Принято считать, что после смерти Петра Великого и вплоть до воцарения его дочери Елизаветы Петровны почти два десятилетия Россия пребывала чуть ли не в состоянии культурной деградации оставляя в забвении все, созданное трудами первого Императора. Басня эта была придумана как раз при Елизавете Петровне по вполне понятным политическим причинам, но оказалась удивительно живучей и удобной для «конструирования» отечественной имперской истории и идеологии. Опровергалась сия выдумка конечно неоднократно. Как документами, так и вполне себе материальными свидетельствами…
Допустим в «темное» царствование Анны Иоанновны созданная Петром Петербургская шпалерная мануфактура отнюдь не свернула свое производство, а наоборот расширилась и перебралась на новое место рядом с Литейным двором на улицу, которую ныне все знают под названием Шпалерной. Работа уже велась на десяти станах, а в производстве было занято более сотни человек. К этому времени русские подмастерья некогда «завезенных» Петром французов сами стали мастерами. И надо сказать мастерами вполне достойными даже по европейским меркам. Шпалера именуемая «Орел» - яркое тому подтверждение…
На самом деле изначально именовалась она «Шпалера всяких птиц». Тогда в качестве основы для подобных произведений частенько использовали картоны с оригиналов разнообразных и весьма популярных фламандских натюрмортов. Так было и в данном случае, хотя в общем и целом выбранный сюжет «натюрмортом» назвать конечно сложновато. Создание подобного произведения было делом кропотливым и занимало довольно много времени. «Орла» делали пять месяцев и работу закончили в 1733-м. Но справедливости ради. Рассматривая сегодня детали количество потраченного времени уже не кажется столь удивительным…
Автором в данном случае «тканая подпись» называет «ученика» Антона Афанасьева. Имя конечно давно, основательно и совершенно незаслуженно забытое.
Впрочем как и имена большинства действительно виртуозных мастеров отечественного «шпалерного искусства»…