Любой клочок земли кому-то да принадлежит. Если проехать и пройти свободно по земле можно, это не значит, что земля ничья. Это значит, что хозяин, права на эту землю имеющий, не объявился.
Сколько в Смоленском регионе дорог вдоль Днепра? Видимо-невидимо таких дорог. Откроешь карту, и глаза разбегаются. Почти вдоль каждой береговой линии дороги петляют. Порой, правда, не пригодны дороги эти для использования по их прямому назначению, но это к Днепру и природе вопросы. Днепр по весне из берегов местами выходит, а у природы плохой погоды нет.
Весна вечно не длится. Наоборот. Весна незаметно проходит. Кажется, вчера нельзя было глаз оторвать от белых цветов дикой груши у лесного озера, а сегодня вместо цветов плоды зреют.
Едешь вдоль Днепра, и не всегда Днепр видишь. В тихие безветренные дни слышать можно шум его течения за кустарниками. Берегов, с которых вид восхитительный на соседний берег открывается, не так уж и много. Восхитительные виды дорогого стоят.
Ради восхитительных видов кататься на велосипеде в места, от города отдалённые, хочется. Бросишь велосипед в траву и свысока на тёмную полоску воды смотришь, по которой течением ветви сухие уносит. И запахи у реки насыщенные более что ли. Земля после дождя сильнее пахнет, и аромат опавшей листвы чувствуется так, что ни с чем его не спутать.
Знаете, когда слезы на глазах наворачиваются? Когда несколько лет по дороге вдоль Днепра люди ездили и вид красивый на берег соседний каждому смертному доступен был, а теперь нет этой дороги. Теперь территория огорожена и вагончик стоит. Всё в лучших строительных традициях.
Частная собственность существовала всегда, и, если дорога где-то была, это не значит, что частной собственности на дороге этой не было.
С чужого коня и в грязи слезешь
Помните пословицу про чужого коня, с которого и среди грязи слезть надо? Так-то оно так, конечно, но не нравится людям среди грязи с чужого коня слазить, потому что привыкают люди к хорошему.
Пасётся конь без дела на поле, а ты ходишь мимо этого коня каждый день и замечаешь, что конь сам по себе гуляет. Вещи бесхозные хорошего качества бесхозными вещами долго не бывают, и то что конь, что в прямом, что в переносном смысле, вещью является, не автор сих строк сказал, а гражданское законодательство.
Походишь вокруг бесхозного коня, по сторонам посмотришь, да оседлаешь коня однажды, потому что конь в хозяйстве больше пригодится, чем на самовыгуле.
Представьте себе: скачет человек на коне. Проехал уже прилично, и тут хозяин коня его догоняет.
– Слезай с чужого коня, – говорит, – с чужого коня и в грязи слазить полагается.
И стоит человек в грязи по щиколотку и смотрит, как конский хвост на ветру раскачивается. И вперёд идти далеко, и назад топать не близко. Вот и нашёл коня бесхозного, называется. В современности ещё и дело за такие находки могут завести.
Откуда дороги берутся?
Так и с дорогами. Откуда дороги в полях, лесах и на берегах Днепра появляются? Люди сами их прокладывают. Проедут несколько раз на машине – появится направление движения. Проедут ещё несколько раз – трава расти перестанет.
Не будет никто на таких дорогах асфальт класть, потому что такие дороги – величина переменная. Существовать могут несколько лет, а потом в одночасье крапивой зарасти за ненадобностью или за ограждением на стройке коттеджного комплекса погибнуть.
Вот и получается, что случилось то, что в любой момент могло случиться. Нашёлся собственник земельного участка и права на этот земельный участок предъявил.
А мы тоже красивых видов хотим!
От чего же досадно на строительство элитных домов смотреть? От того, что свойственно человеку привыкать к хорошему, а дорога прямиком к берегу Днепра, с которого чудесный вид открывается, самое что ни на есть хорошее благо в самом хорошем его проявлении.
Была бы территория изначально огорожена, и не было этой досады, потому что привычки не было бы в красивое место ездить там, где ещё вчера забор не стоял. Но слов из песни не выбросишь. Забор есть, которого отродясь тут не было. Привычка в красивое место ездить тоже есть. Ещё и мысли о социальном неравенстве появляются.
Построят коттеджный посёлок. Вместо одного большого ограждения поставят несколько маленьких вокруг каждого дома. Возможно, весь коттеджный посёлок забором обнесут, чтобы исключить появление в посёлке посторонних лиц.
Не любят люди, когда лица посторонние по их улицам бродят. Кажется людям, что они здесь живут, а всем остальным здесь делать нечего. Путешествиями, в том числе и по родному краю, никого не удивишь, но каждый деревенский житель считает, что путешествовать можно, где угодно, но не по деревне, в которой он живёт. Деревню, в которой он живёт или в которой в собственности коттедж имеет, стороной нужно объезжать и не шастать по улицам, поднимая собак за высокими заборами.
Не верится людям, что не интересно путешественнику, что за высокими заборами находится, и по улицам деревенским он шастает, чтобы на берег Днепра попасть и на вид красивый полюбоваться. Спрашивали меня даже, зачем я на берег Днепра приезжала. Ищут люди тайный смысл в подобных приездах, а тайного смысла нет и всё проще простого.
От того и досадно, что красивый вид, с берега Днепра открывающийся, доступен любому смертному должен быть вне зависимости от его материального достатка и наличии в собственности земли и недвижимости в соответствующем районе. Река – водоём, на который частной собственности нет и быть не может, чего о земельных участках вблизи реки не скажешь.
Когда земельные участки вблизи реки в частную собственность переходят, тогда и вид красивый превращается не в общественное достояние, а в достояние избранных. Не для простых смертных открывается красивый вид, а для жителей элитного коттеджного посёлка.
А вы сталкивались с подобной ситуацией, когда из-за застройки исчезают хорошие дороги? Напишите об этом в комментариях.