ТЮРКОЛОГ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК СССР, ДВОРЯНИН
Сергей Ефимович Малов родился 4 января 1880 года в Казани в семье митрофорного кафедрального протоиерея, доктора богословия, заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии, миссионера, дворянина Евфимия Александровича Малова (1835-1918 г.).
После обучения в гимназии в 1890 году поступил в Казанское духовное училище.
1891. В разрядном списке учеников Казанского духовного училища, составленный по окончании испытаний за 1890/1891 учебный год значится переведенным из первого класса во второй класс по 1-му разряду Малов Сергей.[i]
В 1892 году переведен по первому разряду в 3 класс Казанского духовного училища.[ii]
1893. По итогам годичных испытаний за 1892/93 учебный год Сергей Малов переведен из 3 класса в 4 класс Казанского духовного училища, по первому разряду.[iii]
В 1894 году окончил 4 класс Казанского духовного училища по первому разряду.[iv]
В этом же году поступил в казанскую духовную семинарию.
В 1895 году ученик 1 отделения 1 класса Казанской духовной семинарии Малов Сергей переведен по первому разряду во 2 класс.[v]
Решением Правления Казанской духовной семинарии от 7 и 27 мая 1896 года по окончании 2 класса Малов Сергей переводится по 1 разряду в 3 класс.[vi]
Летом 1896 года супруги Маловы отправляют с провожатыми пятерых младших детей: Лидию, Антонину, Сергея, Ольгу и Михаила в село Подвалье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии к брату Евфимия Александровича – Петру Александровичу Малову повидаться с родными, приобщиться к сельской жизни и сельской природе. Сыну Сергею было дано задание регулярно писать родителям об их времяпрепровождении. Наказ родителей выполнялся беспрекословно. Так, 10 июля 1896 года Сергей пишет:
«10 июля 1896 г. Среда с. Подвалье
Милые наши Папа, Мама, Ваня и Наташа!
Мы благополучно приехали в Подвалье. В Тетюшах на пристани видели Сережу Казанского[1]. Казанские на выставку[2] попадут 13 июля. На пристань Новодевиченскую приехали рано утром 7-го июля в 4½ часа.
Здесь дожидалась нас лошадь. Лошадь не дядина, а только посланная им. Так как нам одного тарантаса[3] не хватило, то мы наняли за 50 коп. еще извозчика.
Приехали в Подвалье, как и раньше, в то же время, когда дядя был в молитвенном доме у заутрени. Тетя была дома. Напившись чая, все мы пошли в молитвенный дом, где и увиделись с дядей.
После обедни опять пили чай с дядей. Дядя заставлял всех пить чашек по пятнадцати; и говорил, что он будет сердиться на того, кто будет мало пить чаю. Дядя даже завел из двух листов тетрадь с следующим названием: «Журнал о проступках гостей из г. Казани, учиняемых в доме дяди священника села Подвалья Петра Малова. 1896 г. Июля 7 дня». Журнал этот будет представлен, как говорит дядя, для рассмотрения и заключения братцу Евфимию Ал. Малову. В этот журнал дядя хочет записывать тех, кто мало будет пить чая и мало есть за обедом; но до сих пор в журнал никто не попал, хотя все мало пили и ели, потому что дядя занят приготовлениями к принятию архиерея. Тетя хотела было со всех снять мерочки, чтобы узнать на сколько кто пополнел.
После обеда в первый же день нашего приезда дядя с Олей и Мишей ездили на ярмарку в Новодевичеве. Были у Родниковых. На ярмарке дядя купил сухарей 5 ф.[4], орехов 6 ф., пряников 5 ф., конфет 1½ ф., соли один пуд[5], хомут, узду, шлею[6].
Приехал дядя с ярмарки в 7 часу и тотчас же пошел служить, сверх обыкновения, всенощную (это было 7-го июля, а 8-го Праздник Иконы Казанской Божией Матери), чтобы на другой день, отслуживши рано утром только обедню, ехать в село Мордово к архиерею Симбирскому Никандру.
8-го июля дядя рано утром отправился на паре лошадей в с. Мордово. Из села Мордова с Архиереем дядя проехал в с. Бектяшку, где и ночевал. На другой день 9-го июля архиерей должен был быть в селах: Бекетовка, Подвалье, Новодевичье.
К приезду архиерея тетя приготовила пирог со стерлядью, жареное из стерляди и холодное – стерлядь. Для архиерея так же была приготовлена закуска и вино.
Архиерей Симбирский Никандр приехал в Подвалье в двенадцатом часу и был здесь не более часу. С архиереем приехали дядя, ключарь соборный, помощник исправника, земский начальник, пристав и келейник. Архиерей был в молитвенном доме; потом прошел в строящуюся церковь.Из церкви прошел к дяде в дом. Лида сейчас же стала разливать чай, Сережа подавал его, Тоня подавала булочки, а Оля сухари. Миша брал назад поднос. Выпивши чай, архиерей, не закусивши, отправился далее в Новодевичье. С архиереем отправился и дядя. Дядя хотел к субботе приехать домой.
Оставшись одни с тетей, мы обедали и ужинали 9-го июля и сегодня приготовленное для архиерея. Первые два дня нашего пребывания в Подвалье была хорошая погода, а вчера и сегодня идет дождь. Приехала ли Маша?
Если вы, папа, поедете в Подвалье, то привезите с собой листов для уничтожения мух.
Мы все здоровы. Вам все кланяются. Маловы».*
Полный документ см. в конце текста в разделе «Дополнительные материалы». № 1.
По окончании годичных испытаний за 1896/7 учебный год ученику 3 класса Казанской духовной семинарии Малову Сергею после ваката (каникул) было предписано пройти переэкзаменовку по греческому языку.[vii]
По окончании переводных экзаменов ученик 4 класса Казанской духовной семинарии Малов Сергей 15 июня 1898 г. переведен по 1 разряду в 5 класс.[viii]
С 5-го класса духовной семинарии Сергей Ефимович начинает изучать татарский язык, продолжая заниматься им и в высшем духовном учебном заведении – духовной академии.[ix]
Решением педагогического собрания Казанской духовной семинарии от 13 июня 1990 г. по окончании выпускных и переводных экзаменов ученик 6 класса по 1 разряду Малов Сергей удостаивается звания студента семинарии, на основании §176 Устава духовных семинарий.[x]
По воспоминаниям супруги Сергея Ефимовича – Александры Михайловны Маловой в детстве в доме Маловых устраивались домашние спектакли, живые картины, в которых Сергей Ефимович исполнял небольшие второстепенные роли. В юношеском возрасте он любил музыкальные вечера, которые у них проходили. На пианино хорошо играла его старшая сестра Мария, приходили знакомый диакон виолончелист и его сын, студент ветеринарного института – скрипач. Исполнялись серьезные вещи: Гайдна, Бетховена и других композиторов. Сергей Ефимович и сам играл на пианино. Зимой с удовольствием катался на коньках.
Его отец в то время много печатался в периодических изданиях религиозной направленности, его труды издавались отдельными книгами и брошюрами. Пробуждая ответственность, внимательность и усидчивость он часто давал сыну после себя читать корректуру, проверять и находить ошибки. За каждую найденную получал копейку. Это с детства приучило его к внимательному чтению корректуры.
С пятого класса семинарии начал изучать татарский язык на уроках у своего отца. Вместе с ним участвовал практически во всех заседаниях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сюда же собрался и поступать по выпуску из семинарии. Но Евфимий Александрович хотел видеть другое будущее у своего сына, а потому настоятельно посоветовал ему сначала пройти всю духовную школу, а потом уже решать о поступлении в университет. В случае выполнения этого условия отец гарантировал финансовое родительское обеспечение на весь период обучения сына в университете.[xi]
В 1900 году, окончив Казанскую духовную семинарию с золотой медалью, Сергей Ефимо-вич поступил на XLV Курс Казанской духовной академии, которую окончил в 1904 году с присво-ением степени кандидата богословия и предоставлением права преподавания в семинарии. В академии он изучал татарский и арабский языки, этнографию татар и исламоведение.
Будучи еще студентом духовной академии 9 августа 1903 года обращается с ходатайством в Департамент Министерства народного просвещения о разрешении поступить в число вольнослушателей Казанского университета[xii], а как член-соревнователь попечительства, вносил добровольные пожертвования в пользу попечительства при Иоанно-Богословской церкви Казанской духовной семинарии: в 1901 г. 1 рубль[xiii], в 1903 г. 1 рубль.[xiv]
Именно Евфимий Александрович выступил организатором и финансовым спонсором первой научной экспедиции сына-студента, в ходе которой тот совершил несколько этнографических поездок: в 1901 году к хорошему знакомому отца – мулле Ш. Рахматулину в деревню Чукры-Аланово Свияжского уезда Казанской губернии; в 1902 году в Чистопольский уезд Казанской губернии для сбора материалов по языку мишарей Казанской губернии; в 1902-1903 годах несколько раз вместе с профессором Казанского университета Николаем Федоровичем Катановым к булгарам для изучения булгарских и татарских эпиграфических памятников.
