дни, когда небо отражается в озере, здание кажется парящим в воздухе. На самом деле, крематорий стоит на платформе, частично погруженной в дно озера, соединяя мир земной с миром подземным. В 2016 году это здание было удостоено награды Architizer A+ в категории «Культовые сооружения и памятники». В этом году каталонское трио RCR Arquitectes, работавшее над проектом совместно с бельгийской фирмой Coussée & Goris, получило Притцкеровскую премию — самую престижную награду в архитектуре.

Новый подход к ритуалам прощания

Крематорий на озере Хольсбеек является частью нового направления в дизайне, переосмысливающего концепцию смерти. В условиях снижения уровня религиозности в богатых странах все больше людей ищут альтернативные церемонии и эстетику похорон. Дизайнеры стремятся предложить более разнообразные варианты для тех, кто хочет уйти от традиционных религиозных ритуалов.

Дизайн как отражение природы

Проект Крематория Хофхейде
Проект Крематория Хофхейде

Значительная часть этих инноваций связана с восприятием смерти как природного явления. В 2013 году журнал Designboom провел конкурс «Дизайн смерти», где первый приз был присужден Энцо Паскуалю и Пьеру Ривьеру за биоразлагаемую капсулу для праха. Эта капсула, разлагаясь, удобряет землю и способствует росту растений. Эми Каннингем, глава нью-йоркского агентства ритуальных услуг Fitting Tribute, отмечает, что многие её клиенты предпочитают «полностью отдаться матери-природе», выбирая гробы из шерсти, листьев банана или прутьев ивы.

Популяризация кремации

В 1960 году в Америке кремировали всего 3% усопших; сегодня же кремаций в США больше, чем традиционных похорон. Схожая тенденция наблюдается в Великобритании, Швеции и Дании, где трое из четверых предпочитают кремацию. Однако растущая популярность кремации не всегда отражается на состоянии крематориев, где мрачная атмосфера часто берет верх над церемониальностью. Мрачные коридоры, ряды неудобных стульев и плохое освещение дополняются теснотой, делая прощание с близкими удручающим, а не внушающим надежду.

Индивидуальные пожелания и новые пространства

Луиза Уинтер, основательница лондонской компании Poetic Endings, отмечает, что все больше людей просят о «простой кремации», чтобы избежать мрачных и безликих зданий на окраинах города. Она подчеркивает важность создания пространств, которые отвечают индивидуальным пожеланиям клиентов, избегая атмосферы конвейера.

Европейские инновации в дизайне крематориев

Движение по улучшению крематориев особенно заметно в Европе, одной из наименее религиозных частей света. Карме Пихем из бюро RCR утверждает, что крематории часто слишком индустриальны, в то время как смерть — это часть жизни. В Хольсбеке дизайнеры создали символичную игру света и тени, позволяя свету проникать через тонкие полосы стали и колодцы в потолке, создавая камерную атмосферу. Крематорий расположен в парке с плодовыми деревьями и цветущими полями, усиливая ощущение гармонии с природой.

Примеры современных крематориев

Крематорий в Ренне, созданный французской фирмой Plan 01, выстроен кругами, что отсылает к древним комплексам и создает ощущение открытости и простора. Внутри нет коридоров, а помещения плавно перетекают друг в друга, обеспечивая естественное освещение через окна от пола до потолка. В Лесном кладбище в Стокгольме, по проекту Йохана Цельсинга, стены с отверстиями смягчают акустику, создавая милосердную атмосферу.

Переосмысление процессов захоронения

Не только кремация, но и сами процессы захоронения подвергаются переосмыслению. Диана МакГлю, хранившая прах мужа дома, нашла утешение в компании Sacred Stones, основавшей Willow Row — первый круглый курган, построенный в Великобритании за последние пять тысяч лет. Это место, свободное от религиозных символов, предлагает атмосферы сакральности и уединения, где семьи могут проводить столько времени, сколько им нужно.

Такие современные проекты, как Willow Row и крематории в Хольсбеке и Ренне, демонстрируют, как можно сочетать архитектуру и природу для создания утешающих и вдохновляющих пространств. Как считает Карме Пихем, архитектура может выражать взаимоотношения духа, чувственности и эмоций, помогая восславить жизнь даже после её окончания.