9,7K подписчиков

Мой ответ агитаторам за переход с личного автотранспорта на общественный: честно про томский транспорт

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Не так давно я написал заметку, посвящённую опыту пользования общественным транспортом после долгих лет эксплуатации личного автомобиля. На неё был получен некоторый читательский отклик и я считаю, что на некоторые утверждения читателей нужно дать развёрнутый ответ. Ибо некоторые аспекты, которые я разбирал, были сформулированы недостаточно полно, что могло повлечь неправильную их интерпретацию.

Поэтому, если Вы не читали предыдущую заметку, то логичней будет поставить на паузу чтение этой статьи, прочитать заметку, которую я назвал «Сломалась машина и я больше недели ездил на автобусе: опыт, который не хочется повторять» и только потом вернуться к чтению этой статьи.

Статистика показывает, что 24% просмотров моего блога приходится на жителей столицы нашей Родины, поэтому эта статья может быть интересна ещё и в ракурсе ознакомления с положением дел в общественном транспорте небольшого сибирского провинциального города.

Томск – провинциальный город?

Начать я хотел бы именно с этого вопроса, т.к. он является принципиальным, когда мы говорим про общественный транспорт. Если, например, мы начнём масштабировать опыт московского общественного транспорта на томский, то сразу угодим в ловушку. В аналогичную ловушку мы угодим, если будем сравнивать общественный транспорт Петров Вала, например, с томским.

Томск – это исторический город. У него множество регалий. Это и первый город за Уралом, где был основан Императорский университет. Сейчас он носит название Национального исследовательского Томского государственного университета. И я горжусь, что закончил его. Это один из лидеров России по концентрации числа высших учебных заведений на количество жителей города. Этот город уникален тем, что в нём соединяется прошлое и настоящее. Идя по старинной части города, можно лицезреть здания, которые были построены 120-140 лет назад.

Главный корпус Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор фотографии kua1102
Главный корпус Национального исследовательского Томского государственного университета. Автор фотографии kua1102

Но – это провинция. Город лежит далеко от железнодорожных магистралей, через него не проходит федеральная трасса, а любая попытка куда-нибудь слетать на самолёте заканчивается необходимостью либо ехать в соседние Новосибирск или Кемерово или лететь транзитом через Москву. Поэтому попытка подойти к нему с лекалом города-миллионника будет обречена на неудачу.

В городе личная машина нужна только перевозки груза

Давайте обсудим первый тезис, он будет стержневым для этой статьи. Вот что пишет читатель:

Мнение читателя о личном автотранспорте, скриншот из комментариев к статье
Мнение читателя о личном автотранспорте, скриншот из комментариев к статье

Если нужно ездить в офис, то делать это нужно только на общественном транспорте, а личный автотранспорт нужен только для того, чтобы перевезти какие-либо грузы, ведь нынешнее количество личных автомобилей – это реальная проблема, все магистрали забиты, все дворы заставлены, высокие показатели травматизма в ДТП.

Давайте все вместе ответим на вопрос: «Что важно для любого человека?». Каждый читатель на него ответит по-своему, я же отвечу так: «Комфорт». Это касается абсолютно любой сферы деятельности человека. Карьеры, личных отношений, отдыха. Возвращаясь домой, Вы должны ощущать комфорт в кругу своей семьи. Включая утром рабочий компьютер, Вы должны чувствовать комфорт, готовясь к выполнению рабочих задач. Получая заработную плату, Вы также должны ощущать комфорт.

Поэтому в вопросе как и на чём добираться на работу тоже должен соблюдаться принцип комфорта. Каждый должен выбрать тот вид транспорта, на котором ему будет комфортно. Дальше я объясню читателям, почему в Томске выбор в пользу общественного транспорта через отказ от личного будет дискомфортным.

Реалии общественного транспорта в Томске

В роли скелета общественного транспорта выступают троллейбусы и трамваи, которые курсируют по центральным улицам города. Причём многие и троллейбусы и трамваи достались нам от Москвы. Там они своё уже отходили и были отправлены в регионы. Достались и нам. Состояние трамваев я уже Вам показывал, некоторые из них являются почти моими ровесниками.