По окончании духовной академии отец сказал Сергею Ефимовичу: «Вот если не передумал, можешь поступать в университет»[xv]. И в 1904 году Сергей Ефимович поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1909 году. На арабо-персидско-турецко-татарском разряде он учился у лучших востоковедов того времени: тюркологов В.Д. Смирнова и П.М. Мелиоранского, ираниста В.А. Жуковского. С В.В. Радловым, не преподававшим в университете, Малов занимался тюркскими языками Алтая. При этом, не ограничиваясь дисциплинами учебного плана, фактически состоял членом лингвистического кружка, руководимого И.А. Бодуэном де Куртенэ[7], проходил практические занятия по экспериментальной психологии у А.П. Нечаева[8].
Через доцента А.Д. Руднева Сергей Ефимович знакомится с академиком В.В. Радловым[9]; и на дому у него изучает тюркские языки: алтайский, ойротский и другие. Акаде-мик В.В. Радлов в университете лекций не читал, так как имел только заграничный диплом.
Начало научной деятельности С.Е. Малова совпало со временем, когда в России уже полным ходом шло первоначальное собирание материалов по тюркским языкам, их публикация, изучение, опыты исторических и сравнительных исследований, классификаций, изучение древних тюркских памятников. Став учеником академика В.В. Радлова, С.Е. Малов сразу же включился в эту работу.
Еще будучи студентом, Сергей Ефимович совершает почти ежегодные поездки в те места, где имеются древние намогильные надписи. Так, в 1905 г., во время летней поездки в село Тетюши, близ Казани, он сфотографировал имевшийся там намогильный памятник, чтение и перевод которого были опубликованы им 42 года спустя в статье «Булгарские и татарские эпиграфические памятники».[xvi]В этой же статье при описании другой эпитафии сообщается, что летом 1907 г. им была совершена на личные средства поездка в с. Матвеевку Казанской губернии для изучения имеющихся там булгарских эпитафий.
С октября 1907 по 20 мая 1908 г. сестра Сергея Ефимовича – Ольга Ефимовна проходила обучение в Санкт-Петербурге на Педагогических курсах по подготовке учительниц глухонемых детей.
23 декабря 1907 года Антонина Александровна Малова из Казани пишет Сергею Ефимовичу и Ольге Ефимовне Маловым в Санкт-Петербург, где они проживали на съемной квартире по адресу: ул. Офицерская, д. 17, кв. 44:
«23 го Декабря 1907 г.
Милые и дорогие Сережа и Оля! Целую и поздравляю Вас с праздником Рождества Христова, от души желаю всего наилучшего. Любящая Вас Антон. Малова».*
Весной 1908 года Сергей Ефимович Малов из Санкт-Петербурга пишет Наталье Ефимовне Маловой в Казань:
«С.Петербург. 30 апреля 1908 г. Опять здесь хорошая погода. Ал. Фед.[10] приглашал меня первого мая садить деревья на даче, но я отказался: третьего у меня экзамен.
Оля[11] чуть не ежедневно ходит на экзамены. Ждем Гришу Соколова.[12] На днях думаю привезти павловских племянников и племянниц[13] в СПбург к себе и Соболевым[14].
Сер. Малов».*
Летом 1908 года по инициативе академика В.В. Радлова и на средства Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии[15] С.Е. Малов направляется в Томскую и Енисейскую губернии для изучения языков томских, чулымских, кузнецких татар и шорцев. Тогда же он начинает исследование древних енисейских рунических памятников.
Это «предварительное испытание», как его определял сам Сергей Ефимович, он с честью выдержал, о чем свидетельствует опубликованный отчет.[xvii]
Собранный во время экспедиции в Томскую и Енисейскую губернии громадный материал по языку, фольклору и этнографии этих народов был использован Сергеем Ефимовичем впоследствии в ряде статей. Так, в «Известиях» Комитета был опубликован отчет о поездке, а в журнале «Живая старина» напечатана его статья «Несколько слов о шаманстве у турецкого населения Кузнецкого уезда Томской губернии».[xviii] Несмотря на небольшой объем работы, ее автор был удостоен серебряной медали Императорского Русского географического общества.
Начав со студенческой поры заниматься под руководством B.В. Радлова, Сергей Ефимович и после окончания университета много работал вместе со своим учителем, постоянно имея его поддержку в своей научной работе.[xix]
В 1909 году Сергей Ефимович окончил университет с отличными оценками по всем предметам. В протокол заседания Историко-филологического отделения Академии наук от 22 апреля 1909 г. занесено: «Акад. В. Радлов, считая весьма полезным приобщить к занятиям в тюркском отделе Музея антропологии и этнографии... стипендиата Министерства народного просвещения, кандидата богословия, прослушавшего курс наук восточного факультета Санкт-Петербургского университета, С.Е. Малова, просил Отделение возбудить ходатайство о причислении г. Малова к Министерству народного просвещения, с откомандированием его для занятий в Музее антропологии и этнографии»[xx] Академии наук, директором которого был академик В.В. Радлов.
