Найти тему
Телеканал ДОН 24

«Ты не чувствуешь себя живым». Мысли школьников во время подготовки к ЕГЭ

Наступление лета ассоциируется со счастьем и отдыхом. Однако есть те люди, для которых лето — самый тревожный период в их жизни. Речь об одиннадцатиклассниках, которые все свои силы направляют на успешную сдачу ЕГЭ. Что чувствуют подростки в этот период? Чем они живут и откуда берут силы? На эти вопросы попыталась ответить выпускница Екатерина Стаценко. Она пообщалась со своими товарищами по ЕГЭ и вот какой материал принесла нам в редакцию.

На самом деле ЕГЭ начинается не в конце мая, а гораздо раньше — за год или два. Обычно в памяти остается не сам экзамен, а процесс подготовки — долгий, утомительный и отнимающий силы и желание учиться. Чтобы получить высокий балл, нужно систематично заниматься по много часов ежедневно, из-за чего совсем не остается времени на хобби, развлечения и даже на сон. Но отсутствие отдыха быстро дает о себе знать и приводит к нервному истощению, постоянной усталости и эмоциональному выгоранию.

Саша, сдавала литературу и английский язык:
«Я готовилась к ЕГЭ по литературе два года. В сентябре и октябре 11-го класса я работала с энтузиазмом и воодушевлением, была уверена, что все будет хорошо, потому что мне нравилась подготовка. Но заряда энергии хватило до середины ноября, дальше я начала сдуваться, сил не было, но нужно было продолжать. Я училась в онлайн-школе и поэтому каждый день смотрела вебинары, писала сочинения и читала, делала хоть что-то даже в те дни, когда плохо себя чувствовала. В феврале стало совсем невыносимо, мне казалось, что я даже на физическом уровне не могла заставить себя готовиться, но я все равно что-то делала».

Одно из самых трудных испытаний при подготовке к ЕГЭ, кроме необъятного количества материала и постоянных недосыпов, — хронический стресс. Желание поступить в престижный вуз, страх не оправдать ожидания или разочаровать семью и близких, неудачи при подготовке — все это становится причиной непрекращающегося потока мыслей о будущем и боязни провала, из-за которых дети нагружают себя еще больше. Давление со стороны преподавателей и родителей, большая нагрузка и даже постоянные обсуждения экзамена с одноклассниками вызывают тревогу и заполняют все мысли только одним словом: «ЕГЭ».

Катя, сдавала профильную математику и информатику:
«Последние полгода до экзамена я просыпалась с сильной тревожностью и бешеным сердцебиением просто потому, что мне казалось, что я делаю недостаточно. Я никак не могла справиться с этим стрессом, его можно только прожить. Нужно дождаться, когда это закончится».
-2
Аня, сдавала профильную математику и физику:
«Я занималась каждый день с утра до вечера, отдыхала где-то раз в две-три недели, но в основном меня преследовали постоянные мысли о том, что нужно делать больше, нужно делать еще и еще, была тревога и навязчивые мысли, которые ушли только за неделю до экзамена».

А вот предэкзаменационный период у всех проходит по-разному. Конечно, нагрузка в это время особенно большая, потому что репетиторы явно волнуются и задают больше домашних заданий, а в онлайн-школах начинаются «предбанники» и «марафоны» — интенсивные вебинары длительностью до 9 часов, во время которых повторяется весь изученный за год материал.

Саша, сдавала литературу и английский язык:
«С семнадцатого мая я жила в каком-то нереальном режиме. Я просыпалась в шесть-семь утра и учила конспекты, в обед у меня начинался вебинар. Вебинары шли минимум шесть часов, однажды мы даже сидели восемь или девять часов. Вечером, когда занятия заканчивались, я продолжала учиться, писать сочинения. За два дня до литературы я, по-моему, написала около пятнадцати сочинений большого формата… В тот период я перестала общаться с подругами и совсем не отдыхала, только спала ночью».

Но есть и школьники, которые предпочитают просто отдыхать и настроиться на хороший лад, чтобы не перенапрягаться перед сдачей.

София, сдавала профильную математику и физику:
«Я начала себе как-то на подсознательном уровне объяснять, что ЕГЭ — это не конец жизни, что это просто нужно пережить. Это просто этап. И даже если я не сдам, ничего плохого не случится».

Конечно, несмотря на судьбоносность экзамена, даже самые усердные, выносливые и трудолюбивые ученики устают и поэтому с нетерпением ждут, когда этот трудный год закончится.

-3

Интересно, что сам экзамен в голове не откладывается. Но что же происходит после ЕГЭ? Как ощущается спокойная, теперь уже непривычная жизнь? Для школьников сдача сравнима с освобождением от оков, возможностью наконец вернуться к нормальной, полноценной жизни, полной радости и тепла.

Саша, сдавала литературу и английский язык:
«Во время подготовки к ЕГЭ ты не чувствуешь себя человеком, ты не чувствуешь себя живым вообще. Это не какая-то метафора, не преувеличение, а скорее даже преуменьшение. Я до сих пор не могу понять, что это все закончилось, что мы теперь можем просто жить, это так странно… Тревоги больше нет…»

Может показаться, что школьники себя просто накручивают и на самом деле все не так серьезно. Вот что говорит по поводу ЕГЭ и состояния выпускников психиатр Ольга Бухановская:

«В этот период все на нервах, в тревоге, нарушается сон, у девочек нарушается даже за полгода менструальный цикл, возникает тревожное состояние. Мне здесь видится, что виноваты не только дети. Например, родители нагнетают: „Ты не сдашь, давай репетиторов?“ И учителям не надо нагнетать, мотивировать через создание тревоги, чувства вины и повышенной ответственности. Более спокойная и расслабленная обстановка может лучше мотивировать человека».
-4

Полный выпуск беседы доступен здесь.

Психиатр посоветовала наполнять себя радостью. «Когда мы будем душевно наполнять себя, то и к экзаменам будет легче готовиться», — добавила Ольга Бухановская.

Сами составители ЕГЭ определяют этот экзамен как одно из жизненных испытаний, которые предстоит пройти. Главное — грамотно распределять нагрузку, не забывать отдыхать, не ругать себя за ошибки и не терять веры в лучшее будущее, потому что после тяжелых времен всегда наступает белая полоса, счастье и свобода.

Автор: Екатерина Стаценко