Важный аспект – если Вы живёте в спальных районах, то и про троллейбус и про трамвай Вы можете забыть. Их там нет. И главной рабочей лошадкой общественного транспорта города являются вот такие вот ПАЗики (я их называю маршрутками):

Рабочая лошадка общественного транспорта Томска. Автор фотографии kua1102
Рабочая лошадка общественного транспорта Томска. Автор фотографии kua1102

Чаще всего это уже видавшие виды экземпляры, в которых никогда не отключается «отопление салона», поэтому единственным избавлением в летнее время от жары является открытие люков и окон. Подчёркиваю – системы кондиционирования, как в московских электробусах, в них нет. Ну а в сильные морозы в них очень мёрзнут ноги, т.к. в некоторых местах пол салона прогнивает насквозь и его «чинят» нашлёпками.

В час пик ПАЗики забиты людьми так, что не открываются двери. Один из читателей писал, что в общественном транспорте ему комфортно. Не спорю, что может быть и так, но как в известном анекдоте, «есть один нюанс».

На маршрутах работают и более современные автобусы, но их достаточно мало и такая заполненность наблюдается только в "тихий сезон", в часы пик он набит битком. Автор фотографии kua1102
На маршрутах работают и более современные автобусы, но их достаточно мало и такая заполненность наблюдается только в "тихий сезон", в часы пик он набит битком. Автор фотографии kua1102

Если Вы живёте не в центре Томска, то у Вас ровно два варианта действий. Либо Вы идёте пешком до остановки, где останавливаются троллейбус или трамвай. Это, как правило, несколько километров. Либо Вы ждёте маршрутку в надежде, что в неё получится забраться. Оба этих действия никак не могут быть обозначены как комфортные.

Да, ходить пешком – это прекрасно, однако погодные условия могут быть совершенно разные, как и самочувствие человека. Кто-нибудь захочет топать два километра до остановки под проливным дождём? Или с простудой? Нет, это можно сделать, но будет ли это комфортно? Нет. И не пытайтесь обманывать себя, говоря что ничего страшного в этом нет.

Об остановочных комплексах в городе

Мне несколько человек написали, что для того, чтобы узнать о маршрутах движения транспорта я должен был пользоваться информационными сервисами. Сердечно обнимаю Вас, я прекрасно о них знаю, но и здесь есть нюанс – на онлайн картах отображается не весь подвижной состав общественного транспорта и далеко не всегда можно узнать интервалы движения. Это первый момент.

Второй момент заключается в том, что горожанин должен получать всю полноту информации, подойдя к остановке и не прибегая к услугам своего смартфона. Подойдя к остановке в нашем городе, такую информацию Вы, как правило, не найдёте. Особенно в спальных районах. Там не то что интервалы движения транспорта не узнать, но даже и про останавливающиеся на этой остановке номера маршрутов Вы ничего не узнаете. Комфортно ли это? Нет. Особенно если Вы, как и я, до этого не пользовались общественным транспортом более 10 лет.

И ещё о комфорте. Что должен обеспечивать остановочный комплекс? Комфортность ожидания прибытия общественного транспорта. Как минимум, защищать человека от неблагоприятных природных условий. У нас, в Томске, остановки выглядят так:

Вот так выглядит остановочный комплекс нашего города. Автор фотографии kua1102
Вот так выглядит остановочный комплекс нашего города. Автор фотографии kua1102

Как человек, ожидавший ровно на такой же остановке прибытие автобуса в дождь, ответственно заявляю – даже от дождя в штиль такая остановка не защищает. Крыша настолько узкая, что даже если сесть на лавочку, то на колени будет литься дождь. Давайте, расскажите мне о том, как я должен почувствовать себя в комфорте в таких условиях.

