Большинство архаичных повествований о далекой древности в современном мире воспринимаются как особый жанр или как полностью вымышленные истории, лишенные исторического фундамента. Тем не менее, множество древних легенд и сказаний на самом деле являются настоящими отголосками реальных событий нашего давнего прошлого. Несмотря на то что многие мифы нельзя трактовать дословно, поскольку временной промежуток неизбежно оставляет на них свой отпечаток, часто искажая первоначальные факты в своеобразное отражение прошлых событий, некоторые все же обладают исторической подоплекой. Эта легенда привлекательна не только своей давностью и точностью в деталях, но и тем, что эти сведения были унаследованы от древней высокоразвитой цивилизации, которую древние летописцы почитали как богов. В один прекрасный день посетитель вошел в Британский музей с сумкой артефактов, в которой находилась глиняная плита. Профессор Ирвинг Финкель сразу же отметил, что ее форма типична для древнего виллонского письма. Однако текст оказался необычным. Он начинался словами: "Разрушь свой дом, построй лодку, сожги имущество и спаси свою жизнь". Это было не похоже на начало типичного вавилонского письма и, очевидно, было древнейшим известием о великом потопе. Однако нашу историю следует начать примерно за 200 лет до этого момента.
С 1872 года, когда Джордж Смит, самоучка-ассириолог, был хранителем Британского музея, он однажды ночью изучал одну из клинописных табличек. Одна из строк рассказывала о том, как ковчег остановился на горах, и когда его взгляд скользнул вниз, он увидел, что герой выпустил из окна птицу, которая вернулась. Затем он выпустил вторую птицу, и когда он отпустил третью птицу, она не вернулась. Смит внезапно осознал, что перед ним бавилонский эквивалент Ноя и описание Великого потопа из книги Бытия. В 1872 году все знали Библию от начала и до конца, особенно ее первую книгу с историей о потопе. Поэтому, когда Смит объявил о своем открытии перед премьер-министром и архиепископом, и когда эта новость была впервые опубликована в одном из ведущих британских изданий, это вызвало колоссальный резонанс. Исследуемая табличка датировалась 700 годом до нашей эры, что было не так уж далеко от времени, которое, как предполагалось, было написано Библией. Так что это стало большим вопросом: что было первым? Еврейская версия или вавилонская?
Эта загадка оказалась настолько обширной, что большая часть учёных предпочла её просто игнорировать, не продолжая изыскания. Однако в начале двухтысячных к этому вопросу снова обратил внимание куратор Британского музея, профессор Финкель. Ему стало ясно, что текст относится к одному из знаменательных исторических событий древнего мира. Я начал изучать этот документ и постепенно осознал, что он содержит описание значимых событий мировой истории, ведь в Авелонии боги собрались в своем роде парламента, так как им надоело терпеть. Причиной собрания стал излишний шум людей, мешавший Энлилю, верховному богу, спокойно обедать. Шум и суета снизу настолько его раздражали, что ему пришлось созвать встречу, на которой было решено уничтожить всю жизнь на Земле потопом и затем создать что-то более тихое и мирное. Бог Энки, отличавшийся остроумием, решил передать эту информацию людям. Он выбрал одного человека и рассказал ему, что предстоит произойти.
Когда была обнародована плита Смита, сходство истории из ассирийской библиотеки с библейской книгой Бытия было настолько очевидным, что его трудно было отрицать. В качестве контраргумента приводили тот факт, что в Библии ковчег описан как узкое деревянное судно в форме гроба, тогда как в плите Смита он представлен в виде куба. Но новая плита, принесенная профессору Финкелю, оказалась ещё более интересной. Вавилонский Ной носил имя Атрахасис, что переводится как «чрезвычайно мудрый». Тем не менее, бог Энки не позволил Атрахасису самостоятельно разрабатывать дизайн ковчега, указав ему нарисовать на земле схему круглой лодки. Это открытие было неожиданным, но одновременно исторически обоснованным, поскольку в речных общинах Ирака издавна использовались круглые лодки, называемые короками или круглыми лодками.
Однако более захватывающим было то, что в этой плите содержались детализированные указания, включая перечень материалов, необходимых для строительства лодки, которые были даны самим богом Энки. Я могу поделиться с вами некоторыми конкретными подробностями. Площадь основания этого ковчега составляла 3600 квадратных метров. Не знаю, строил ли кто-либо из вас когда-либо такое крупное судно, но для представления: если бы такую лодку опустили на футбольное поле с помощью вертолета, она бы занимала как минимум половину этого поля. Благодаря точности Энки из плиты известна даже высота стен ковчега, которая равна 7 метрам, и многое другое. Затем инструкции были переданы с небес этому человеку. Энки наставил его, как сделать эту круглую лодку: необходимо было вымерить веревку с правильным диаметром и выложить ее на земле кругом. Следует укладывать слои веревки так, чтобы каждый новый слой перекрывал предыдущий, и при этом связывать их вертикально, создавая своего рода большую свободно стоящую корзину из веревки. После этого необходимо было подготовить ребра конструкции, чтобы они точно соответствовали форме изнутри. Затем ребра соединяются с помощью замковых соединений, формируя пол. Как только конструкция будет собрана, следует все тщательно связать для придания общей устойчивости. И, в завершение, все элементы покрываются слоем битума снаружи для обеспечения водонепроницаемости.
