Найти тему

Строительство в послевоенной Москве: история трёх сооружений, знакомых каждому москвичу

Первая почтовая марка СССР с изображением Главного здания МГУ, выпуск 1950 г.
Первая почтовая марка СССР с изображением Главного здания МГУ, выпуск 1950 г.

Период послевоенного восстановления столицы отличался грандиозными строительными проектами и потрясающими архитектурными решениями. Тем, что можно назвать стройками века. Расскажем о некоторых зданиях, определивших облик послевоенной Москвы.

МГУ (строительство: 1949-53 гг)

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. группа советских архитекторов была направлена в США для ознакомления с обширной практикой строительства американских небоскребов. Среди советских архитекторов, командированных в Америку, были Б.М. Иофан (автор проекта Дворца Советов), В.А. Щуко (архитектор Государственной библиотеки им. В.И. Ленина совместно с В.Г. Гельфрейхом), B.Г. Гельфрейх (автор проектов многих станций Московского метрополитена, архитектор высотного здания МИД), Д.Е. Аркин (искусствовед и историк архитектуры) и В.К. Олтаржевский (главный архитектор ВДНХ). Во время пребывания в США советские архитекторы наблюдали за проектированием и строительством многоэтажных сооружений в таких городах как Нью-Йорк, Чикаго, Бостон и Сан-Франциско. Обзор американской небоскребной практики Б. М. Иофан представил в обширной публикации по итогам поездки. Программа поездки предполагала и посещение крупномасштабной выставки «Век прогресса» в Чикаго, работавшей в мае 1933 — октябре 1934 г. Однако стоит отметить, что И.В. Сталин подчёркивал: высотки, в т.ч. здание МГУ, ни в коем случае не должны напоминать американские небоскрёбы.

Постановление Совета Министров СССР № 2409 от 3 июля 1948 г. отдельно оговаривало новое расположение высотного здания: «Разместить здание Московского государственного университета на Ленинских горах на участке в центре излучины Москвы-реки на расстоянии 700 метров от существующего Рублевского шоссе в сторону юго-западного района». В этом постановлении указывался и новый руководитель проекта - Лев Владимирович Руднев.

Под строительство новых корпусов МГУ на Ленинских горах была отведена обширная территория около 167 га (на месте деревни Воробьево). На этих площадях было необходимо разместить порядка пятидесяти зданий различного назначения: учебные и научные аудитории, научно-учебные лаборатории, библиотеки, общежития для 6 тыс. студентов и 750 аспирантов, профессорские квартиры. На территории университетского кампуса должны были находиться спроектированные площади, широкие подъезды, ботанический сад, дендрарий.

Свою задачу коллектив авторов видел следующим образом: «Необходимо было создать ясный и четкий, хорошо запоминающийся архитектурный образ». Л.В. Руднев высказывается еще точнее: «Перед нами стояла также задача найти такое объемно-пространственное решение для будущего сооружения, чтобы оно было не случайным нагромождением корпусов, а целостным архитектурным ансамблем, со своеобразным силуэтом, обогащающим общую силуэтную выразительность столицы».

Изначально у разработчиков проекта не было четкого представления, как соединить в одном здании и общежития, и учебные корпуса, выдержав при этом архитектурно-пространственную композицию здания. Из многочисленных вариаций композиционных решений главного корпуса были выделены два проекта. В первом многоэтажный объем высотного корпуса вписывался в равносторонний треугольник, а жилые корпуса располагались в отрыве от основного учебного корпуса. Во втором варианте проекта главный высотный корпус имел более выраженное ступенчатое нарастание к центру и получал большое развитие вдоль берега Москвы-реки. Именно второй вариант лег в основу окончательного проекта главного корпуса университета - в центральной 26-этажной башне разместились факультеты, ректорат, музей, актовый зал и т. д., а общежития студентов, аспирантов и профессорские квартиры - в примыкающих крыльях.

Разработка проекта велась в крайне сжатые сроки. Через несколько месяцев после начала работы были подписаны первые рабочие чертежи расстановки металлических колонн центральной части высотного здания. В середине ноября 1948 г. Совет МГУ обсудил проект нового здания, который архитектор Л.В. Руднев представил в виде эскизов, чертежей и детального макета как главного корпуса, так и всей территории, на которой предполагалось развернуть строительство. Главное здание высотой 180 м планировалось увенчать скульптурой В.И. Ленина. Впоследствии от этой идеи отказались, отдав предпочтение шпилю, который придавал законченный вид всему архитектурному ансамблю.

В формировании художественного образа университетских зданий большое место занимает синтез искусств. Замысел архитекторов дополняли скульпторы и художники. Особенно велика роль скульпторов. Под руководством Азгура, Мухиной, Манизера, Мотовилова и Орлова работали 70 мастеров.

Всё вместе делает здание МГУ на Воробьёвых горах самым узнаваемым сооружением нашей страны.

Центральный стадион им Ленина (ныне «Лужники») (строительство: 1955-56 гг)

23 декабря 1954 года вышло постановление Совета министров СССР о строительстве в Москве Центрального стадиона имени В.И. Ленина, предназначенного для проведения всесоюзных и международных спортивных соревнований. На проектирование и строительство отвели очень сжатые сроки — три и пятнадцать месяцев соответственно. Уже летом 1956 года стадиону предстояло принять Спартакиаду народов СССР. Составление проекта стадиона было поручено коллективу под руководством А.В. Власова в составе архитекторов И.А. Рожина, Н.Н. Улласа, А.Ф. Хрякова, инженеров В.Н. Насонова, В.П. Поликарпова, Н.М. Резникова без проведения конкурса. Теперь требовалась не разработка особенной социалистической типологии стадиона в духе архитектурных утопий 1920-1930-х годов, а сооружение современной арены с учетом уже богатой на тот момент мировой практики строительства крупных стадионов для олимпийских игр, которые СССР предполагал в будущем принять.

