За позитивом – в деревню Губино

3,4K прочитали

Честно признаюсь, всякий раз, когда посещаю деревню Губино, ту, что в Орехово-Зуевском районе Московской области, заряжаюсь позитивом, в наше время это особенно важно. В Губино производят всем хорошо знакомые полуприцепы "Тонар", да и не только их, но и другую технику.

Почему я заряжаюсь позитивом на "Тонаре". Потому что всякий раз вижу, что здесь есть реальная двужуха, а не болтовня о перспективах импортозамещения, о котором трезвонят из телевизора вот уже 10 лет. В последние годы завод демонстрирует просто какие-то немыслимые темпы развития. И это все можно увидеть своими глазами: пройтись по действующим цехам, посмотреть на строящиеся производственные корпуса, оценить все разнообразие выпускаемой техники и гигантскую площадку готовой продукции. А также напрямую от гендиректора узнать о результатах работы и узких местах, причем, не только в рамках собственного предприятия, но и по рынку в целом.

Сейчас Машиностроительный завод "Тонар" – номер один на рынке полуприцепов, а ведь начинался завод в 1990 году на ровном месте. В 1991-м приступил к выпуску своей первой продукции – прицепов для легковых автомобилей. В 1992-м взялся за производство передвижных торговых ларьков. В 1997 создал первый полноразмерный полуприцеп. В дальнейшем начал делать изотермические кузова, собственные осевые агрегаты для прицепной техники и даже карьерные самосвалы.

По итогам 2023 года 26% проданных в России полуприцепов выпущено на "Тонаре". Если оценивать место производителя из Губино только среди отечественных предприятий, то его доля еще выше – 40%. Завод выпускает широкую гамму полуприцепов и прицепов для магистральных перевозок, строительства, сельского хозяйства и прочих специальных задач. Это полуприцепы тентованные, изотермические, бортовые, самосвальные, контейнеровозы, сортиментовозы, зерновозы, скотовозы, тракторные прицепы, бункеры-перегрузчики зерна и т.д.

Несмотря на непростые экономические и политические реалии, результаты 2023 года оказались впечатляющими (а ведь в 2022-м казалось – все пропало, рынок замер, продажи рухнули, пришлось срочно корректировать инвестиционные планы). В минувшем году продажи увеличились на 44,5% по отношению к 2022-му и составили 7.776 ед. техники. Наибольший прирост показали зерновозы (+81%), контейнеровозы (+80%), изотермы (+72%), тентованные (+42%), рост самосвальных полуприцепов составил 16%.

Количество выпускаемых на предприятии полуприцепов превзошло совокупный объем производства компаний, занимающих 2-е, 3-е и 4-е места на российском рынке прицепной техники. Рыночная доля "Тонар" в сегменте самосвальных полуприцепов составила 32%, тентовых – 18%, изотермических – 22%, скотовозов – 39%, контейнеровозов – 55%.

Динамика продаж прицепной техники "Тонар"
Динамика продаж прицепной техники "Тонар"

В 2024 году завод планирует нарастить объем продаж в сравнении с 2023-м на 47,9% – до 11.500 ед. Для сравнения: пять лет назад, в 2019 году, было реализовано 2.744 ед. Сейчас ежедневно выпускается по 42-44 ед. прицепной техники. В ближайшей перспективе планируется 65 ед., через несколько лет – 100 ед. (или 25.000 ед. в год).

Для наращивания объемов производства завод проводит комплекс мероприятий. Так, за прошедший год штат предприятия пополнился почти 500 сотрудниками и сейчас составляет более 2.000 человек. Рост производства вызывает необходимость покупки новых станков, расширение площадей, оптимизацию технологических процессов. Недавно на предприятии внедрен передовой комплекс по сварке рам полуприцепов, оснащенный 12 роботами. Благодаря этому уровень автоматизации производства удалось довести до 80%. Всего на заводе работает 75 роботов, из них 23 было приобретено в 2023 году. В планах на 2024 год пополнить установить 4 технологических комплекса, оснащенных 20-ю роботами.

Кроме того, запущен в работу новый пресс для изготовления сэндвич-панелей, который, как отмечают на предприятии, является самым современным из всех существующих на рынке.По прогнозам компании, установка такого оборудования позволит в 2 раза увеличить количество выпускаемых изотермических кузовов.

В 2023 году было построено несколько производственных корпусов площадью около 13.000 кв. м, в том числе сданы первая и вторая очередь нового агрегатного завода. В одном цехе ведется установка станков, а в другом уже во всю кипит работа – изготовляются детали осей для прицепной техники, детали ведущих мостов и раздаточных коробок для шарнирно-сочлененных самосвалов. Также идет отладка производства собственных тормозных механизмов (прежде их закупали у Wabco, сейчас пока покупают у китайцев). В перспективе предстоит делать собственную гидромеханическую коробку передач для сочлененных самосвалов. На новых мощностях будет полный цикл производства – механическая обработка деталей, термическая обработка, покраска и сборка.

Сейчас общая площадь помещений завода, расположенных на территории 45,9 га, составляет более 74.000 кв. м. Кроме того, в 2023 году "Тонар" еще приобрел земельные участки общей площадь 61,2 га. Заброшенные земли в окрестностях завода были выведены из сельхозоборота и переведены в статус промышленных. На новых территориях уже в этом году начнут строительство цеха по производству магистральных полуприцепов. Увеличение количества сварочных линий с одной до трех, позволит удвоить выпуск прицепной техники, а внедрение передовой линии покраски с катафорезным грунтованием улучшит качество продукции.

Также будет возведен новый цех по производству шарнирно-сочлененных и жесткорамных самосвалов, а также различной специальной техники.

