8,2K подписчиков

Пять минут - это много или мало с точки зрения лингвистики

147 прочитали

Я прям в начале вопреки всем правилам подстройки под алогритмы и попадания в научные подборки, признаюсь, что я не лингвист. Но к лингвистике я отношусь как к серьёзной и невероятно интересной науке, а потому прежде, чем писать какие-то не версии и предположения, а утверждения, стараюсь сверяться с мнением нормальных лингвистов - мало ли, где-то я ошибся или выдал желаемое за действительное. И после таких поисков мне поисковики начинают выдавать просто огромное количество всякого популярного на эту тему.

И в этот раз мне волнами случая принесло прямо жемчужину, очередную утраченную мудрость предков - х'арийскую арифметику (голосом Володарского: "радиоактивная арифметика").

Я прям в начале вопреки всем правилам подстройки под алогритмы и попадания в научные подборки, признаюсь, что я не лингвист.

Суть в том, что автор сего опуса заметил, что у нас в языке есть разное обозначение для умножения - типа, вот, можно сказать "дважды пять", "пятью пять", а можно "пять на пять", а это, конечно, означает, что были у древних славян разные виды умножения, которые по-разному обозначались.

Как-то залезать в дебри этой арифметики я не буду, потому что опровергается она настолько банальными вещами, что это реально не стоит упоминания. Достаточно просто отступить на шаг и посмотреть на русский язык не ограничиваясь примерами "дважды пять" и "пятью два", а вот буквально немножко шире. И мы внезапно обнаружим один большой узор, который повторяется по всему языку - а именно, что числа 1, 2, 3 и 4 имеют свои особенные правила. Существительные с ними употребляются в единственном числе: два камня, три буквы, четыре кота, но шесть камней, семь букв, восемь котов (нет - кого? - кота/котов - единственное и множественное число). Они отличаются в названиях более сложных числительных: двадцать, тридцать, но пятьдесят, шестьдесят (сорок и девяносто - исключения), двести, триста, четыреста, но пятьсот, шестьсот, семьсот. И да, при умножении они тоже не пользуются творительным падежом: "пятью пять" или "шестью шесть" несмотря на переезд ударения, произошли именно от творительного падежа: кем? чем? - пятью/шестью/семью, а пользуются своими собственными сокращениями типа "дважды", "трижды" и "четырежды".

А дело в том, что в древнерусском языке было такое число как двойственное - оно обозначало какие-то естественные пары. Например, глаза - их по умолчанию двое (и именно поэтому мы говорим "глаза", а не "глазы", "уши", а не "ухи", "берега", а не "береги" и ещё длинный-длинный список слов, которые обозначают вещи, которые в природе обычно встречаются парами). Двойственное число это отдельная большая тема для изучения, чего стоят хотя бы гендерные неравенства вроде того, что в языке мужчины могут быть как парой - "двое мужчин" (двойственное число), так двумя отдельными людьми - "два мужчины" (множественное число), а вот женщины парой быть не могут, только множеством - только "две женщины". Это не для разжигания гендерных войн или поиска каких-то скрытых смыслов, если что, просто забавный факт из истории русского языка. Со временем двойственное число, видимо, стало применяться не только к парам, но и парам пар (парам-парапапарам... кхм, простите) - то есть, к числам от одного до четырёх.

К средним векам двойственное число стало исчезать. Нет, от него сохранились следы в словообразовании, но смысла в них мы уже не вкладываем, и даже про трёхглазую рыбку из "Симпсонов" мы всё равно скажем, что у неё есть глаза, даже несмотря на то, что их там уже никакая и не пара.

Я прям в начале вопреки всем правилам подстройки под алогритмы и попадания в научные подборки, признаюсь, что я не лингвист.-2

То есть, если уж говорить прямо совсем мозговзрывающими терминами, то в русском языке, если судить чисто исторически, фраза "три камня" - это, как бы, про один камень, который обладает свойством тройственности (то бишь, "два", "три" и "четыре" это вообще изначально прилагательные), а вот "пять камней" - это существительное женского рода "пять" (а вы думали, у них случайно у всех на конце есть мягкий знак, да?) и управляемое им ещё одно существительное: что? - "пять", чего? - "камней".

Наш язык в этом плане, кстати, не уникален - двойственное число до сих пор сохранилось в некоторых семитских языках, а во многих других, так же, как и у нас, сохранились его следы, например, в английском можно сказать double, triple и quadruple, но вот с "fivuple" уже возникают проблемы, ровно по той же причине - наследие двойственного числа.

Так что если вас спросят: "Пять минут это много или мало?" (да, я знаю, что в оригинальной песне этой строчки не было), то смело можете отвечать, что, как минимум, по правилам русского языка пять минут - это много.

Я прям в начале вопреки всем правилам подстройки под алогритмы и попадания в научные подборки, признаюсь, что я не лингвист.-3