Пару слов о покупке продуктов

Подвергся я критике и за свои слова о покупках продуктов. Читательница даже разочаровалась во мне:

Мнение читательницы блога, скриншот комментария
Мнение читательницы блога, скриншот комментария

Итак, мы снова возвращаемся к комфорту. Представьте, что обычно Вы приезжали в крупный торговый центр и покупали там продуктов на всю семью на неделю. Да, пакетов получается много (три-четыре штуки), но их нужно всего лишь донести (или даже довезти, если не лень потом возвращать тележку) до машины, а по приезду к дому – донести до квартиры.

Теперь из этого уравнения мы машину убираем. И заменяем на общественный транспорт, за который так радеет один из комментаторов. Очевидно, что продукты в торговый центр мы уже не поедем покупать. Одно дело – донести их до машины, припаркованной на парковке около торгового центра. И совсем другое нести их сначала до остановки, потом ждать автобус, в котором снова будет яблоку негде упасть. Т.е. нужно ходить в магазины шаговой доступности.

Шаговая доступность – это в радиусе 500 метров. Но, напоминаю читателю, что стоит задача купить продуктов не себе любимому, а всей семье. Включая домашних животных. Очевидно по тем же причинам, что я озвучил выше, на всю неделю мы не сможем купить продуктов, т.к. их будет очень много (тут, конечно, у каждого свои реалии, в моих реалиях – это будет много продуктов). И купить их в одном магазине не получится. Где-то продаётся йогурт, который я ем, но не продаётся сыр, который ест ребёнок. Поэтому ради покупок продуктов нужно сходить в два, а обычно даже в три магазина. И, выходя из третьего, почувствовать себя лошадью… Т.е. снова нет ничего общего с тем, что можно было бы назвать комфортом.

Личный автомобиль – это зона комфорта

С чего я начал? С тезиса «нужно жить в комфорте». Безусловно, можно в приказном порядке всех взять и пересадить на общественный транспорт, но это тупиковый путь. Если делать «правильно», то нужно идти путём изменений, которые превратят общественный транспорт в более комфортный объект передвижения чем личный автомобиль. И, как говорится, люди сами потянутся.

Вот, например, давайте поговорим обо мне. Я люблю трамваи. Это действительно комфортный вид транспорта, который, при прочих равных, движется гораздо быстрее автобусов и троллейбусов. И если бы сложилась такая ситуация, что из дома можно было комфортно доехать до работы на трамвае, то я бы воспользовался таким видом транспорта, а машину отдал бы супруге.

В Праге я по городу передвигался исключительно на трамваях. Автор фотографии kua1102
В Праге я по городу передвигался исключительно на трамваях. Автор фотографии kua1102

Обратите внимание на то, каким путём идёт Москва. Общественный транспорт планомерно улучшают. Да, я не могу полноценно его оценить, т.к. я не живу в Москве, а лишь эпизодически бываю там будучи в командировке или приезжая в отпуск. Так вот, и новые поезда метро и электробусы и трамваи мне очень понравились. Это – серьезная альтернатива личному автотранспорту, который стоит в пробке, а по приезду на работу нужно найти парковочное место.

А это - московский трамвай. Согласитесь, что он несколько современнее и комфортнее томского? Автор фотографии kua1102
А это - московский трамвай. Согласитесь, что он несколько современнее и комфортнее томского? Автор фотографии kua1102

Но, друзья, периферия живёт в другом измерении. Где ничего этого нет. Поэтому, выбирая комфорт, никакой альтернативы личному автомобилю нет. Апеллирование к забитым магистралям, парковкам и т.п. – это все высокие слова. Под ними должен быть фундамент. Правильней было задать такой вопрос: «Почему люди выбирают личный автомобиль?». Потому что они выбирают комфорт. И осуждать их за это не стоит. Хотите лично Вы использовать автобус? Отлично, я рад за Вас! Но не надо этот подход масштабировать на всех. Это большая ошибка.

Другие мои статьи

Сломалась машина и я больше недели ездил автобусе: опыт, который не хочется повторять

Трамваи Томска: как выглядит подвижной состав и каков его возраст?

С уважением, Юрий (kua1102)