Александр Васильевич Власов (в центре)
Александр Васильевич Власов (в центре)

Для сооружения грандиозного комплекса выбрали Лужнецкую пойму. Для строительства расчистили старую беспорядочную застройку, а уровень земли приподняли на 1,5 м с целью предотвращения затопления местности. Одновременно Москву-реку расширили со 120 до 250 м, укрепив берег гранитной набережной. Первые проекты планировки территории Лужников А.В. Власов выполнил еще в 1930-х годах, работая над созданием Центрального парка культуры и отдыха.

Комплекс Центрального стадиона страны предполагал создание ансамбля: большой спортивной арены с трибунами на 100 тыс. зрителей, малой спортивной арены на 15 тыс., открытого плавательного бассейна на 13 тыс., Дворца спорта на 15 тыс. зрителей. Комплекс также включал в себя тренировочные футбольные поля, теннисные корты, легкоатлетические зоны и детский городок.

Генеральный план, предложенный А.В. Власовым, имел четкую ориентацию по двум перпендикулярно расположенным осям.

Схема Олимпийского комплекса «Лужники», наши дни
Схема Олимпийского комплекса «Лужники», наши дни

Четкая перспективная линия соединяла главный вход, парадную аллею, большую спортивную арену, широкий цветочный партер с расположенным на другом берегу реки зданием Московского университета. Вторую ось формируют большая арена и расположенные симметрично по обе стороны от нее малая арена и открытый бассейн. Спроектированная на пересечении этих осей чаша большой спортивной арены как бы стягивает на себя все пространство комплекса. «Масштаб элементов планировки определен громадными массами людей, которых привлекают спортивные мероприятия. Перпендикулярные оси, на пересечении которых воздвигнута главная спортивная арена, задали основной костяк организации пространства комплекса. На северо-восточной ветви перекрестия находится главный подход к трибуне со стороны города; юго-западная сформирована как торжественный партер, ведущий к набережной» — так описал решение генерального плана Лужников историк архитектуры А.В. Иконников.

Стадион имени Ленина, также известный как «Лужники», является одним из самых известных и крупных спортивных сооружений в мире. Здесь проходили I Спартакиада народов СССР, VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, XXII Летние Олимпийские игры и др. значимые спортивные мероприятия.

Музей-панорама «Бородинская битва» (строительство: 1961–62 гг)

К 150-летию исторического сражения архитектура Москвы обогатилась новым сооружением: на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва».

Идея создания в России отдельного музея, посвященного войне 1812 г., возникла сразу же после завершения войны с Наполеоном и особенно активно обсуждалась в просвещенных кругах российского общества на рубеже ХIХ-ХХ вв. Однако к 100-летию Отечественной войны 1812 г. была открыта лишь временная выставка в залах Государственного исторического музея (которая позднее почти растворилась в обширном собрании этого музея). И все же в 1912 г. панорама Бородинского сражения, написанная по заказу Российского императорского правительства художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо, увидела свет. После Октябрьской революции 1917 г. тема войны 1812 г. оказалась совсем не актуальна, о музее забыли. И только 28 сентября 1948 г. Совет Министров СССР принял Постановление о восстановлении панорамы, полотно которой хранилось долгие годы в различных малоприспособленных помещениях, сильно обветшало и частично пришло в негодность.

Реставрация была поручена группе сотрудников Государственной центральной научно-реставрационной мастерской под руководством П.Д. Корина и Е.В. Кудрявцева. Работа была непростой, продолжалась более полутора лет. А после ее успешного окончания выяснилось, что здания для размещения картины не было. В результате отреставрированное полотно вновь свернули и положили на хранение в запасники ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В преддверии 150-летнего юбилея Отечественной войны, в 1960 г. решение о строительстве для панорамы нового здания приняло Министерство культуры СССР.

Прошло несколько конкурсов на проект здания панорамы, в ходе которых предлагались разные решения, в том числе воспроизводившие традиционные формы, характерные для русского классицизма начала 19 века. Однако лучшим был признан проект архитекторов А.Р. Корабельникова, С.И. Кучанова, А.А. Кузьмина и инженера Ю.Е. Аврутина. Отказавшись от исторической стилизации, они придали зданию современные формы и использовали новые строительные материалы.

Здание построили за короткий срок: в феврале 1961 г. началось проектирование, а в октябре 1962 г музей был открыт для посетителей. Что касается панорамы Рубо, за прошедшее десятилетие лежавшему в свернутом виде полотну потребовалась новая реставрация, которую также проводили в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской под руководством М.Ф. Иванова-Чирокова. И вот, «через пятьдесят лет после создания панорамы "Бородинская битва"», она «начала свою вторую жизнь».

Заключение

Архитектура не только служит людям. Она хранит память о человеке. Москва - своеобразный музей талантов, ведь более всего с произведениями архитектуры связаны их творцы. Главное здание МГУ, "Лужники", музей-панорама "Бородинская битва" - разумеется, не единственное, чем славится архитектура Москвы, однако для того, чтобы рассказать обо всём, потребовалось бы несоизмеримо больше времени, чем есть в запасе у автора.