В окрестностях завода "Тонар" на бывших заброшенных полях идет подготовка под строительство новых цехов
В окрестностях завода "Тонар" на бывших заброшенных полях идет подготовка под строительство новых цехов

Шарнирно-сочлененные самосвалы – совершенно новая тема для "Тонара". Данное направление стало дальнейшим развитием собственной линейки технологического транспорта, выпуск которого стартовал на заводе 10 лет назад, – это жесткорамные карьерные самосвалы и сверхтяжелые двухсекционные самосвальные автопоезда.

Сверхтяжелый двухсекционный самосвальный автопоезд Тонар-7502
Сверхтяжелый двухсекционный самосвальный автопоезд Тонар-7502

До февраля 2022 года российский рынок сочлененных самосвалов полностью контролировали производители из недружественных стран – Volvo, Caterpillar, Komatsu, Bell, теперь данная рыночная ниша полностью освободилась.

Свой первый сочлененный самосвал Т-35 (Тонар-7507) грузоподъемностью 35 т с колесной формулой 6х6 губинское предприятие представило в 2021 году. В 2023-м дебютировал 45-тонник Т-45 (Тонар-7508), максимально унифицированный с младшей моделью.

Изначально самосвалы планировалось оснащать двигателем Cummins и гидромеханической автоматической коробкой передач Allison. В сложившихся условиях их заменили на китайские аналоги – 6-цилиндровый 13-литровый дизель Yuchai мощностью 520 л.с. и гидромеханическую коробку Fast Gear. На первых машинах колесные диски и шины были импортные, теперь шины поставляет Белшина, а колеса –челябинские. Все металлоконструкции – рамы, кузова, кабины – "Тонар" производит сам. Кузова изготовляются из отечественной высокопрочной износостойкой стали. Из агрегатов в настоящее время освоены ведущие мосты и раздаточная коробка. В планах – своя автоматическая коробка передач.

35-тонные самосвалы прошли испытания и поставлены на серийное производство. Сейчас завод выполняет заказ на 6 таких самосвалов для Калининградского янтарного комбината. Еще столько же машин предстоит поставить в дальнейшем.

Первый экземпляр Т-45 прошел зимний этап эксплуатационных испытаний в алмазодобывающей компании Алроса в Якутии. Сочлененный самосвал оказался в Алросе неспроста. Эта компания имеет опыт работы со сверхтяжелыми технологическими самосвальными автопоездами Тонар-7502, оснащенными двумя полуприцепами суммарной грузоподъемностью 126 т. Сейчас на добыче алмазов задействованы 28 таких сцепок.

По итогам испытаний завод внес в конструкцию Т-45 ряд усовершенствований и изготовил второй модернизированный самосвал. На нем установлены гидропневматические стойки передней подвески отечественного производителя "Ростар". У первого экземпляра передний мост, как и оба задних, был на резиновых подушках, а кабина имела свою пневмоподвеску, в итоге такая конструкция не обеспечивала необходимую плавность хода. Переднюю раму удлинили на 320 мм для возможности установки АКПП Fast Gear с ретардером. Как опцию его будут устанавливать для заказчиков, которые планируют использовать самосвалы в карьерах со значительным перепадом высот. Кроме того, установлены многодисковые тормоза на всех мостах с единой системой охлаждения и новым радиаторным блоком за кабиной самосвала. Электрическая система подъема кабины заменена на гидравлическую с электронасосом. АКБ перенесены из кабины в крылья, что позволяет откидывать кабину на большой угол без их снятия. Установлен отечественный распределитель гидросистемы взамен итальянского. Для работы в северных регионах установлена выхлопная система с переключателем между обогревом кузова и выхлопной трубой, что обеспечивает задний обзор в сильные морозы. Также обновлен интерьер кабины и установлена новая приборная панель.

Подробный видеообзор модернизированного самосвала Т-45 см. ЗДЕСЬ.

Одним из новых направлений деятельности компании с 2022 года является сотрудничество с китайским автопроизводителем FAW. Являясь официальным дистрибьютором FAW, "Тонар" поставляет в РФ седельные тягачи FAW ORYX с колесными формулами 4х2 и 6х4 в комплектации, предназначенной для российского рынка. Так, по части интерьера кабины было сделано около 50 доработок. Штатный двигатель FAW заменен на 460-сильный Weichai, наиболее распространенный среди "китайцев" на российском рынке. В паре с ним – роботизированная КПП Fast Gear. Теперь многие тысячи клиентов, которые доверяют марке "Тонар", могут приобрести не только полуприцепы, но и тягачи. Завод берет на себя все обязательства по технической поддержке и обеспечению запчастями поставляемых тягачей (у предприятия порядка 60 сервисных станций).

По словам гендиректора МЗ "Тонар" Дениса Кривцова, побывавшего на заводе FAW в городе Чаньчунь, где производятся FAW ORYX, это самое современное предприятие из 22 заводов FAW. Весь производственный процесс там максимально автоматизирован. На сварке кабин задействовано 180 роботов, производство лонжеронов полностью автоматизировано, дополняет картину современный покрасочный комплекс с катафорезом. С конвейера предприятия ежедневно сходят 1100 машин.

В 2024 году "Тонар" дополнит продуктовую линейку FAW: покупателям станут доступны самосвалы 6х4 и 8х4, среднетоннажные шасси Tiger VH 4х2 полной массой 10 и 12 т, среднетоннажные шасси JK6 4х2 полной массой 18 т, а также новый контейнеровоз и шасси для зерновозов на базе FAW ORYX.

Самосвал FAW ORYX 8х4
Самосвал FAW ORYX 8х4

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!