Я люблю старое американское кино. Ну, или кино, где присутствует грамотная стилизация под старину в Америке. Мне интересна бытовая составляющая тех времен – что люди носили, как держали вилку и ложку, как ездили, как работали и т.п. Опять же, социальная обстановка тех времен – социальные отношения. Расовые отношения.
И вот я обратил внимание – почему-то во многих фильмах, связанных с эпохой столетней давности в США, лифтерами часто работают негры. Вот не белые, не азиаты, а именно негры. Это почему так? Это стереотип какой-то? Или просто экономия на оплате труда? Или это чтоб показать, что потолок карьеры для негра в США ограничивается высотой здания, где он работает лифтером?
Стереотипом это вряд ли может быть. Потому что вот совсем некиношный кадр с черной лифтершей. Это 1958-й год, университет Вирджинии. Никакого кино, никакой постановки - вполне реальная жизнь.
А вот кадр поновее. Это из сериала "Дживс и Вустер". Там показывается дорогой американский апарт-отель с лифтом, а лифтером там – ну вот опять же:
И вот, кстати, этот кадр очень даже и объясняет столь тенденциозный расовый выбор. Надо только немножко подумать. Вот представьте: прибывает в Нью-Йорк пароход из Англии. С него сходят досточтимые британские сэры, сэрихи и их слуги – с родословной аж до короля Иоанна Безземельного. И эти сэры, сэрихи и их бериморы тут же направляются в фешенебельный нью-йоркский отель, который они себе забронировали еще в Англии.
Только вот ведь какая штука. Человеческий организм – ему плевать на социальное или расовое происхождение. Будь ты хоть простолюдином, хоть королем – морская качка действует на всех одинаково. Добавим к этому сдвиг по времени, нарушение биологических часов, смену режима питания – короче, к концу такого путешествия пищеварительная система по-любому придет в больший или меньший беспорядок.
Что это означает на практике? А вот что: заходят в лифт благородный сэр со своей благородной сэрихой. И тут нежданчик – у благородной сэрихи самопроизвольно срабатывает нижний сбросной газовый клапан (пищеварение же нарушено). И у сэра – аналогичная картина. Разница только в том, что наш сэр с утреца еще шампанского откушал, поэтому у него сработал еще и верхний клапан.
А это - лифт. Пространство – ограниченное, звуки и запахи распространяются очень хорошо. Причем сразу выйти из зоны поражения нет никакой возможности. А лифт еще может и застрять… А клапаны могут сработать и не по одному разу…
НО: разве может благовоспитанный выпускник Итона молодой лорд Сквоттомботтом р ы гануть вообще и р ы гануть в лифте в частности? Причем не интеллигентно так, а прям по-богатырски, от всей души – ЫЫЫЫГГГГХХХХ?
А его жена – закончившая престижную Челнтхэмскую школу для девочек в числе первых? Ну разве может она пер… пустить ветра в лифте? КАК??? Не комильфо, нон шармэ!!! Дизгастинг!!! А ну как это потом еще и в газеты попадет? В светскую хронику? Это ж позор какой!
Поэтому руководство дорогих отелей, столкнувшееся с такими эксцессами, нашло изящный (по их мнению) выход – они стали набирать в лифтеры исключительно черных. Негр в тогдашних США считался человеком только формально (и даже это – не везде), поэтому на него можно было валить что угодно. Кто-то испортил в лифте воздух – так это не благородная леди Сквоттомботтом. Это всё он, геттушник-чернушник, которого ко кнопкам допустили.
Вот так, исключительно из тогдашних соображений политкорректности, по США эта практика и распространилась. Со временем, истинную причину такого подбора кадров позабыли, но практика все же сохранялась довольно долго.