Когда Энки предоставил размеры и инструкции, он указал Рахасису точное количество веревки, древесины и битума, которое потребуется для строительства. Эта информация поражает своей точностью, и вот почему: все данные абсолютно логичны. Представьте, что вы строите коракл, примитивную лодку, по проекту, полученному от божества в 1800 году до нашей эры, и все параметры идеально согласуются. Вот яркий пример: Энки сообщил Рахасису, что ему необходимо 40430 сут веревки. Если перевести это на современные мерки, это равно расстоянию между Лондоном и Эдинбургом. Теперь у нас есть данные о высоте стен и диаметре судна. Известно, что веревка имела толщину с палец, что также указано на плите. Исходя из этих данных, мы можем точно рассчитать, сколько веревки реально потребуется. Я говорил: вот форма, вот размеры. И если веревка имеет толщину с палец, можешь ли ты высчитать для меня в сутах оголонских, какова её длина? И он посчитал. Результат оказался настолько поразительным, что пришлось пересчитать несколько раз. Мы проверяли и перепроверяли всё снова и снова. Итак, помните, по расчётам богов, нам необходимо 40430 сут веревки. Если вы построите всё по моим расчётам с другом Марком, потребуется 40624 сута. Другими словами... Разница между числом, указанным божеством, и реальным числом составляет менее одного процента — это не может быть случайностью. Очевидно, что все расчеты битума и других материалов были точно скорректированы под размеры ковчега. Так что, на самом деле, постройка такого ковчега вполне возможна. Ковчег, описанный на вавилонской плите, был построен в немного уменьшенном масштабе профессором Финкелем в Индии. Функционирующее судно успешно прошло испытания на местных речных каналах. Обнаруженная круглая форма ковчега помогла разрешить еще одну загадку: круглая форма судна с домиком сверху может объяснить, почему некоторые художники изображали ковчег из библейских историй как прямоугольное судно.
По сути, в текстах Библии никто ничего не изображал, но тогда возникает вопрос: почему некоторые художники, работая только с текстом еврейской Библии, допускали свободное творчество в интерпретации, в то время как другие оставались точными? Это наводит на мысль о том, что возможно они изображали круглое судно сбоку. Вероятно, существовала древняя традиция изображения ковчега как круглого судна, и художники не могли представить его иначе. Интересная связь с ковчегом также обнаружена на древнебавилонской карте мира, где земля внутри кругов представляет Месопотамию — территорию, заселенную племенами, обитающими на территории современного Ирака. Синяя река, текущая вокруг, описана как река с горькой водой, а по краям мира указано восемь гор. Эта плита хранилась в Британском музее с 1880-х годов, но до поры до времени она оставалась не до конца понятной.
На обратной стороне этой плиты расположено восемь разделов, каждый из которых описывает, что находится на одной из этих гор. В одном из разделов, куда указывает желтый маркер, на вавилонском языке сказано, что если вы пересечете реку или отправитесь дальше, вы дойдете до горы, где упоминается следующее: имеется дерево, за которым следует неполное слово, слова так же толстые, как парсикту. Термин "парсикту" не является обычной мерой, это объемная мера. Говорить о чем-то, используя объемную меру для описания толщины, странно и похоже на выражение "толщина, как у внутренности бочки". Это выражение в "Авилоне" было общеизвестной фразой, не требующей дополнительных объяснений. И интересно, что такая фраза не встречалась в других известных документах до того, как плита о ковчеге попала в Британский музей и я не начал работу над книгой.
Поскольку на данной табличке Атрахасис, выполнив указания Энки, стоит перед ним и заявляет: «Я отрезал ребра, толстые как парсикту», и эта фраза располагается прямо в центре плиты. Это одинаковое выражение подтверждает, что создатель этой карты был осведомлен о рассказе о потопе и знал эту цитату. Он также знал, какая именно гора на краю света считалась тем местом, где, по мнению вавилонян, остановился их ковчег. На карте указана гора, местоположение вавилонского ковчега, с такой же надписью, что и на обратной стороне таблички. Первая местность, с которой вы столкнетесь, спускаясь с этой горы, называется Урарту, что является древним названием Армении.
Мы знаем это потому что ассирийцы считали их своими заклятыми врагами, и существует множество текстов, описывающих войны с ними и другие конфликты. В Библии, в её версии этой истории, на иврите говорится, что судно остановилось в горах Арарат. По какой-то причине многие предполагают, что это означает остановку ковчега на горе Арарат, но в тексте упоминается «горы» Арарат во множественном числе, а не одна гора. Таким образом, когда история в конечном итоге перешла из древневавилонской легенды в текст Библии, основная структура повествования была заимствована, включая деталь, что ковчег остановился на горах, а не на одной горе.
Работы профессора Финкеля доказали одну очень важную вещь: древние легенды — это не просто захватывающие истории. Они могут содержать реальные источники технически точных данных и информацию с исторической основой. Это также является свидетельством влияния некой третьей стороны, вмешивающейся в дела людей — чрезвычайно древней и высокоразвитой цивилизации, которую наши предки почитали богами. Что думаете?