В качестве стипендиата Министерства народного образования С.Е. Малов привлекается к занятиям и, кроме того, определен помощником библиотекаря Музея антропологии и этнографии Академии наук, где и состоял до 1915 года. В этот период В.В. Радлов решает полностью привлечь его к научной работе.
Сергей Ефимович Малов. Ленинградский университет. 1950 г.*
Окончание "Профессор Сергей Ефимович Малов. Штрихи биографии" и о породнившихся с ним (по Казанской, Симбирской и Костромкой губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
и
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
[1] Двоюродный брат детей Маловых.
[2] XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде.
[3] Четырехколесная конная повозка на длинных дрогах (продольной раме) для уменьшения тряски.
[4] 1 фунт равен примерно 400 г.
[5] 16 кг.
[6] Принадлежности для седлания лошади.
[7] Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1829) – известный российский лингвист польского происхождения.
[8] Нечаев Александр Петрович (1870-1948) – российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики.
[9] Василий Васильевич Радлов (настоящее – Фридрих Вильгельм) (1837-1918) – российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения.
[10] Александр Федорович Воскресенский, священник придворной, домовой и приходской церквей в
г. Павловске, муж сестры Сергея Ефимовича – Антонины Ефимовны.
[11] Сестра Сергея Ефимовича – Ольга Ефимовна Малова, приезжала из Казани и с октября 1907 по 20 мая 1908 г. проходила в Санкт-Петербурге обучение на Педагогических курсах по подготовке учительниц глухонемых детей.
[12] Двоюродный брат по линии матери.
[13] Дети Александра Федоровича и Антонины Ефимовны Воскресенских из г. Павловска.
[14] Соболев Иоанн Антонович, дядя Александра Федоровича Воскресенского – настоятель Исаакиевского кафедрального собора в СПБ, протоиерей.
[15] Востоковедческая организация, созданная в 1902 году в Санкт-Петербурге, просуществовала до 1914 года.
[i] ИКЕ. 01.07.1891. № 13. Стр. 393.
[ii] ИКЕ. 01.07.1892. № 13. Стр. 342.
[iii] ИКЕ. 15.07.1893. № 14. Стр. 460.
[iv] ИКЕ. 01.08.1894. № 15. Стр. 448.
[v] ИКЕ. 15.07.1895. № 14. Часть неофициальная. Стр. 267.
[vi] ИКЕ. 15.06.1896. № 12. Стр. 323.
[vii] ИКЕ. 1897. № 14. Стр. 390.
[viii] ИКЕ. 1-15.07.1898. № 13-14. Стр. 539.
[ix] Кормушин И.В., Насилов Д.М. О жизни и творчестве С. Е. Малова. Тюркологический сборник. 1975. М. АН СССР. Институт востоковедения. М. 1978. Стр. 5.
[x] ИКЕ. 15.07.1900. № 14. Стр. 622.
[xi] Из родословных заметок, написанных после смерти Сергея Ефимовича Малова его женой – Александрой Михайловной Маловой (Соловьевой). СПбФ АРАН. Ф. 1079. Оп. 2. Д. 30. ЛЛ. 2-57.
[xii] Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 1079. Оп. 2.
[xiii] ИКЕ. 15.05.1902. № 10. Стр. 476.
[xiv] ИКЕ. 15-22.07.1904. № 27-28. Стр. 904.
[xv] Из родословных заметок, написанных после смерти Сергея Ефимовича Малова его женой – Александрой Михайловной Маловой (Соловьевой). СПбФ АРАН. Ф. 1079. Оп. 2. Д. 30. ЛЛ. 2-57.
[xvi] Эпиграфика Востока, I, 1947, стр. 38–45.
[xvii] Кормушин И.В., Насилов Д.М. О жизни и творчестве С. Е. Малова. Тюркологический сборник. 1975. М. АН СССР. Институт востоковедения. М, 1978. Стр. 6.
[xviii] Малов С.Е. Несколько слов о шаманстве у турецкого населения Кузнецкого уезда Томской губернии. Журнал «Живая старина» 1909. XVIII. 2–3. Cтр. 38–41.
[xix] Кормушин И.В., Насилов Д.М. О жизни и творчестве С. Е. Малова. Тюркологический сборник. 1975. М. АН СССР. Институт востоковедения. М, 1978. Стр. 6.
[xx] Кормушин И.В., Насилов Д.М. О жизни и творчестве С. Е. Малова. Тюркологический сборник. 1975. М. АН СССР. Институт востоковедения. М, 1978. Стр. 6.