Сегодня Смоленская область - не туристический регион. Доля туризма в ВРП - около 2,3%. В перспективе ближайшего десятилетия она должна достигнуть около 4% ВРП, то есть, удвоиться. Ряд мер, принятых властью, уже реализуется и приносит некоторые результаты: в апреле 2024 года Смоленская область выбилась в лидеры по увеличению турпотока. Но этого недостаточно: для существенного роста туристической отрасли нужно кратное увеличение показателей. Этого можно добиться благодаря созданию и распространению смоленского культурного контекста.
Культурный контекст внедряет в общество базовые паттерны поведения в социуме. Любая культура экспансивна по своей природе: предлагая присоединиться, она обещает человеку ресурс, измеряющийся некоторым количеством красоты: за применение полученных паттернов обещается успех в обществе. Наиболее мощная мотивация - репродуктивная реализация и преимущество в конкуренции.
В начале было слово
Богатство культуры, следовательно - количество ресурса, определяется числом и качеством ее источников, первичный из которых - литературный текст. Насыщенность зависит от количества людей, говорящих на определенном языке и создающих материалы на нем. Русский язык - один из шести глобальных языков. Так количество знающих и понимающих его - около 350 млн человек. Примерно 180 млн называют его родным. Это формирует полноценные терминологический аппарат и литературный язык. Последний становится основой словесного творчества.
Внедрение культуры начинается с рождения: ребенок интуитивно усваивает язык родителей и тексты, транслируемые ими. Колыбельные, потешки и стишки для самых маленьких несут идеологемы. Народная, массовая культура является первым инструментом социализации и потому доминирует над академической. Она вырастает из древнейшего словесного творчества, бывшего не только попыткой объяснить непонятное, но и инструкциями для выживания и достижения успеха, адресованными молодым. Качественное современное произведение - такой же сборник выигрышных паттернов, реализуя которые в конфликте, главный герой побеждает, выбирая иные - проигрывает.
Хорошая история обогащает культуру, если ее легко передавать устно. Наложенные на ритм мифы проще запоминать, облегчая внедрение идеологем. Так на пьедестал художественного творчества восходит стихотворный текст. Являясь по своей сути мнемотехникой, он компактно передает огромное количество информации: фактической, оценочной, эмоциональной. Поэзия - записанный аналог живого общения, в котором невербаликой управляют тон голоса, интонация, внешний вид спикера, язык тела. Лирика - самый невербальный литературный род, что позволяет не только компактно ужимать смыслы, но и эффективнее внедрять идеологемы.
В Сети есть пост возмущенной учительницы, которая не понимает, почему стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” изучается в пятом классе, а события 1812 года - только в восьмом. Порядок имеет логику: пятиклассники присоединяются с событиям эмоционально, через ритмизованный текст, формируя свое отношение к боевым действиям, русской и французской армиям, эпохе. Возвращаясь к теме сознательно через несколько лет, ребенок уже является носителем ряда идеологем, характерных для нашего культурного кода.
Смолениада
Массовое создание литературного контента (преимущественно - поэтического ) обеспечит формирование образа Смоленской области как уникального, самобытного региона, обещающего туристам большое количество ресурса. Мы уже касались этого в одной из прошлых публикаций цикла. Разберем подробнее.
Основные темы, неизменно вызывающие интерес, - противостояние и репродукция. Отсюда популярность массовой культуры: люди ищут в ней продуктивные паттерны для получения конкурентного преимущества. Сделать явление популярным можно, обеспечив его привлекательность через реализацию вышеприведенных мотивов.
При этом, основной упор при формировании культурного кода Смоленской области делается на народной основе, а одним из основных ее источников становится эпос.
Источники самобытного смоленского эпоса - события официальной истории, местные предания, мифы и сказки. На их основе создаются авторские произведения: методы работы схожи с используемыми Элиасом Лёнротом при создании карело-финского эпоса “Калевала”. До сих пор это произведение - единственное, получившее мировое признание среди финской литературы.
Швед по культуре, Лённрот является единственным настоящим автором “Калевалы”. Разрозненные финские и карельские сказания стали фактурой, но сам эпос - заслуга исключительно целеустремленности и литературного навыка Элиаса. Так же поступали Шарль Перро, братья Гримм и другие собиратели фольклора: адаптируя и записывая народные сюжеты литературным языком, они создавали авторские произведения.
Краеведческая работа в регионе - поставщик сюжетов для стихотворных текстов. Записывая их, автор не только выявляет взаимосвязи, но и привносит долю собственного видения, насыщая произведение литературными условностями: событиями, персонажами, деталями, отсутствующими в исходных материалах. Их можно ставить в центр композиции, используя имеющиеся или продуцируя новые мифы, чтобы акцентировать внимание читателя на самобытности местных явлений.
На холме башни Орел просыпается вдохновение. В башне Веселуха живет призрак, наделяющий удачей. Наши конфекты помогали купцам и дворянам заключать договоры, располагая к себе партнеров. Времен года в Смоленске не четыре а пять, и пятое особо способствует высокой любви. Вода из родника на Смядыни лечит душевные раны. Примеры обещают туристу ресурс: помимо причащения к уникальности он “обогащается духовно”: так гость более склонен тратиться на местную продукцию, обретающую свойства реликвии-напоминания о заповедном месте, где человек побывал.
Я другой такой земли не знаю
Каждый новый текст воспринимается как отдельный источник. Повторяющаяся идеологема внедряется тем глубже, чем больше рупоров ее транслируют. 1000 небольших стихотворений значительно эффективней ста текстов крупной формы: их легче продуцировать и запоминать. Высокое качество и простота восприятия наряду с элементарностью производства при развитом навыке обеспечивают становление Смоленска и области туристической Меккой.
Внедренные идеологемы уникальности привлекают ресурс, легко конвертирующий информационную плотность в событийную. Самобытность смоленского хлеба подкрепляется тематическим фестивалем, предлагающим уникальные рецепты и культурную программу. Мероприятиями разных масштабов можно сопровождать любую транслируемую легенду, что обеспечит достаточную событийную плотность (1000 в год), сподвигнув гостей остаться на подольше и приехать еще. Часть их станет ежегодными посетителями того или иного события.
На первом этапе фестивали организуются энтузиастами, с минимальными вложениями для приемлемого качества. Повышение известности и посещаемости поднимает уровень организации и затрат, которые с лихвой компенсируют доходы.
Событийность - трансляция культурного контекста. Она обеспечивается целенаправленными усилиями местной администрации. Технология мероприятий интуитивно освоена в США: даже небольшие городки в глуши создают музеи и мероприятия, посвященные сурку-предсказателю, самому большому пончику, самому старому дубу и иным уникальным деталям. Это подкрепляется преданиями и байками. Местность перестает быть безликой, привлекая больше гостей. Применяя инвентивные методы и используя интеллектуальный потенциал смолян, можно добиться существенного роста туристической привлекательности.
Мнение автора материала может не совпадать с мнением редакции
Предыдущие материалы цикла: