Найти в Дзене
МК

«Это наша общая задача»: эксперт Дандыкин рассказал, кто ответственен за защиту от дронов

ФОТО: AP
ФОТО: AP

Украина не оставляет попыток нанести урон «внутренней России». Минувшей ночью дронами были атакованы несколько российских регионов. Увы, не обошлось без жертв. В Славянске-на-Кубани беспилотник упал на частный дом, погибла женщина. В поселке Энем Республики Адыгея произошел пожар на нефтебазе . Нефтяные терминалы были поражена также в Тамбовской области.

В поселке Энем республики Адыгеи минувшая ночь была неспокойной. Среди местных жителей паника началась в 2.30. В чаты посыпались сообщения: «Что это? Кто слышал?» Звуки были громкие, у многих было ощущение, будто дрон пролетел прямо около их дома. «Я за секунд 30 успела в ванную сложить пледы, подушки, воду и документы. Разбудила детей и отправила их на пол», - рассказывает девушка. «Мы были вообще в шоке, вся семья перепугалась, до утра не спали», - пишет Ксения. Как впоследствии выяснилось, в результате падения четырех беспилотников произошел взрыв с последующим возгоранием металлокаркасного склада присадок бензина АИ-95. Площадь пожара составила более 1000 квадратных метров. В 6 утра возгорание удалось потушить.

Другая поврежденная нефтебаза находится в Тамбовской области. По словам губернатора Максима Егорова, загорелся резервуар Платоновской нефтебазы в Рассказовском муниципальном округе Тамбовской области. «Слышали звук мотора ближе к 4 утра, и после этого раздался хлопок. Вышли на улицу, а там горит нефтебаза», - рассказывает местный житель. Как сообщают очевидцы, в домах рядом с местом взрыва повылетали стекла.

К сожалению, не обошлось без погибших. В Краснодарском кране при атаке беспилотника погибла жительница Славянска-на-Кубани. Об этом заявил глава региона Вениамин Кондратьев. Примерно в 2 часа ночи жители города начали сообщать о взрывах. При этом никто не понимал, что это за взрывы, сколько их и откуда они. «Было два очень громких разрыва», - пишет местная жительница Ника. «Я живу около Лидера, слышала самолет, взрыв, хлопки», - рассказывает девушка. Пользователь Алексей внес ясность: «Взрыв был на Пролетарской. Проезжал мимо в этот момент. Дом полностью разрушен, было похоже на взрыв от утечки газа. Дом, забор валяются на дороге. Около двух часов ночи это было». «Рядом еще два дома зацепило. Очевидцы видели куски от дрона», - подтвердила Ирина.

Всего, по заявлению Минобороны, в ночь на 20 июня силы ПВО уничтожили шесть беспилотников над Адыгеей, по три над Брянской областью и Краснодарским краем, а также по одному дрону в Ростовской, Белгородской и Орловской областях.

Однако ночными обстрелами череда происшествий не окончилась. Утром ВСУ обстреляли село Сушаны Климовского района Брянской области. Одного мирного жителя ранило осколком. По словам губернатора Александра Богомаза, частично повреждено шесть жилых домовладений, нарушено энергоснабжение

А в результате атаки дрона в Донецке был ранен советник Пушилина Ян Гагин и замруководителя корпорации развития Новосибирска Денис Гришкин. Обстрел произошел в районе села Еленовка, когда чиновники поехали отвезти туда гуманитарную помощь. У Гришкина осколочные ранения головы и тела, у Гагина - осколочное ранение лица и плеча, ссадины. Гагин рассказал РИА Новости, что сейчас с ним все хорошо: «Немного голова кружится и температура. <...> Но при таких ранениях это норма» . По его словам, их спасло наличие радиоэлектронного ружья, украинский дрон сбросил снаряд на расстоянии десяти-пятнадцати метров.

«Где безопасность?», «Почему никто не защищает нефтебазы?» - главные вопросы, которые чаще всего можно увидеть в чатах. Эти вопросы не удивительны, учитывая, что за последние несколько месяцев было совершено более десятка атак на нашу нефтегазовую инфраструктуру. Таким вопрос задался даже глава Запорожской области Дмитрий Рогозин. Он написал в своем телеграм-канале пост, посвященный тому, как можно защитить энергетические объекты. «Предлагаю вам, господа хорошие, перестать надеяться на чудо и русский авось и немедленно приступить к созданию собственного информационно-огневого периметра безопасности вверенного вам хозяйства», - призывает Рогозин.  Для защиты предприятий он предложил приобрести мощные дальнозоркие средства оптико-электронной разведки, комплексы радиоэлектронного подавления малых дронов-камикадзе и поставить стрелковые пары: пулемет и снайперскую винтовку с тепловизионными прицелами.

Этот подход разделяет и Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. Он считает, что предприятия должны самостоятельно предусмотреть защиту от атак дронов. Для этого им нужно на этапе проектирования и строительства таких объектов предусмотреть установку систем радиоэлектронной борьбы с беспилотниками.

По мнению военного эксперта Василия Дандыкина, «Противодействие беспилотникам должно быть организовано не просто на уровне передовых позиций и важных объектов. Ясно, что Запад поставляет дроны, и возможности по дальности у них увеличиваются. Это проблема, когда беспилотники долетают уже до Казани. И это проблема не только государства, но и бизнеса. К защите объектов нужно подключать бизнес. Пусть организуют подразделения, вкладываются, эффективны будут даже дробовики и все прочее. Или тебя грохнут на миллиарды, или ты потратишь на порядок меньше, и защитишь свой бизнес. Это наша общая задача. Все-таки самое главное сейчас происходит на фронтах, и в первую очередь там сейчас нужна помощь.

Наша главная задача — обеспечить антидроновую борьбу на передовой. Все это решается, насколько известно».

- Могут ли частные хозяйства как-то себя обезопасить, например, покупкой какого-то вооружения?

- Закупка вооружений для защиты, мне кажется, очень чревата. Это все должно быть под контролем. Этим всем должны заниматься специалисты под контролем военных.

Автор: Елизавета Калашникова