Сегодняшний день является самым долгим световым днем году. Обыкновенно он выпадает на 21-е июня, однако, поскольку текущий год является високосным, это уникальное астрономическое явление сместилось вперед.
Интересно, что согласно астрономической точке зрения, именно с этого события в Северном полушарии начинается лето.
Этот день, получивший свое название в связи с иллюзией застывшего в точке зенита солнца, которое будто не торопится зайти за горизонт, связано с интересными народными обычаями и обрядами, часть которых сохранилась с языческой эпохи.
С этой датой связан народно-христианский Иванов день, который ранее был практически симметричен Рождеству и отмечался 7-го июля. Эта традиция изменилась, когда состоялся переход на григорианский календарь.
Несмотря на то, что день Ивана Купалы в наше время празднуется 24-го июня, предшествующие этой дате дни, а особенно ночь в канун праздника, были также насыщены различными обрядами и ритуалами.
Прежде всего, эти обряды символизировали обновление и очищение. У славянских народов существовали довольно различающиеся по своему наполнению ритуалы, которые в большинстве случаев связаны с огнем. Помимо известных прыжков через костер, славяне могли устроить поджог большого количества собранных по дворам старых вещей в месте, выбранном для торжества. Еще одна интересная традиция - поставить среди костра столб с колесом на вершине, а туда установить конский череп, чтобы затем сбить его камнем или палкой в пламя.
По представлениям язычников, которые олицетворяли стихию, в этот день с огнем дружила вода. Купание было обязательным этапом праздника. Если же в какой-то местности купаться боялись из-за русалок, люди топили бани, что также символизировало дружбу двух стихий.
О том, с каким размахом славяне гуляли в эти дни, можно судить по средневековым текстам:
"Зашумит город и возгремят в нем люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога - стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни - так угождают бесам жены и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают. Выходят волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы и отравного приворотного зелья на пагубу людям и скоту; тогда же копают дикие коренья, чтобы приворожить и свести с ума мужчин".
Судя по письменам церковников, которые приурочили День летнего солнцестояния к Рождеству Иоанна Предтечи, празднование Ивана Купалы оказалось чрезвычайно сложно искоренить.
Даже в XVIII веке писали:
"Народ издавна привык и не скоро оставляет эти обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы - все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии".