Праздник с экзотическим названием Ысыах на самом деле — один из самых светлых и красивых праздников у народов России. Что такое Ысыах, когда и как его отмечают, почему его называют «Праздником белой благодати» и как её получить — рассказываем в материале 78.ru.
Когда будет праздник Ысыах
Изначально Ысыах — это праздник летнего солнцестояния в Республике Саха (Якутии), которое обычно приходится на 20–21 июня (в 2024 году оно начнётся 20 июня, а самый длинный день в году придётся на 21 июня). Ысыах заканчивал весенне-летний период переезда якутских семей в летник и связанные с этим ритуалы, поэтому сегодня празднование часто растягивается на весь июнь — в разных улусах его отмечают с 10 по 25 июня.
Однако есть два больших праздника Ысыах, даты которых фиксированы, — это республиканский «Ысыах Олонхо — 2024», который проходит в селе Амга Амгинского улуса 19–21 июня, и столичный «Ысыах Туймаады — 2024», который состоится в местности «Ус Хатын» Якутска 29–30 июня.
История праздника Ысыах
Согласно исследованиям, Ысыах берёт своё начало в степной культуре и сезонных кумысных церемониях, которые с ней связаны. Эта культура была распространена на территории тюркских республик, Казахстана, Монголии, но только в Якутии она сохранилась в своём первозданном виде. В соответствии с этой культурой Ысыах изначально появился как праздник моления небу и поклонения культу восходящего солнца.
Однако со временем Ысыах приобрёл несколько иное значение: он стал делить год на две половины — зимнюю и летнюю, когда народ саха переезжал с зимника на летник (сайылык). Перед этим проводили целый комплекс обрядов очищения: сначала чистили дом — после первой грозы дети стучали по дому ивовыми прутьями, крича «арчы-бурчу, арчы-бурчу», и обегали дом трижды, затем чистили придомовую территорию, окуривая её можжевельником. Наконец, проводились обряды жертвоприношения местному божеству Аан Алахчын Хотун и духу озера.
Ысыах завершает длинный ряд ритуалов и происходит от древнего обряда окропления кумысом. Это закрепилось и в его названии: «ыс» с якутского переводится как «кропить», «окроплять», а всё слово целиком — как «изобилие». Во время праздника все якуты во главе с белым шаманом обращаются к высшему божеству Юрюнг Айыы Тойону, другим божествам, которые также называются Айыы, и духам предков. Считается, что первым этот обряд провёл прародитель всего народа саха Эллэй Боотур, обратившись к Юрюнг Айыы Тойону и покровителю лошадей Дьёсёгэй Айыы Тойону. По легенде, когда он это сделал, кумыс в его кубке (чороне) вскипел белой пеной, что заставило поверить в истинность обряда его скептически настроенного тестя.
Впервые в письменном источнике Ысыах упоминается в XVII веке — обряд упоминает в своей книге голландский дипломат, путешественник и торговец Избрант Идес. По дороге в посольство Китая он проезжал через Якутию и узнал о празднике, который описал как время, когда якуты жгут костры, льют на них кумыс и молятся Айыы Тойону. А полноценные исследования Ысыаха начались в XVIII веке, когда в Якутию стали посылать академические экспедиции.
С течением времени Ысыах стали праздновать всё более масштабно — так, с XIX века к обрядовым традициям присоединился и игровой элемент. В современной России Ысыах отмечается широко: с 1991 года это государственный праздник Республики Саха, более того, 21 июня в регионе считается нерабочим днём. Отмечают Ысыах и за пределами Якутии — например, в Москве и Петербурге. В 2024 году в столицах праздник состоится в июле: 13 июля — в Москве на территории МГОМЗ «Коломенское», а 14 июля — в Санкт-Петербурге в Сампсониевском саду. Кроме того, Ысыах празднуют и за границей — везде, где якутов живёт достаточное количество, чтобы его организовать.
