Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. У всех, кто хоть месяц работал в сфере авиации существуют любимые и нелюбимые рейсы, а есть рейсы, которые словно Нарния, они неизвестны, потому что подобная связка появляется впервые и как на ней работать - приходится познавать на практике.
Аналогичным образом у нас появилась связка Екатеринбург - Пекин - Владивосток. Домой возвращение через 12 часов из Владивостока через Иркутск.
Первый пролет
6 часов в полете. И это только первая часть. Само собой, данный рейс выполняется с рационом "горячее питание" для пассажиров и в режиме "невозможно присесть" для экипажа.
Помню давно, году в 2019, еще до пандемии, летали мы в страну Алиэкспресса и спящего дракона довольно часто - пару раз в месяц я посещал Харбин или стольный Пекин, но повсеместный кашель сыграл свою игру.
И вот, бывало, придешь на самолет, только взлетели, а удалые китайские ребята уже стоят в очереди в туалет, вторая очередь на кухню, чтобы ты налил кипятка в их любимые дошираки и термосы с неизвестными разрешенными травами внутри.
И не важно сколько длился полет, пять часов, два часа, они успевали выпить всю воду в самолете и заполнить бак отходов на максимум за любой рейс. Как им это удавалось? Одному нефритовому Будде известно. Ты отвлекся? Пара человек уже стоит у кипятильников в кухне и самостоятельно наливает себе искомую жидкость. Придет бабушка, начнет что-то рассказывать на мандаринском, дашь ей понять, что ни слова тебе не ясно, старушка улыбнется и с большим энтузиазмом продолжить насыпать тебе подробностей своей нелегкой жизни.
Они постоянно едят, громко чавкают в знак уважения к экипажу, используют все возможные гаджеты, когда-либо созданные человеком, не упускают возможности посетить уборную в каждые несколько секунд свободного времени. Было ли с ними прикольно? Очень.
Изменилось ли что-то за 5 лет, что мы не виделись? Да. Они стали намного более... Европеизированными, что ли. Спокойно сидят, смотрят фильмы, читают книги из иероглифов и смотрят в окна. Не бегают по салону, дети не пытаются изготовить зарядку для Сяоми из проводки самолета, женщины не открывают швейный цех на задних рядах. Спокойные. Удивительно. Хотя, может дело было в том, что рейс ночной.
В Пекин мы прибыли в 3:40 ночи местного времени, строго по расписанию. И нет, это не аэропорт Beijing International, это аэропорт Дасин. Новый современный аэропорт. И работает он с осени 2019 года, а следовательно - все техпроцессы уже налажены.
Помню, когда впервые прилетел в Пекин, я был удивлен, от момента посадки, то остановки у трапа терминала прошло 27 минут. Полчаса катались на самолете по Пекину. Примерно столько же я еду от дома на работу. Через весь город!
Работают китайцы очень дисциплинировано, быстро и слажено, за что им отдельный респект от экипажа. Было бы здорово, чтобы представительница тоже говорила на русском, а не только смеялась и на любой вопрос отвечала: "Да, длуга, осень холосо, налмальна!"
Размахи строений и инфраструктуры всего в Китае просто поражают. (А ты попробуй по другому удовлетворить требования полутора миллиардов человек).
Очень хочется рассказать про Пекин больше, как там живут люди, что видят, что делают, но мы даже не вышли из аэропорта. Да что там из аэропорта, из самолета вышли только двое из всего экипажа - командир, чтобы подписать заправку и бортпроводник, ответственный за контроль загрузки багажа.
В Дасине мы провели буквально час, следующей точкой на нашем пути был аэропорт имени Владимира Арсеньева - Владивосток.
Второй пролет
Легко, расслабленно, без напряжения, без суеты, просто и быстро. 2:30 полетного времени, буквально чуть дальше, чем из Екатеринбурга слетать в Москву. Рацион питания для пассажиров - "Чай". То есть чай, сэндвич, воды сколько выпьешь. Режим работы экипажа - "Не торопимся изо всех сил". Наполовину спящие пассажиры, вымотанные долгим днем, тянущейся ночью и ожиданием полета, большинство которых предпочли закрыть глаза сразу же после взлета и не открывать их до дальневосточного аэропорта. Как говорится: "Баба с возу, айрбасу легче".
Экипажное питание, как и пассажирское, нам предоставил аэропорт Дасин. И вот чем угостил Китай:
Салат с древесными грибами, острая морковка с перцем и древесными грибами, пирожное, булочка, на горячее картошка с мясом и древесными грибами, либо курица с лапшой и древесными, либо рыба... Есть догадки с чем? Уверен, не догадаетесь. С рисом. И древесными грибами. Плюсом стандартный набор в виде чая, кофе, сливок.
