11,1K подписчиков

Дом правления железных дорог на Басманной, или Как научиться видеть больше, чем видится

165 прочитали

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.

К примеру, идешь по Старой Басманной улице по направлению к центру и видишь на ее нечетной стороне совсем небольшого размера пятиэтажное здание с терракотовым низом и охристыми четырьмя этажами выше, парой белокаменных дорических полуколонн и стенкой-аттиком над карнизом.

Часть окон прямоугольная, а часть имеет арочный вид. А еще крохотный балкончик и треугольник фронтона над входом.

И думаешь: какой симпатичный маленький доходник.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.

Но в следующую минуту заглядываешь за угол, и оказывается, что дом этот огромен. Видишь, как он бесконечно уходит вдаль на целый квартал, вытянувшись вдоль железнодорожного путепровода между станцией «Каланчевская» и Курским вокзалом.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-2

Подходишь ближе, чтобы прочитать информационные таблички на его узком торце со стороны улицы, и узнаёшь, что это вовсе не доходный дом, а…

…Министерство транспорта Российской Федерации

Действительно, главный фасад этого здания смотрит в Басманный тупик, а не на древнюю улицу под названием Старая Басманная, где издревле селились царские пекари, производившие для государева двора особые караваи. Басманами они назывались то ли потому, что имели строго определенный вес (по-татарски «батман», а по-шведски «безмен»), то ли благодаря специальному клейму-басме, создававшему узор на поджаристой корочке.

А то и вовсе не пекари-басманники тут жили, а ремесленники, что «басмили» кожу или металл, вытравливая на них узоры-басмы. Или вообще улицу назвали по фамилии известного домовладельца? Теперь кто уж скажет наверняка.

Впрочем, обо всем по порядку.

  • Друзья, я буду очень благодарен каждому, кто дочитает мою статью до конца. Таким образом вы покажете искусственному интеллекту, что ее стоит предлагать еще большему числу пользователей. А ваши лайки, репосты и комментарии поддержат меня самого и вдохновят на новые фото-истории и фото-прогулки.

Давным-давно здесь располагался загородный двор Вознесенского монастыря – вотчина, пожалованная обители еще Алексеем Михайловичем Романовым в 1654 году. Позднее, правда, монастырские земли уменьшились в размерах, часть их была распродана.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-3

Во времена Петра Первого на одном таком участке расположилось владение офицера «потешного» Преображенского полка, а к тому времени уже самого настоящего генерал-майора Ивана Дмитриевича Бухгольца – обрусевшего немца и, на минуточку, основателя сибирского города Омска.

Участок полотна, соединивший две железные дороги – Николаевскую (что ныне зовется Октябрьской) и Курскую, торжественно открыли во второй половине девятнадцатого века. А дом на месте усадьбы Бухгольца, в котором разместились правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской дорог, квартиры железнодорожных сотрудников и традиционные меблированные апартаменты для сдачи внаем выстроили в 1898-1899 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Орлова и инженера Михаила Алексеевича Аладьина.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-4

Оба, к слову сказать, были авторами и здания Курского вокзала.

И теперь стало совсем неудивительным то, что фасад дома на углу Старой Басманной и Басманного тупика не обращен к улице, а смотрит на пролегшую под его окнами железную дорогу.

При этом фасад смотрится монументально! А уж рассматривать его целиком, отойдя к краю железнодорожной насыпи, или подойдя поближе и запрокинув голову вверх...

...Наслаждение для любящих и ценящих «Музыку, застывшую в камне»

Классического вида и с элементами так называемого «гигантского» ордера. И правда, три массивных четырехколонных портика в центральной части и боковых крыльях навевают мысли о чем-то величественном и вечном (7 фото).

Да и другие его элементы притягательны и великолепны.

Здесь и индивидуально, по-своему оформленные наличники окон, что было модно в те годы и что мы так любим сегодня, и растительная лепнина, что не дразнит разнообразием, но использована со вкусом и изящной умеренностью. И строгий облик полуколонн, витиеватые изгибы волют, небольшие балкончики, гладко оштукатуренный цоколь и рустованные стены четырех этажей (15 фото).

Все в целом – как единое целое. Ничего не отнять и ничего не добавить.

Гуляя по городу, не всегда с первого взгляда увидишь все таким, как оно есть на самом деле. Порой стоит заглянуть за угол, свернуть в подворотню, обойти понравившееся со всех сторон. Вы удивитесь, сколько поразительного, великолепного и загадочного обнаружите в совершенно знакомых, казалось бы, местах.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-7

Принадлежность свою это здание не переменило и по сей день. В советское время здесь разместились Институт Гипротрансстрой и отделы Министерства путей сообщения.

(5 фото)

Сегодня же оно вмещает в себя Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Министерство транспорта Российской Федерации.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-9

А с некоторых пор еще и находится под охраной Государства, объявленное выявленным объектом культурного наследия.

Не всегда, гуляя по городу, с первого мимолетного взгляда увидишь все таким, какое оно есть на самом деле.-10

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!