Суть праздника Ысыах
Ысыах объединяет в себе сразу несколько значений. Прежде всего это время обращения к девяти божествам Айыы и Юрюнг Айыы Тойону, чтобы они принесли народу саха «белую благодать», а все молитвы и пожелания исполнились. Считается, что в белые ночи открываются границы между миром людей и миром божеств, и Айыы спускаются к людям в гости.
Кроме того, Ысыах — это ещё и коневодческий обряд, недаром в древности в этот день было принято делать бескровное жертвоприношение: лошадей украшали разноцветными тряпочками и отпускали в поле, а лошадей белой масти и жеребят привязывали к коновязи для богов.
Наконец, есть и третье значение у праздника — это поклонение культу солнца, ведь божество лошадей Дьёсёгэй Айыы Тойон является ещё и солнечным божеством.
Все эти три значения в празднике Ысыах объединяются в тему сотворения мира, поскольку, по верованиям народа саха, мир был сотворён из частей лошади. И кумыс, и солнце, и лошади — всё отсылает именно к этому, а также к единению человека и всего мира, к равновесию между человеком и божествами.
Интересно, что исследователи также считают праздник Ысыах «моделью якутского счастья» — на эту мысль наталкивает изучение алгысов (обращений к божествам). Согласно этой концепции, счастье в Якутии — большая семья и достаток в доме, и именно поэтому Ысыах — семейный праздник.
Традиции праздника Ысыах
Как у любого древнего праздника, у Ысыаха есть много традиций, которые соблюдаются и в нынешнее время, при современном праздновании. Организаторы праздника сегодня специально придерживаются их, чтобы уберечь Ысыах от излишней коммерциализации и, как они сами признаются, не превратить его просто в театрализованное представление.
Для проведения Ысыаха выбирается красивое место с вместительной поляной, где устанавливают ритуальный круг из срубленных молодых берёз. В центр круга, а также по краям поляны устанавливают коновязь, которую называют сэргэ. Коновязи изготавливаются из дерева, украшаются резьбой и разноцветными ленточками — они предназначены для спустившихся с небес божеств Айыы, а также символизируют род, семью и связь поколений.
Ысыах состоит из нескольких обязательных частей: это обряд поклонения божествам Айыы, кумысопитие, хоровод осуохай, ритуальные состязания и конкурсы и встреча солнца. Интересно, что в древности праздник, наоборот, начинался со встречи солнца, однако в современности такой порядок не прижился, поэтому её перенесли на конец празднования.
Алгыс, или обряд поклонения божествам Айыы, — центральная часть Ысыаха. Его проводит белый шаман — алгысчит, который разжигает у алтаря рядом с сэргэ священный огонь и окропляет пламя и землю кумысом. В это время он читает алгысы — обращения к божествам с просьбой даровать благополучие и удачу.
Затем следует кумысопитие — это также важный обряд, которым нельзя пренебрегать на Ысыахе. Кумыс у якутов — священный напиток, его распитие, по легенде, приобщает к таинствам жизни и заряжает энергией.
Одна из самых известных и популярных частей Ысыаха — хоровод осуохай. Он похож на привычный нам хоровод, но отличается своими масштабами: считается, что в нём на Ысыах каждый должен принять участие, поэтому круг хоровода зачастую получается огромным. Держась за руки, люди в нём движутся по ходу солнца — сначала медленно и торжественно, затем всё быстрее и энергичнее. В древности осуохаи могли кружиться несколько дней, в современном мире они длятся по несколько часов. В 2012 году в Якутии даже установили рекорд, попавший в книгу Гиннесса, — собрали самый большой осуохай в мире из более чем 15 тыс. участников. А в 2022 году осуохай стал одним из 100 шедевров нематериального наследия народов России.
После осуохая настаёт время ритуальных игр. Считается, что в них находит отражение борьба света и тьмы, весны и зимы: например, во время состязания один юноша наряжается в белую лошадиную шкуру, олицетворяя новый год, а другой — в рыжую или чёрную, символизируя старый год. Проводятся и серьёзные соревнования: например, по якутской борьбе хапсагай, стрельбе из лука, бегу, конным скачкам.