Не сказать, что это кулинарный шедевр, но в целом есть можно, даже не противно.
Во Владивосток мы прибыли уже после рассвета, на улице было светло и казалось, что спать совсем не хочется, но организм упорно требовал отдыха, отчаянно закрывая глаза независимо от положения тела в пространстве.
Серый и дождливый, он впервые в жизни мне не улыбался, не пытался укусить морозом, сбить с ног ветром, поджарить обжигающим солнцем, нет. Владивосток не хотел отпускать нас гулять, он делал все возможное, чтобы мы не покидали номера, остались в объятиях гостиницы еще немного, словно угадывая дальнейший перелет через большую часть необъятной родины. Порой прилетаешь, чувствуешь настроение города, и свое противопоставить уже не в силах. Бессонная ночь на ногах, полузакрытые глаза и выезд из отеля в полночь сложились в единый фактор, который зовется здравым смыслом. Прибыв в отель, мы молча разошлись по номерам и не видели друг друга до самого выезда.
Третий пролет
Транзитный рейс Владивосток - Иркутск - Екатеринбург. Как большая хорошая разворотка, начавшаяся не весть когда на одном конце континента, кончающаяся для экипажа в середине страны, половина суток тратится на его выполнение, а с пассажирами успеваешь познакомиться больше, чем просто на уровень "Здравствуйте, приятного полета". Отдельный плюс в том, что время все время убавляется (вот такой каламбур), словно заставляет замереть тебя на месте, а рассвет длится часами.
Начался рейс с шумов на этаже. В отеле живем не только мы, но и "Аэрофлот". Уж не знаю, что там произошло, но одну из коллег соседней авиакомпании повезли не в аэропорт, а в лазарет, и не на экипажном автобусе, а скорой помощи. Искренне надеюсь, что даму починили и все стало хорошо. А мы в порт. Вылетели вовремя, четыре с лишним часа в полете и на радаре показался Иркутск.
Иркутск нас встречал ранним утром, росой на траве, заспанным супервайзером и прохладным ветром, которого так не хватало на фоне домашней жары.
Можно сказать, что все прошло "без особенностей". Заправка, уборка, слив отходов и получение бака свежей воды, загрузка свежайшего иркутского питания и встреча новых пассажиров, на половину состоявших из тех, что ушли с борта час назад. В Иркутске все неизменно: одна и та же полоса, грязноватые автобусы, одинокие турбовинтовые самолеты на соседних стоянках, и снова рассвет. Тот самый рассвет, что вел с самого дальнего востока до серединной отметки рабочего дня.
Четвертый пролет
Говорят, когда летишь домой, то даже ветер помогает. Как бы не так: рейс тянулся неимоверно долго, как будто земля стала крутиться немного в другую сторону отдаляя Кольцово от целеустремленных путников. Чувствовалось по пассажирам, что они устают лететь тоже, половина проснулись и начали капризничать. Одни хотели воды, а другие чаю, третьим было жарко, пока четвертые просили пледы и закрыть окно, пятые все время спрашивали сколько еще лететь, пока шестые пытались поспать еще немного в этом шуме, но на самом деле просто сидели с затекшими ногами закрыв глаза.
Чуть более четырех часов до Иркутска и еще столько же до Екатеринбурга. Я летал такое и раньше, я выполнял этот же рейс, но сегодня что-то не шло, буквы и строчки в документах упрямо прыгали в разные стороны, пассажиры задавали самые неудобные вопросы, а голос по громкой связи звучал не так мелодично, как пару дней назад. Возраст? Усталость? Простыл? Нет. Виной всему тот полуденный сон вместо отдыха. Мало того, что в чужом часовом поясе, так еще и во время дневного прайм тайма. Организм не обманешь - он понимает, что час бодрствования не должен быть занят сном.
Домой мы прилетели вовремя, хоть и вымотанные и с легким чувством безразличия. Однако, первые шаги по родной земле придали сил для некоторых дел до конца дня, правда уже в своем часовом поясе. Итого: 3 командировочных дня, почти 18 часов налета, больше суток рабочего времени и несколько часов сбивчивого сна в городе, о котором пел Мумий Тролль, где печально колесами смотрел в небо Круизёр.
Спасибо вам за внимание и ваши подписки, летайте в новые места, наслаждайтесь отдыхом и полетами, а мы изо всех постараемся сделать ваш полет позитивным. Промокод "Говорит старший бортпроводник" работает, называйте его, получайте кофе, делайте со мной селфи, радуйтесь жизни. А я пошел собираться - мне завтра на сутки в Стамбул лететь, постараюсь и о нем что-нибудь рассказать через пару дней, как время будет.
А, да, по пути еще коллег встретили: