Недавно прогремела новость о том, что перед ЕГЭ в школе Воронежа учениц заставляли снимать лифчики. Этот акт принуждения к раздеванию можно воспринимать как один из видов сексуализированного насилия.
В России среднее образование имеет жесткую иерархическую, а зачастую и авторитарную структуру, построенную на страхе и стыде. Учениц учат стыдиться незнания, непослушания, инаковости, но также девочкам с самого раннего возраста прививают стыд за их тела и физиологические проявления.
С какими неочевидными формами насилия девушки сталкиваются с самого раннего возраста и к каким последствиям это может привести — читайте в этой статье истории сотрудниц ТыНеОдна.
Что проживают девушки в школах
Запрет на самопроявление (например, в виде ношения одинаковой школьной формы), объективизация, навязывание гендерных стереотипов (девочки учатся шить, а мальчики — вырезать лобзиком по дереву) совместно с табуированностью менструации и отсутствием сексуального просвещения формируют школьную среду, в которой девушки чувствуют себя в уязвимом положении в силу возраста и гормональных изменений и могут сталкиваться с насмешками и насилием.
"Никогда не забуду это чувство унижения, стыда и звук смеха за твоей спиной"
Вспоминая школьные годы (2010-ые), одна из сотрудниц проекта ТыНеОдна рассказывает:
«Я училась в обычной средней школе, где мы были все "прелести" образования: злые и токсичные учителя, буллинг одноклассников и постоянный страх что-нибудь сделать не так.
Вспоминаю некоторые эпизоды нашей школьной жизни сейчас и прихожу в ужас, как мы остались живы и выросли социализированными в обществе. Особенно мне запомнился эпизод, когда парни из старших классов решили устроить такой "прикол" на переменах, как подбегать к разным людям, заваливать их, бить и убегать. Это чаще касалось парней, но девочки тоже попадали под "раздачу"»
«Потом девочкам придумали новое испытание - они подбегали и ударяли со всей силы по попе и убегали. Никогда не забуду это чувство унижения, стыда и звук смеха за твоей спиной. Из-за у нас с подружками вошло в привычку ходить по коридором закрывая попу учебниками или портфелем, чтобы нам не прилетело»
"Мальчикам в 7-9 классе нравилось задирать эти самые формы девочкам"
С подобной формой насилия и оценки личности через деструктивное внимание сталкивалась еще одна наша коллега:
«Я училась в обычной образовательной школе в регионе, и нас заставляли носить форму (черное платье + фартук).
Мальчикам в 7-9 классе нравилось задирать эти самые формы девочкам. При этом считалось, что ты крутая и красивая, если тебе подняли юбку, а если нет — ты страшная»
В этой истории мы видим, как с детства девушки привыкают к тому, что их сексуализация и объективизация становится нормой.
Происходит и научение девочек тому, что твоя красота зависит от внешней оценки
Кроме того, происходит и научение девочек тому, что твоя красота зависит не от твоего внутреннего самоощущения, а от внешней оценки, которая дается именно мальчиками. Другая наша коллега тоже делится своей травмирующей историей:
«Когда я училась в 9 классе, у наших мальчиков появилась мода на то, чтобы шлепать девочек по попе. Причём обращалось внимание на то, какую девочку ты шлепнул. Если она была из популярных, то тебя уважали. А если нет, то могли сказать "фу, давайте не будем с ним общаться, он потрогал ее". Помню разговор в раздевалке между одноклассниками обо мне, они думали, что я не слышу:
— Давай ты её шлепнешь по попе
— Фу, я не хочу к ней прикасаться»
Что делали взрослые?
Зная, что такие ситуации происходят, учителя, как вспоминают наши сотрудницы, никак не реагировали на них.
«Кстати, учителя прекрасно знали об этом и ничего никогда никому не говорили. Здорово, да?»
В редких же попытках изменить ситуацию аргументация взрослых сводилась не к тому, чтобы объяснить, что у каждого человека есть границы и чужое тело неприкосновенно, аргументация сводилась к попыткам манипулирования через чувство ущемленного «мужского» достоинства:
«Учителя ничего с этим не делали. Максимум — разговор с мальчиком в духе “А если бы твоей маме или сестре задирали юбку, ты бы себя как чувствовал?”»
Но правда не в том, что так могли сделать с мамой или сестрой, а в том, что нельзя трогать чужое тело без разрешения на прикосновения.
Насилие закрепилась как норма
Отсутствие объяснений приводило к тому, что насилие закрепилась как норма.
Мальчики не видели в систематическом унижении девушек проблему и пытались обвинять пострадавших в том, что с ними произошло. Девочки же в это время могли чувствовать стыд, вину, ярость, но при этом они готовы были принимать такое отношение к себе:
«Бывший парень на мой рассказ об одноклассниках, поднимающих юбки, заявил, что это “вина распущенных девочек”, ведь “адекватные” не провоцируют на это. Мне же тогда казалось, что он в чем-то прав, и я стала избегать контактов с одноклассниками, чтобы не дай бог их не “спровоцировать” »
Насилие — это НЕ норма.
Повзрослев и отрефлексировав свое школьное прошлое, мы, сотрудницы ТыНеОдна, точно знаем, что то, что с нами происходило, НЕ является нормой и нашей вины в этом нет.
Если вам пришлось столкнуться с чем-то похожим, мы очень вам сочувствуем!
Насилие — это НЕ норма. Ни в семье, ни в школе, ни на улице. Нигде.
В рамках проекта ЯНеСказалаДа вы также можете прочитать:
- Что такое сексуализированное насилие
- Женское "нет" = "да"? Что не так с этой фразой?
ТыНеОдна - это проект, который заботится о том, чтобы личные отношения были здоровыми, экологичными и безопасными. А насилие наказывалось.
Мы оказываем бесплатную онлайн психологическую и юридическую помощь пострадавшим от домашнего насилия. Также мы организуем бесплатные онлайн группы для женщин, которым нужна поддержка.
Узнать больше о работе нашего проекта и подписаться на наши другие социальные сети можно по данной ссылке - https://tineodna.ru/
Также вы можете поддержать работу нас финансово:
🔺Ежемесячная поддержка: tineodna.ru/mailinglist
🔺Разовая поддержка: tineodna.ru/donat
Все полученные средства будут направлены на нужды проекта ТыНеОдна. Эти деньги дадут нам возможность помочь ещё большему числу женщин по всей России.
Спасибо за прочтение этой статьи!