Особое внимание всегда привлекают соревнования по якутским национальным прыжкам. Они бывают разные — на одной ноге, на двух ногах по меткам, прыжки с чередованием ног, тройные прыжки в длину. По поверью, участвующий в этих прыжках может узнать свою судьбу.
Есть и так называемая «якутская вертушка», когда спортсмен упирается короткой палкой в доску со специальным углублением и делает вокруг себя как можно большее количество оборотов спиной вниз.
Заканчивается Ысыах (а в древности — начинался) обрядом встречи солнца (Кюн Керсютэ). Его совершают на рассвете, ведь восход солнца у народа саха считается великим чудом, символом новой жизни. Когда солнце начинает подниматься над горизонтом, все встречающие следом поднимают руки ладонями вверх. Считается, что так они напитываются энергией солнца и избавляются от негатива. Когда светило встаёт окончательно, участников праздника зовут к ритуальному костру.
Что принято есть на Ысыах
Ысыах ещё называют «Праздником белого изобилия», потому что на нём готовится много белой, молочной пищи. Самая важная из неё — кумыс, напиток, приготовленный из лошадиного молока, он воплощает собой «белую благодать» (илгэ). По поверьям, в этом напитке заключена душа нерождённых людей и лошадей.
Есть и ещё один сакральный напиток — быырпах. Он готовится из якутского йогурта суората с добавлением сахара и сливок или сгущённого молока и считается напитком для жары, так как хорошо охлаждает.
Выделяется также саламат, который относится и к якутской, и к бурятской кухне. Это густая горячая каша из сметаны, муки и воды. Саламат считается одним из блюд «белой» кухни, которая относится к ритуальной.
Кроме того, большую роль на Ысыах играет масло. Оно даже упоминается в алгысах — например, говорят: «Пусть у тебя будет полное счастье, как неубывающая прорубь топлёного масла». По словам исследователей, сочетание белого (кумыса) и жёлтого (масла) восходит к идее сотворения мира, как и весь праздник — ведь по сути оно олицетворяет яйцо, древнейший символ новой жизни.
Что нельзя делать на Ысыах
Как и у любых праздников, особенно древних, у Ысыаха есть свой особый этикет, который следует соблюдать. Поэтому существует несколько запретов.
Так, на праздник нельзя приходить людям, у которых недавно умер кто-то из родственников, а также тем, кто в данный момент болеет. Кроме того, запрещается приходить на праздник с плохими мыслями.
Во время распития кумыса запрещается громко кричать и ссориться, ведь это отталкивает «белую благодать», которую приносит напиток. Также, по поверью, нельзя допивать из чорона кумыс до конца — это отпугнёт богатство от тех, кто устроил праздник.
Нельзя в Ысыах отказываться от угощения, а также не веселиться — каждый должен испить «белой благодати» и поучаствовать в осуохае.
Категорически запрещено в Ысыах пьянствовать, а также шуметь во время чтения алгысов. Кроме того, на празднование запрещено приводить собак — считается, что они принесут на хвостах злых духов.
Что нужно сделать на Ысыах
На Ысыах считается хорошим тоном надеть праздничную одежду — во многих якутских семьях даже шьют специальные национальные костюмы для этого. Связано это с поверьем, что в Ысыах на землю спускаются божества Айыы: они ходят среди людей и наблюдают, как каждый из них участвует в празднике. Прийти ненарядным на Ысыах — обидеть богов. Если же нет возможности надеть новую или нарядную одежду, можно использовать новое украшение или какой-либо аксессуар, напоминающий о празднике.
Обязательно на Ысыах нужно выпить хотя бы немного кумыса и поучаствовать в осуохае — это зарядит позитивом на целый год, подарит ту самую благодать, ради которой и организуют праздник. Желательно также посетить алгыс и остаться на встречу солнца.
Ысыах — семейный праздник, поэтому считается необходимым отмечать его с семьёй и близкими за общей трапезой. И конечно, самое главное — прийти на праздник с чистыми помыслами и радостью в сердце. Тогда и божества будут благосклонны, и загаданное в этот день желание обязательно сбудется.