Это название стало последним в списке пяти выпущенных дипломных спектаклей нашего курса.
Его премьера состоялась в апреле 1975 года, в канун 30-летия Победы и незадолго до торжественного вручения дипломов об окончании Школы-студии.
Этим же спектаклем 23 января 1976 года мы официально открыли Новый драматический театр.
Параллельно с нами над постановкой по этой же книге работал и "Современник".
В том же году вышел замечательный фильм "Двадцать дней без войны " Юрия Германа с прекрасными актерскими работами.
Неудивительно, что на основе этого материала всем причастным захотелось воздать дань героям Великой Отечественной.
Мне в дипломной работе досталась роль пожилого кинорежиссёра , который снимает на Ташкентской студии фильм о войне, ничего о ней толком не зная.
Для достоверности своей картины мой герой приглашает в качестве консультанта военного корреспондента Лопатина.
Поскольку диалог ведётся о долге, самопожертвовании, патриотизме, режиссер-постановщик , дабы избежать излишнего пафоса и снизить градус патетики, выстроил всю сцену за чаепитием, погрузив исполнителей в атмосферу бытовых забот.
Играя этот эпизод, мы с моим однокурсником Петром Больных, грелись у "буржуйки", уминая принесенные из дома бутерброды и запивая их чаем из алюминиевых кружек.
После напряженных репетиций настал момент, когда наш мастер, Виктор Карлович Монюков, решился пригласить в Школу-студию автора повести, признанного советского классика Константина Симонова.
Всем студентам , конечно же, было интересно узнать мнение писателя -фронтовика .
Не припомню, как он оценил работу моих товарищей, но по моей трактовке образа Константин Михайлович прошелся резко и нелицеприятно. Наша "застольная" мизансцена пришлась ему не по вкусу. По его категорическому заявлению , не пристало рассуждать о столь серьезных вещах, "прикусывая и прихлёбывая". В тот момент мне казалось, что Монюков должен был вступиться за своих подопечных и разделить с нами "лавры" от возмущенного автора, тем паче, что сдобрить диалог "густым бытом" предложил именно он .
Однако нежелание оплошать перед автором заставило мастера проявить несвойственную ему робость и промолчать, дабы самому не подставляться.
В том же году все участники спектакля были приглашены Константином Симоновым в Дом литераторов на 60-летие . Моей же фамилии в этом списке , составленном Виктором Карловичем, не оказалось. Почему? Об этом могу об этом только догадываться , памятуя реакцию писателя на моё ( монюковское) видение образа старого режиссера.
Так что на столь знаковом событии мне, увы, побывать не довелось . Читатель же может погрузиться в тот день, посмотрев фильм с того вечера, который недавно выложили в Интернет.
В качестве подарка от Нового театра был преподнесен горн . С выбором последнего дело обстояло непросто : человеку, который может себе позволить практически всё из материальных благ, дарить что-либо затруднительно.
Горн же был вручён для того, чтобы в трудную минуту писатель смог протрубить и позвать на помощь друзей.
Успешно сдав свою работу кафедре, мы традиционно собрались отметить столь радостный момент.
Примечательно, что произошло это событие в новостройке, где мои родители получили квартиру. Вся мужская часть курса помогала осуществлять долгожданный переезд.
Новую мебель приобрести ещё не успели, а посему нехитрую трапезу разместили на снятой с петель двери и дружно расположились вокруг.
Первым тостом Виктор Карлович поздравил всех с удачной сдачей спектакля , а меня ещё и с новосельем. Запомнились его слова , прозвучавшие как предсказание : "Современем ты приведешь сюда жену. Заведешь детей. И заживешь семейной жизнью. И дай вам Бог!" Именно так все и случилось.
При подготовке к открытию Нового театра среди исполнителей произошли "кадровые перестановки". На мою роль назначили приглашенного артиста Игоря Кашинцева, более подходящего по возрасту , а меня перевели во второй состав.
Правда, спектакль продержался в репертуаре недолго и сыграть в нем мне уже не довелось.
Любовь и уважение к творчеству Симонова передались мне по наследству от родителей. Возможно, с того момента, когда во время семейных чтений я познакомился с романом-эпопеей "Живые и мертвые".
Мама читала замечательно! Мягко, без нажима : описанные ею картины представлялись при этом довольно ярко и отчетливо. А возможно,
когда не раз слышал в исполнении отца пронзительное "Безыменное поле" и другие стихи автора.
В 1979 году Константина Симонова не стало. Тогда же Монюков со скандалом покинул основанный им театр. При всей видимой жесткости он оказался довольно ранимым человеком и не выстоял против предательства своих любимцев.
По прошествии времени понимаю, что только благоговейным отношением Карлыча к Симонову можно в какой-то мере объяснить его малодушный поступок во время обсуждения дипломного спектакля с автором , а уж исключать меня из списка приглашенных на юбилей было вообще излишней мерой предосторожности.
В 2015 году в театре "Сфера" прошел вечер, посвященный 100-летию писателя.
Принимавший участие в подготовке сын Константина Михайловича, кинорежиссер Алексей Симонов, рассказал немало интересных подробностей из жизни отца.
Поразила история , связанная с погребением писателя. Официальные власти, вопреки завещанию Симонова, хотели устроить мемориал на Новодевичьем кладбище.
Посадив в машину нескольких родственников, Алексей поехал в сторону Буйничского поля под Могилёвом .
"Компетентным органам" он сообщил, что родственники хотят проехаться по памятным для отца местам. Сбив с толку преследователей и оторвавшись от них на какое-то время, сын Симонова развеял его прах над столь дорогим сердцу писателя местом, о котором он помнил всегда.
В этом году я неслучайно обратился к вышеизложенным воспоминаниям. 2024 год стал юбилейным для моего отца , Ильи Васильевича Куприянова и моего педагога, Виктора Карловича Монюкова.
Грядущий год и вовсе ознаменуется 110-летием со дня рождения Константина Симонова.
Все эти даты, без сомнения, достойны внимания к пройденному пути своих юбиляров.